ЛЕКЦИЯ 3.

Создание Древнерусского государства (862 г.) являлось частью процесса формирования европейской культурно-политической общности.

Первые сведения о важнейшем политическом событии: провозглашении на рубеже 830 - 840-х гг. нового государства - Руси сообщают два независимых друг от друга источника: “Бертинские анналы” (западноевропейские хроники IX в.) и “Повесть временных лет” (ПВЛ - русская летопись XII в.).

“Бертинские анналы” фиксируют в 838/39 гг. прибытие посольства “русов” к византийскому императору Феофилу, которые говорили, что их народ зовут “Рос”, и царь их по имени Хакан отправил к нему “дружбы ради”. ПВЛ: “ Въ лето 6360 (842 г.)... начася прозывати Русская земля”. Итак, создано государство “Русская земля” , глава его принял титул “хакан” (что уравновешивало его с главой соседского Хазарского каганата), и это государство стремилось заручиться поддержкой Византии.

Источники зафиксировали основные этапы процесса создания нового государства. К середине IX в. сформировались союзы восточнославянских племен с центрами в Ладоге, Белоозере, Новгороде, Изборске, Ростове, Полоцке, Смоленске, Киеве. Данники Руси были или втянуты в процесс формирования древнерусского этноса (чудь, меря, весь, мурома), или политически от нее зависели (пермь, печора и другие).

862 г. - на севере, в Новгороде зафиксированы конфликты, происходит изгнание варягов, а через некоторое время - “призвание варягов” во главе с князем Рюриком.

В 882 г. - новгородский князь Олег во главе многочисленного войска совершает поход на юг, продвигаясь по Днепровскому пути, и завоевывает города Смоленск, Любеч, Киев. Столица княжения была перенесена в Киев. Вскоре после этого Олег покорил древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, приведя их “под руку Киева”. В это же время произошла заметная переориентация всех политических, экономических и религиозных интересов в сторону Византии и Восточного Средиземноморья, где некогда зародилось и само понятие “Европа”, и европейская цивилизация. Подчинение славянских племен центральной власти продолжали князья Игорь, Ольга и Святослав. Постепенно местные княжения были ликвидированы (князь Святослав первый принял титул “великого князя”), и к концу X - началу XI вв. (князья Владимир Святославович и Ярослав Мудрый) была сформирована территория Киевской Руси, обозначились ее границы, поддерживалось хоть непрочное, но единство, стабилизировались отношения с соседями (карелами, балтами, Польшей, Венгрией, Болгарией, создана оборонная система крепостей от кочевников на юге). Русь становится одной из крупнейших и сильнейших держав Европы.

Норманнская проблема

Норманнская проблема в отечественной историографии - это проблема реального участия и роли варягов в создании и развитии древнерусского государства или славяно - скандинавских связей. Начало дискуссии по норманнскому вопросу было положено в XVIII в. исследованиями работавших в России немецких ученых Г.З.Байера, Г.Ф.Миллера, А.Л.Шлецера. На основании летописных и других источников, они впервые сделали вывод о том, что название “Русь” и великокняжеская династия Рюриковичей - скандинавского происхождения, и само государство было создано ими. В условиях “бироновщины” подобные выводы были восприняты как обоснование теории норманнского завоевания славян, неспособности последних к созданию своей государственности. Это, в частности, вызвало резко отрицательную оценку М.В. Ломоносова. В к. XVIII - XIX вв. политическая острота дискуссий стерлась, мирное призвание варягов и их участие в образовании древнерусского государства признавали все крупнейшие русские историки: М.Н. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Показательно и то, что празднование 1000-летия России состоялось в 1862 г., и в честь этой даты в Новгороде был торжественно открыт памятник. Но противостояние норманистов и антинорманистов все же сохранилось. Особенно оно обострилось в 30-40-е годы нашего века в силу чисто политических причин: в ответ на гитлеровскую пропаганду, использовавшую факт о призвании варягов для обоснования превосходства “арийской расы”, а также после Великой Отечественной войны, когда в стране развернулась борьба с “космополитизмом” и преклонением перед “иностранщиной”. В результате был возрожден “вульгарный” антинорманизм - он становится генеральной линией советской историографии. То есть, чисто научная и даже второстепенная для выяснения генезиса государственности проблема о происхождении названия “Русь” и правящей династии, активно использовалась для целей, очень далеких от науки. Современными исследователями решается задача преодоления этого непростого наследия, возвращения дискуссии в пределы науки, выработки взвешенных и обоснованных ответов на поставленные вопросы.

Особенности социального строя Древней Руси

Периоду Древней Руси посвящена обширная отечественная и зарубежная историография. При этом дискуссионными остаются практически все базовые, основные характеристики древнерусского общества. В отечественной историографии выделяются три традиции, отличающиеся различными интерпретациями истории Древней Руси: дореволюционная историография и продолжающая ее традиции “ленинградская” (петербургская) школа, представленная работами И.Я. Фроянова и др.; сложившиеся в советской историографии школа В.Д. Грекова и школа Л.В. Черепнина.

