Методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов

Рам-а t стол

стол t книг-у, (2.23)

где t - операция установления сходства.

Содержательный анализ соотношений (2.17) позволяет понять, что в них отражено сходство по падежу: слова мужского рода ("стол") могут употребляться в русском языке в одинаковой форме в именительном (первая строка) и винительном (вторая строка) падежах, в то время как слова женского рода имеют в этих падежах разную форму, что и обуславливает нетранзитивность.

В синтагме «рам-а t стол» имеет место отношение сходства с точностью до рефлексии и симметрии, в синтагме «стол t книг-у» тоже, а между элементами синтагмы «рам-а t книг-у» сходства нет в силу невыполнения свойства транзитивности.

Графические методы - следующий раздел дискретной математики. Графические представления позволяют наглядно отображать структуры сложных систем и процессов, происходящих в них. Такие средства, как графики, диаграммы, гистограммы, древовидные структуры, можно отнести к средствам активизации интуиции специалистов.

На основе графических представлений появились теории: геометрия, теория графов, сетевого планирования и управления [30, 31, 32], статистическое сетевое моделирование.

 


 

Данные методы вначале называли качественными [3], или экспертными, поскольку они представляли собой подходы, активизирующие выявление и обобщение мнений опытных специалистов - экспертов.

2.3.1. Методы типа «мозговой атаки», или коллективной генерации идей

Мозговая атака основана на гипотезе, что среди большого числа идей имеется, по меньшей мере, несколько хороших, полезных для решения проблемы. Методы этого типа известны также под названием коллективной генерации идей, конференций идей, метода обмена мнениями.

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (создается две группы: одна группа вносит предложения, а вторая старается их раскритиковать).

Мозговую атаку можно проводить в форме деловой игры с применением методики «стимулирования наблюдения», в соответствии с которой группа формирует представление о проблемной ситуации, а эксперту предлагается найти наиболее логичные способы решения проблемы.

В реальных условиях из-за трудности жесткого выполнения требуемых правил, психологического влияния должностной структуры применяют способы опроса компетентных специалистов, не требующие их обязательного присутствия и устного высказывания своих мнений в конкретном месте и в конкретное время.

2.3.2. Методы типа «сценариев»

Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенные в письменном виде, получили название сценариев. Форма представления сценария не регламентируется.

Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели, но и содержит результаты количественного технико-экономического или статистического анализа с предварительными выводами.

Так как сценарий - это текст с неоднозначными толкованиями, то его следует рассматривать как основу для разработки более формализованного представления о будущей системе или решаемой проблеме.