Типология политических действий
(по В. Н. Амелину)
Источник активности 3 Основной регулятор действий | Автономный | Внешний |
Цель | автономное целерациональное | мобилизованное целерациональное |
Ценность | автономное ценностно-рациональное | мобилизованное ценностно-рациональное |
Рис. 1.
Автономное целерациональное политическое действие предполагает инициирование и реализацию какой-либо политической цели. Например, достижение победы на выборах. Для этой цели организуется выдвижение кандидата, он регистрируется, встречается с избирателями и совершает еще значительное количество действий, которые подчинены единой цели - завоеванию на свою сторону как можно большего количества избирателей. В данном случае политический субъект наиболее полно проявляет свою субъективность. Однако участие в избирательной кампании может подчиняться и другой логике: кандидата в депутаты могут выдвигать определенные группы давления. В том случае, если кандидат в депутаты мобилизован группой давления, он послушно выполняет ее волю, лишь несколько корректируя предложенную ему программу, стратегию и тактику предвыборной кампании и т.п. В данном случае политическим субъектом является группа давления, а сам кандидат в депутаты является лишь носителем тех отношений, которые инициируются группой.
Ярким примером автономного ценностно-рационального поведения является деятельность А.Д.Сахарова, соответствовавшая самым высоким критериям гражданственности. Его поведение являло собой приверженность абсолютным ценностям свободы и прав человека, невзирая на негативные воздействия окружающей среды.
Мобилизованным и одновременно ценностно-рациональным поведением являются действия людской массы на праздниках в период тоталитаризма. Самодеятельность масс должна была тщательно подготовлена, организована и по возможности мало заметна для самой массы. Необходимо в корне пресечь всякие попытки выявления своего индивидуального «я» отдельными личностями за счет остального коллектива. И вместе с тем праздники выражали ценности труда, революции, коллективизма и т.п. Причем люди с энтузиазмом верили в эти ценности, считали их основанием новой жизни, готовы были отстаивать их с оружием в руках.
Каждый из приведенных типов политического поведения и деятельности требует особой методологии исследования. В самом деле, не различая целерациональных и ценностно-рациональных действий, мы рискуем спутать желаемое, то есть то, чего субъект хочет достичь, и имеющееся, то есть то, от чего он отправляется к достижению цели.
Следует также учесть, что механизмы регулирования деятельности и поведения существенно отличаются, так как ценности в отличие от цели достичь принципиально невозможно, ведь она по своей природе представляет не что иное как уже накопленный человеческий опыт, который к тому же интериоризирован. Цель же располагается вне субъекта - в реальной действительности, и к тому же она не дана актуально, а всегда в потенции, так как заведомо неизвестно, будет ли цель достигнута.
И, наконец, необходимо различать индивидуальное, групповое и массовое политическое поведение. Индивид, как правило, достаточно полно контролирует характер своего воздействия на ситуацию и степень участия в политическом процессе. Поведение группы характеризуется более широким спектром воздействия на политический процесс и уровнем контроля за поведением каждого члена группы, однако индивид оказывается менее сопричастным политическому процессу в силу расхождения индивидуальных и групповых интересов. И, наконец, массовое политическое поведение свидетельствует о включенности в политические процессы больших групп людей, воздействующих на них самым непосредственным образом. Индивид, вынужденный подчиняться социальным нормам и обычаям, как правило, практически теряет контроль над характером включенности в политический процесс.
Субъекты и логика их действия в рамках индивидуального, группового и массового политического поведения существенным образом отличаются и каждая из них требует принципиально разных подходов изучения. Действительно, социологическое описание политического лидера, принимающего ответственные решения, или избирателя, не желающего принимать участие в голосовании, предлагает один подход для определения детерминант их поведения. А поведение митинга или собрания избирателей требует уже иных средств описания и интерпретации данных.