Определяющим является вопрос о характере древнерусского общества: первая школа оценивает его как общество переходное от родоплеменного к классовому, т.е. дофеодальное,последние - как феодальное или раннефеодальное. Отсюда - и все остальные разногласия. В данной лекции отражены концепции и выводы дореволюционной историографии (В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов, А.Е.Пресняков и др.) и близкой к ней “ленинградской” школы.

В истории Древнерусского государства выделяютсядва крупных периода:

1. IX -XI вв. - существование единого государства, объединенного властью Киева;

2. XI - нач. XIII вв. - номинально великий киевский (с XII в. - владимирский) князь оставался главой государства. Киевская Русь не распадается, а преобразуется в своеобразную федерацию самостоятельных русских земель и княжеств, число которых постоянно увеличивалось: в середине XII в. их было 15, накануне монголо-татарского завоевания - уже около 50. Наиболее крупными и развитыми были Новгородская, Киевская, Галицко-Волынская, Полоцкая, Смоленская, Муромо-Рязанская, Владимиро-Суздальская, Черниговская и Северская земли. Отношения между князьями регулировались соглашениями и обычаями, экономическая же, культурная, религиозная общность всей территории сохранялась. Период политической раздробленности (удельный период), ослабивший Древнюю Русь и сделавший ее уязвимой для внешней опасности, продолжался вплоть до создания Московского государства в конце XV - нач. XVI вв.

Социально-экономический и политический строй, общественные отношения Древнерусского государства необходимо рассматривать в динамике: в молодом государстве, особенно в IX - XI вв., сохранялись многие родоплеменные черты, но постепенно (на втором этапе) развивались и феодальные элементы, что и позволяет определять его характер какпереходного от доклассового к феодальному, т.е. дофеодального.

Центральным в экономической истории аграрного общества является вопрос о землевладении. Первые княжеские вотчины появляются не ранее X в., в XI в. - боярские и церковные. Их возникновение знаменовало наступление новых порядков, основанных на зарождении частной земельной собственности и появлении зависимых людей, живущих и работающих на земле, принадлежащей господину. Но становление вотчинного и, позже, поместного землевладения, происходило в течение длительного исторического периода (примерно XI - XV вв.), господствующее же положение в экономике Руси XI - XIII вв. занималообщинное землевладение. Община - вервь скреплялась поземельными и родственными связями, коллективным владением землей, коллективным трудом и ответственностью. Свободный, платящий дань лишь государству крестьянин-общинник был главной фигурой Киевского государства.

При господстве натурального хозяйства экономика носила потребительский характер. Связи между внутренними территориями, особенно в IX - XI вв., носили нерегулярный и ограниченный характер. В этих условиях господствовала внешняя торговля, “гостьба”, которая и была для древнерусской знати источником богатства. В то же время, при сравнительно малочисленном населении (2 - 4 млн. человек) на огромных пространствах лежало много неподеленных, никем не занятых земель.

В XII - XIII вв. в результате роста населения, падения значения международных торговых путей, улучшения коммуникаций, развития городов и ремесел повышается роль внутренней торговли, носившей в основном характер обмена между городом и деревней. В этот период число вотчин увеличивается, но все же они были островками в море общинного землевладения.

В вотчинах использовался труд рабов и полузависимого населения, то есть сочетались рабский и полуфеодальный компоненты. В источниках упоминаются различные категории зависимого населения (интерпретация И.Я. Фроянова).

Челядь - рабы, причем только иноплеменники, они не имели никаких прав, основным источником их пополнения была война, плен. Холопы (упоминаются в документах с 986 г.) - тоже рабы, но, видимо, местного происхождения. Данники - население, с которого дань взимали силой, под угрозой оружия, то есть завоеванные и покоренные племена. Свободное население даннического тягла не несло, оно платило “полюдье”.

Смерды (впервые упоминаются в 1006 г.) видимо, это покоренные племена неславянского происхождения, главная обязанность которых - плата дани. Они имели собственное хозяйство, поставляли лошадей, использовались для защиты границ. Закупы - полностью лишенные средств производства, но сохранявшие личную свободу люди. Закупничество заключалось на определенный срок, ими делались “пище ради” выпавшие из общины, деклассированные люди. Рядовичи - мелкие управители князя или боярина, поступившие в услужение к нему через “ряд” - договор.

Но следует подчеркнуть, что зависимые категории населения не являлись многочисленными, особенно в IX - XI вв. Рядовые свободные граждане: земледельцы - общинники и горожане (называемые в источниках - “люди”, “людие”) - решительно преобладали в домонгольской Руси.

Об архаичности древнерусского общества свидетельствует иформа семьи. По летописи древляне, радимичи, вятичи, северяне брака не имели, а “умыкиваху у воды девица”, имели по две - три жены. У Владимира Святого было 6 жен, да еще в Вышгороде, Белгороде, Берестове он содержал 800 наложниц, “бе же Володимер побежден похотью женской”. После принятия христианства церковь повела борьбу с языческими формами семьи, но они оказались очень живучими. В церковном Уставе Ярослава (XI в.) перечисляются наказания, “аще кто имеет две жены ...”, “аще муж оженится иною женою, а с старой не распустився...” В XII в. митрополит Иоанн гневно обличает тех, “кто без стыда и срама две жене имеет”. Кроме того в древнерусском обществе даже в конце XI в. сохранялась кровная месть.

Государственность Древней Руси

В структуре государственной власти Древней Руси центральное место занимала княжеская власть,зародившаяся в патриархальном обществе (общеславянское слово “князь” происходит от древнегерманского KUNING - старшина рода). К X в. межплеменная борьба заканчивается победой Киева, и уже Святослав имеет титул “великого князя русского”. Власть на местах передается посадникам Киевского князя, как правило, его сыновьям. Подобная структура окончательно оформилась при князе Владимире Святославиче (конец X - нач. XI вв.). При этом крупные территориальные образования (княжества, земли, волости) сохраняли значительную самостоятельность, что позволяет историкам называть Киевскую Русь “федерацией” земель и княжеств.

В IX -X вв. функции князей были довольно широкими. На них возлагались задачи военного руководства и дипломатических отношений. В их облике еще много черт прежних племенных князей, главная из которых - непосредственное участие в сражениях. Храбрость князя на “рати” высоко ценилась в древнерусском обществе. Новгородцы в 1136 г. изгнали князя Всеволода, обвинив его в том, что он уехал “с полку впереди всех”, т.е. бежал с поля битвы. Князья нередко погибали в военных сражениях. Владимир Мономах писал о гибели своего сына Изяслава: “Дивно ли, оже мужъ умерл в полку”, “тем бо путем шли деды и отцы наши”. Князь выполнял и религиозные функции. Прозвание Олега Вещим указывает на то, что он был “вещуном”, т.е. жрецом. Выполняя подобные функции, Владимир провел религиозную реформу 980 г., а в 988 г. принял христианство и сделал его государственной религией. Князь был и судьей, исполнял внутренний “наряд” по охране мира и порядка. Первые законодательные акты русского государства (“Русская правда”) связаны с именами князей Ярослава Мудрого и его сыновей Ярославичей (XI в.), известны Уставы Владимира Мономаха, церковные княжеские уставы. Таким образом, князь был военным вождем и организатором народного ополчения, главой управления, необходимым элементом политической организации общества.

В отечественной историографии утвердилась традиция, рассматривающая древнерусских князей “государями”, “самодержавными монархами”, “раннефеодальными монархами, осуществлявшими волю класса феодалов”. Она требует критического осмысления. К сказанному выше добавим сведения о княжеском вассалитете на Руси. В X - XI вв. он отличается крайней элементарностью: совпадением вассальных и семейных отношений (сюзерен - отец, вассал - сын-княжич) и неземельной основой пожалований (вассалам жаловалось право сбора дани, а не земля). При этом сюзереном становился старший в роду (принцип старейшинства). То есть отсутствовали два важнейших признака феодализма: соединение служилых отношений с поземельными, наследственная передача тех и других; вассалитет переплетался с элементами родовых отношений, отличался неустойчивостью. В XI - XIII вв. пожалование даней заменяется пожалованием кормлений с земли, но все же вассальные отношения в Древней Руси окончательно не сложились.

Итак, князь не был верховным земельным собственником, общество не носило ярко выраженный классовый характер, основное население было свободно. В этих условиях великий князь Древней Руси не стал монархом.Его власть не была бесконтрольной, ничем не ограниченной.

В первую очередь власть князя ограничивалонародное собрание - вече -институт, сложившийся в родоплеменном обществе. Веча собирались во всех русских землях вплоть до сер. XIII в. (в Великом княжестве Литовском веча зафиксированы и в XV в., в Новгородской земле - вплоть до присоединения к Московскому государству в 1478 г.). Вече являлось верховным демократическим органом власти, решающим все важные вопросы: о войне и мире, приглашении и изгнании князей, распоряжении финансами и земельными фондами. Приезжая в ту или иную волость, князь должен был входить в соглашение с вечевой общиной и принимать выдвигаемые вечем условия. Веча были думой волости, вечевой приговор городов принимался к исполнению пригородами. В к. XI - сер. XII вв., когда Киевская Русь распадается на самостоятельные земли, хозяином положения делается, по мнению В.О. Ключевского, вся городская масса, собиравшаяся на вече. Вечевые города приобрели в своих областях значение “руководящей политической силы, которая соперничала с князьями, а к концу XII века взяла над ними решительный перевес”.

В Древней Руси было много городов, их число постоянно увеличивалось. По археологическим данным в к. X - нач. XI вв. насчитывалось 20 - 25, в п.п. XII в. - около 70, а к середине XIII в. - около 150 городов. Это были политические и административные центры: там жили князь и его бояре, размещалась княжеская дружина, действовали структуры местного самоуправления ­ - вече, выборные старейшины, тысяцкие - предводители народного ополчения. Одновременно города росли и развивались как культурные, торговые и ремесленные центры, здесь же сосредотачивалась религиозная жизнь. Многие из них славились красотой и прекрасной архитектурой. В Новгороде, Чернигове, Полоцке стояло несколько десятков каменных церквей, а Киев Адам Бременский называл “жемчужиной христианского Востока и вторым Константинополем”.

Население городов так же, как и крестьяне-общинники - свободные люди. По русским летописям и другим источникам “люди” наделены значительной социальной энергией: они принимают участие в приглашении князей на стол и в их сгоне, участвуют в выборе религии, диктуют князьям условия княжения (из договора новгородцев с князем: “ни тобе, княже, ни твоей княжне, ни твоим боярам, ни твоим дворянам сел не держати, ни купити, ни даром приимати и по всей волости новгородской”). А.Е.Пресняков считал княжескую власть в Древней Руси “оружием народа”, а саму русскую государственность исконно демократической и близкой к народу.

Влияние на решение важнейших вопросов имела и княжеская дружина (от слова “друг”- спутник, товарищ на войне). В XI - XIII вв. князь и дружина практически нерасторжимы, дружина служила князю и находилась на его содержании. Для старшей дружины (бояре) это была раздача “кормлений”, позднее земель, для младшей (отроки, гриди, двор) - содержание на довольстве, выплата денег, части дани, военной добычи. Бояре составляли совет князя (думу), дружина в целом являлась военно-административным аппаратом князя (воеводы, судьи, послы и т.д.). Князь советовался с дружиной по всем вопросам, в противном случае он мог лишиться их поддержки. Многое в политическом строе древнерусских земель поясняет ихарактер войска. На той стадии общественного развития военная сила и власть не оторвались друг от друга, т.е. власть принадлежала тому, кто представлял собой военную мощь. В Древней Руси свободный человек пользовался ничем не ограниченным правом ношения оружия, и, скорее всего, всякий свободный был вооружен. В зависимости от степени военной опасности, в бой вступала или дружина, или народное ополчение. Наиболее сильной и хорошо вооруженной частью и ядром войска ялялась дружина. В народном ополчении были собственные командиры - земские воеводы, тысяцкие. Их наличие - свидетельство относительной самостоятельности военных организаций вечевых общин. Таким образом, высокая социально-политическая активность рядового населения Руси, его полновластие на вече опирались на военную мощь народа.

В целом, в древнерусском государстве сложилось, по словам В.О.Ключевского,“неустойчивое равновесие” двух форм власти, двух тенденций политического развития: княжеской (монархической) и вечевой (демократической).

Древняя Русь - ярчайший период в истории восточнославянских народов, в это время были заложены основы их культуры и цивилизации. Многое роднило Русь с Европой: синхронность общественного развития и создания государств, христианская вера, политические, династические, торговые и культурные связи. Не все они были закреплены в новый исторический период: при переходе к феодализму. Не в последнюю очередь потому, что будущей России пришлось прокладывать себе путь в жестокой борьбе за независимость и выживание как с Западом, так и с Востоком.

Тенденции усиления великокняжеской власти и объединения наметились во Владимиро-Суздальском княжестве и Галицко - Волынской земле ещё во второй половине XII века. Однако начавшийся процесс восстановления государственно- политического единства был прерван и надолго заторможен нашествием Батыя и установившимся над Русью монголо- татарским игом.

Есть и другие точки зрения: принятие христианства объясняется длительной миссионерской деятельностью христианских проповедников, регулярно бывавших во всех древнерусских городах, расположившихся на пути ’’из варяг в греки’’, а также торговыми и дипломатическими интересами купцов и знати, понимавших, что только принятие христианства позволит языческой Руси стать равным партнёром среди христианских стран Европы.

 

Крещение Руси

Несмотря на различие позиций, все авторы признают, что Крещению 988 года предшествовали ’’малые крещения’’, когда христианство принял князь и часть его дружины, а в Киеве была построена первая церковь во имя пророка Божия Илии. Вскоре после того славянские просветители Кирилл и Мефодий создали церковнославянскую азбуку, и богослужение могло совершаться на понятном для славян языке, что немало способствовало дальнейшему проникновению христианства в Древнюю Русь. Напомним, что западные христиане молились и вершили службы на латинском языке.

О существовании влиятельной христианской общины в великокняжеском окружении косвенно свидетельствуетдоговор Игоря с греками /945 г./. В период его княжения количество христиан в Киевской державе резко возрастает.В 955 году крестилась в Царьграде великая княгиня Киевская Ольга, построившая затем несколько храмов в Киеве, Пскове, Новгороде. Однако до официального объявления христианства религией всей древнерусской народности дело ещё не доходило.

Период Киевской митрополии.

В 988году Киевский князь Владимир заключил с Византией договор о дружбе и взаимопомощи. Одним из его условий было принятие Владимиром христианства, что и было исполнено. В августе 988 г. (по версии ряда историков - 1 августа 990 г.) состоялось массовое крещение киевлян - язычников в речных водах. Крещение совершали византийские (греческие) священники. После этого христианство стало укореняться в Новгороде, Ростове, Суздале, Муроме и других центрах Киевского государства. В правлении князя Владимира (умер в 1015 г.) огромное большинство населения Руси приняло христианство. Этот процесс шёл не гладко, исследователям известны факты сопротивления новой вере.

Христианизация Руси сопровождалась активным храмостроительством. Одновременно оформлялась и церковная организация: в храмах совершали богослужение священники и диаконы, в крупных городах - Новгороде, Владимире-Волынском, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове Великом - располагались резиденции епископов, а в Киеве находилсямитрополит, посвящаемый Константинопольским патриархом. Таким образом, в первые века своего существования Русская Церковь была митрополией, находящейся в юрисдикции Константинопольского патриарха, хотя и обладала широкой автономией.

Киевские князья привлекали митрополита и епископов к участию в государственных делах. Иерархи Церкви направляли своё влияние на устроение государства, укрепление центральной власти, нравственное воспитание народа и насаждение просвещения. Своим авторитетом они нередко мирили князей в дни междоусобиц. Решительно искоренялись крайние и темные стороны язычества: запрещалось приношение человеческих жертв, ритуальные убийства жён или рабынь после смерти их мужей или господ, укреплялась парная семья, осуждались те народные развлечения, которые уводили человека в мир грубых чувственных развлечений, сопровождались пьянством и драками.

Церковь соучаствовала в создании общерусского законодательства, способствовала смягчению системы наказаний, развивала стремление к милосердию.

Благодаря ей были возведены великолепные памятники архитектуры и живописи, среди которых сохранившиеся до сих пор Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Новгороде. Распространялась письменность: в 1025 году Ярослав Мудрый открыл в Новгороде духовное училище и есть основания предполагать, что подобные школы существовали и при других архиерейских кафедрах. На Русь буквально хлынул поток духовной литературы, при монастырях и княжеских домах стали формироваться библиотеки, появилась и своя, оригинальная православная литература. Развивалось летописание, в котором древняя история Руси неразрывно увязывалась с библейской картиной сотворения мира и развития человечества.

Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.

Время с начала ХII до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине ХII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу ХIII в. - 50, в ХIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.

Различают несколько причин феодальной раздробленности:

экономическая - в рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения монастырей и церквей; натуральный характер хозяйства предоставлял каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества;

социальная - усложнилась социальная структура русского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, в том числе холопы; эта новая Русь уже не нуждалась в прежней структуре; зарождалось дворянство, которое должно было служить господину в обмен на земельное пожалование; в каждом центре за местными князьями стояли бояре со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи;

политическая - основную роль в распаде государства сыграло местное боярство; местные князья не хотели делиться своими доходами с Великим Киевским князем, и в этом их активно поддерживало местное боярство, которому нужна была сильная княжеская власть на местах;

внешнеполитическая - распаду государства способствовало отсутствие в середине ХII в. серьезной внешней угрозы; позже она появилась в лице монголо-татар, но процесс распада государства зашел уже слишком далеко.

Период феодальной раздробленности переживали все крупные западноевропейские государства. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего экономического и социально-политического развития и имела как положительные черты, так и отрицательные последствия для всех русских земель.

Положительные черты. Вначале в русских землях наблюдался подъем земледелия, расцвет ремесла, рост городов, развитие торговли в отдельных землях.

Отрицательные последствия. С течением времени постоянные усобицы между князьями стали истощать силы русских земель, ослаблять их обороноспособность перед лицом внешней опасности.

Из всех распавшихся русских земель наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика. Именно эти княжества стали политическими наследниками Киевской Руси, т.е. являлись центрами притяжения всей общерусской жизни. В каждой из этих земель сложилась собственная оригинальная политическая традиция, была своя политическая судьба. У каждой из этих земель в будущем была возможность стать центром объединения всех русских земель.

История и политическая судьба Галицко-Волынского княжества

На юго-западе от Киева лежали крупные древнерусские города Галич и Волынь. Галицкие земли отличали теплый климат, богатая природа, плодородная почва, близость к Византии и западным государствам. Эти земли были богатейшей областью на Руси. Их называли Червонной (Красной) Русью. Здесь процветали земледелие, торговля, ремесла, добыча каменной соли. Местное боярство имело обильные источники существования. Нигде боярство не было так сильно, как в Червонной Руси. Рюриковичам всегда здесь было очень трудно править. Положение Рюриковичей осложнялось близостью сильных государств - Венгрии и Польши. Западные католические государства всегда стремились установить здесь свое влияние.

В 1199 г. галицкий князь Роман Мстиславич объединил Галич и Волынь и отделился от Киева. Роман Мстиславич круто подавил оппозицию местного боярства. Организуя военные походы на Литву, половцев, западные страны, он мечом расширял пределы своего княжества. В 1205 г. Роман Мстиславич отправился с походом в Германию, но по пути в Польше был убит. Галицко-Волынское княжество охватили боярские смуты. Вдова князя с малолетними детьми - Даниилом и Васильком - едва успела покинуть пределы княжества.

В 1221 г. выросший сын Романа Мстиславича Даниил Романович смог вернуться в отцовскую вотчину. В 1240 г. он объединил под своей властью галицкие, волынские и киевские земли, и стал самым сильным на Руси князем. Но в том же году на Южную Русь обрушились монголо-татары и разрушили Галицко-Волынское княжество. Самый сильный на Руси князь оказался в зависимости от монгольского хана. Перед Даниилом встала трудная задача - укрепить разрушенное княжество, защитить от посягательства соседей, восстановить внутри княжества покой и порядок. Даниил Романович реорганизовал свои дружины, стал налаживать торговые связи с Византией, Венгрией, Германией, Римом, строил новые города. Так, на западной границе он выстроил новый город и подарил своему сыну Льву в качестве свадебного подарка. С тех пор этот город называется Львовом. В 1255 г. папа римский предложил Даниилу титул короля и военную помощь в борьбе против монголо-татар. Даниил же должен был способствовать распространению католичества в своем княжестве. Даниил титул короля "Малой Руси" принял, но способствовать распространению католичества не стал и военной помощи не получил.

Укрепление Галицко-Волынского княжества беспокоило монголов. В 1261 г. их огромное войско ворвалось в пределы княжества. Даниилу было приказано уничтожить военные укрепления нескольких городов. Многолетний труд Даниила по укреплению своей вотчины был уничтожен руками самого Даниила. Восстановить разрушенное сил у Даниила уже не было. В 1264 г. Даниил Галицкий умер. Но в памяти народа остались его воинские подвиги, а также то, что в годы суровых испытаний он не потерялся, привел свою вотчину в цветущее состояние. Но в нем ценили и другую его черту - беспримерную дружбу с братом Васильком. С детских лет они все делили пополам: и горе, и радости. Такое братское согласие в те времена встречалось не часто.

После смерти Даниила Галицкого раздоры бояр вспыхнули с новой силой. Потомки Даниила не смогли удержать единства Галицко-Волынского княжества. Из-за усобиц князей и боярства княжество постепенно слабело и через 100 лет было поделено между Польшей, Венгрией и Литвой.

Таким образом, одно из богатейших древнерусских княжеств - Галицко-Волынское - в значительной степени из-за постоянных раздоров боярства утратило исторический шанс в будущем возглавить объединительный процесс на Руси.

Новгородская боярская республика

Новгород - особый город в русской истории: отсюда начиналась русская государственность. Новгород - один из древнейших русских городов, второй по значению после Киева.

Судьба Новгорода в русской истории необычна. В ХIII в. Новгород стал называться Великим Новгородом, в ХIV в. это название стало официальным.

Новгородская земля занимала огромную территорию на Северо-Западе Руси. Но особенность этой земли заключалась в том, что она была мало пригодна для занятия земледелием. Население выращивало лен, коноплю. Жители Новгородской земли занимались также солеварением, бортничеством, производством металлов. Особое место в жизни новгородцев занимало ушкуйничество - речной разбой на лодках - ушкуях. Родители охотно отпускали своих детей ушкуйничать и сложили пословицу: "Чужая сторона прибавит ума".

Основным богатством Новгорода были леса. В лесах в большом количестве обитали пушные звери - куницы, горностаи, соболя, мех которых был драгоценным и чрезвычайно ценился на Западе. Поэтому главным занятием населения была охота на морского и пушного зверя. Кроме того, Новгород занимал исключительно выгодное место для занятия торговлей, так как стоял у истоков двух торговых путей - по Днепру и по Волге. Новгород был самым торговым городом того времени. Но всю торговлю держали в своих руках новгородские бояре. Торговля мехом приносила им баснословные прибыли. Среди киевских князей Новгород считался почетным владением. Сюда на княжение посылали своих сыновей киевские князья.

Экономическое процветание Новгорода создало предпосылки для его политического обособления. В 1136 г. новгородцы выгнали наместника киевского князя Всеволода, городом стала управлять выборная администрация. Сложилась так называемая Новгородская боярская республика со своей оригинальной политической традицией - республиканским правлением.

На Руси имелся древний обычай - все главные вопросы решать на общем собрании - вече. Но нигде вече не имело такой силы, как в Новгороде. В Новгороде на вече стали избирать высшие должностные лица:

посадник (по современным понятиям - глава правительства Новгорода); посадник руководил вечем, вел переговоры с соседними областями;

тысяцкий (глава новгородского ополчения);

епископ (архиепископ) - глава новгородской церкви; епископ обладал и светской властью: ведал городской казной, внешними делами; после избрания на вече епископ должен был ездить в Киев, где архиепископ посвящал его в сан. (См. иллюстративный материал.)

По форме Новгородская республика была демократичной. Но демократия в Новгороде была элитарной. Все важнейшие вопросы в жизни Новгородской земли решали несколько боярских семей. Мнение народа использовалось для сведения счетов с противником. Постоянного согласия на вече не было, соперничающие группировки сходились на мосту через реку Волхов, и начинались кровавые побоища. Поэтому основной характеристикой общественной жизни Новгорода стала постоянная социальная нестабильность, которая сыграет в судьбе Новгорода свою роль.

Новгород стал самым богатым русским городом в период феодальной раздробленности.

 

Но по отношению к другим русским городам Новгород проводил особую политику: новгородцы всегда пытались отгородиться от общерусских проблем, чтобы не делиться своими доходами с другими, более бедными русскими городами. Новгород в хозяйственных связях сближался с южно-балтийским миром, скандинавскими и немецкими землями. В тот период новгородцы могли окончательно оторваться от других русских земель и превратиться в самостоятельный этнос, но были причины, которые позволили удержать Новгород в составе русских земель. Одной причиной был князь. Должность князя новгородцы сохранили. По сложившейся традиции они продолжали приглашать князя из русских земель. Боярство всячески ограничивало должность князя: князь не имел права селиться в Новгороде, приобретать в Новгороде землю, его доходы ограничивались. Но для народа настоящим, истинным вождем был все-таки не посадник, не тысяцкий, а князь. В трудных ситуациях именно в нем видели и верховного судью, и предводителя войска, и защитника от врагов. Авторитет князя особенно возрастал в военное время. Именно вокруг князя, а не вокруг тысяцкого, сплачивались и дружина, и народное ополчение.

Была еще одна нить, которая связывала Новгород с другими русскими городами - хлеб. Своего хлеба в Новгороде никогда не хватало. Со временем установилась хлебная зависимость Новгорода от других русских городов. Обычно новгородцы приглашали князя из того княжества, откуда поступал хлеб.

Исторически сложившаяся обособленность Новгорода от других русских земель имела драматическое политическое последствие для самого города. К ХV в. власть окончательно оказалась в руках узкого круга новгородского боярства. Это вызвало недовольство широких кругов населения. В это время Москва уже активно вела борьбу за объединение русских земель. К ХV в. под ее властью окажется значительная часть русских земель, кроме основных противников, в том числе и Новгорода. К концу ХV в. натиск Москвы на независимость Новгорода усилился. Новгородские бояре обратились за помощью к правителям соседних католических государств - Литве и Польше. Узнав об этом, Великий Московский князь Иван III предпринял самые решительные меры - в 1471 г. собрал общерусский поход против новгородцев - "отступников к латинству". Бояре Новгорода обратились к населению с призывом оказать москвичам сопротивление. Но за 300 лет вольности население Новгорода устало от боярских усобиц. Новгородцы заняли пассивную позицию. Немногочисленные новгородские полки были разбиты. Независимость Новгорода была окончательно ликвидирована в 1478 г. - вечевой колокол - символ независимости Новгорода - был отвезен в Москву. Сотни новгородских боярских семей были переселены в Москву, а московские - в Новгород.

Таким образом, самая большая по территории и самая богатая русская земля периода феодальной раздробленности - Новгородская - из-за стремления отгородиться от общерусских проблем потеряла исторический шанс стать центром объединения всех русских земель.

Возвышение Владимиро-Суздальского княжества

В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде - ссоры и усобицы на вечах, на северо-востоке русских земель закладывались основы новой русской государственности.

Между Волгой и Окой располагалась "Земля за великим лесом". Чтобы из Киева попасть в эти места, нужно было преодолеть "Лес", который таил много опасностей, начиная с обилия диких зверей до "лихих" людей. Поэтому первое историческое название междуречья Оки и Волги - "Залесская Русь". Долгое время в Залесской Руси просто текло время.

Но с IХ - Х вв. начинается славянская колонизация этих мест. Ученые полагают, что Залесская Русь стала привлекать переселенцев по следующим причинам:

здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгорода на Волгу;

земля здесь была богата в сельскохозяйственном отношении: множество рек, заливных лугов, богатые выходы чернозема среди лесов; славяне могли заниматься своими исконными занятиями - земледелием и скотоводством;

Северо-Восточная Русь не знала иноземных нашествий;

здесь не было княжеских усобиц.

И в ХI в. здесь уже стояли города - Ростов, Суздаль, Ярослав, Муром, Рязань. В ХII в. эти земли еще не были самостоятельным владением, и киевских князей не привлекали.

В ХII в. начался очень важный в русской истории процесс - перемещение центра государства с юга - из Киева - на северо-восток - во Владимир.

Залесская Русь при Владимире Мономахе. Незначительной в политическом отношении получил эту землю в управление один из младших сыновей Ярослава Мудрого - Всеволод. Но его сын - Владимир Мономах - смог разглядеть уникальность этих мест. К Залесской Руси он стал проявлять повышенный интерес. Несколько раз объехал свои владения, в 1108 г. на берегу реки Клязьмы основал город и назвал его своим именем - Владимир. Ростово-Суздальская земля становится наследственной вотчиной Мономашичей.

При Владимире Мономахе эта земля вошла в орбиту политической, экономической и культурной жизни Киева. В 1113 г. Мономах был приглашен на киевский престол как самый авторитетный на Руси князь.

Ростово-Суздальская земля при Юрии Долгоруком. В Ростово-Суздальскую землю Мономах послал одного из своих младших сыновей - Юрия. Юрий как младший сын не мог претендовать на киевское княжение. Но он оказался очень активным человеком и энергично занялся устройством своего княжества: поощрял переселенцев, строил города (Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Переяславль-Залесский), крепости, церкви, монастыри. 4 апреля 1147 г. состоялась встреча Юрия с черниговским князем Святославом Ольговичем в небольшом селении Москва. Описание этой встречи попало на страницы летописи. Это было первое упоминание в летописи о Москве. И дата - 4 апреля 1147 г. - считается датой основания Москвы.

Владение Юрия Владимировича ширилось, укреплялось и превратилось в самое сильное на всем Северо-Востоке. Это дало Юрию возможность начать борьбу за общерусское первенство. Юрий стал стремиться к киевскому престолу. За это его и прозвали "Долгорукий".

В 1155 г. он захватил киевский престол. Однако Юрий Долгорукий в Киеве не прижился, киевские бояре его не приняли. Через два года после одного из пиров он умер. Предполагают, что он был отравлен киевлянами.

Юрий Долгорукий всю свою жизнь мечтал о Киеве, но прославился другим - как основатель Москвы.

При Юрии Долгоруком Ростово-Суздальская земля стала ведущей среди всех русских земель.

Владимиро-Суздальское княжество при Андрее Боголюбском. Юрий Долгорукий очень хотел передать киевский престол своим детям. Поэтому, став киевским князем, он передал своим сыновьям в управление земли близ Киева. Старшему сыну - Андрею - передал Вышгород - пригород Киева. Андрею Юрьевичу было уже 30 лет, все эти годы он прожил в родной Ростово-Суздальской земле, которую очень любил и считал своей опорой. Киева и киевлян он не любил. Андрей был сыном половецкой княжны, возможно, поэтому был очень упрямым. Однажды ночью, против воли отца, вместе со своей дружиной он покинул Вышгород и отправился в родную Ростово-Суздальскую землю.

Уход Андрея из Киева сыграл судьбоносную роль в русской истории. По преданию, Андрей тайком увез с собой местную религиозную святыню - икону Богоматери. Когда конь, везший эту икону, оказался рядом с Владимиром, то вдруг встал и не хотел идти дальше. Андрей посчитал это особым знаком: значит, сама Богородица захотела пребывать здесь. На том самом месте Андрей заложил село, назвал его Боголюбово. Боголюбово сделалось его любимым местом пребывания. Сам же он на века получил прозвище "Андрей Боголюбский".

Напористый, энергичный, Андрей Боголюбский резко отличался от остальных русских князей. После смерти отца бояре Ростова и Суздаля выбрали Андрея Боголюбского своим князем. Бояре не хотели, чтобы к ним присылали князя из Киева. Так, Ростово-Суздальская земля стала самостоятельным княжеством. Бояре надеялись, что в благодарность Андрей будет править вместе с ними. Но Андрей сразу же стал укреплять в княжестве свою собственную власть: отдалил от власти старых, влиятельных отцовских бояр, согнал с ростово-суздальских столов всех своих братьев и племянников, и никому, даже своим сыновьям, не давал уделов в Ростово-Суздальской земле. Андрей Боголюбский не хотел дробления своей земли. Он также пытался подчинить своей воле других русских князей. В 1169 г. он со своей дружиной взял Киев, подверг его страшному разгрому, но править в нем не стал, вновь ушел на север. Столицу своего княжества он перенес из Ростова и Суздаля в молодой Владимир. После этого княжество стало называться Владимиро-Суздальским.

Андрей Боголюбский стал возвышать свою столицу. Он построил, как в Киеве, парадный въезд в город - Золотые ворота. (См. иллюстративный материал.)

Он стал показывать всем, что находится под особым покровительством Богородицы: для привезенной иконы Божьей Матери выстроил Успенский собор. В честь Богородицы организовал новый религиозный праздник - Покров Пресвятой Богородицы (14 октября), который со временем стал одним из самых любимых на Руси. Во Владимире началось "житие", прославление иконы из Вышгорода. Она получит название "Владимирская". Икона Владимирской Богоматери сыграет колоссальную роль в становлении русской государственности. В критические моменты русской истории русский народ всегда будет просить ее заступничества.

Андрей Боголюбский попытался учредить свою церковную митрополию, независимую от Киева, но константинопольский патриарх не дал на это своего согласия. Но уже брата Андрея - Всеволода Большое Гнездо - Великим Владимирским князем киевский митрополит назвал во Владимире.

Религиозный центр Руси стал перемещаться во Владимир. История Киевской Руси закончилась. Началась история Руси Владимирской.

Во Владимире Андрей пережил страшный удар - кончину своего совсем еще молодого сына Изяслава после ранений в боях с половцами. Летописец назвал сына Андрея "вишенкой, срубленной в цвету". В память о сыне безутешный отец решил построить храм. И в 1165 г. руки человеческие сотворили чудо - возник самый поэтичный храм русского средневековья - Церковь Покрова на Нерли. Этот храм считается архитектурным совершенством: мастерам удалось передать глубокую печаль, смирение перед Судьбой, простоту, созерцание. В своем княжестве Андрей вел себя как суровый и властный хозяин. Это вызвало недовольство боярства. Возник заговор, и июньской ночью 1174 г. Андрей был заколот кинжалами.

Значение деятельности Андрея Боголюбского для русской истории заключается в том, что он гениально ощутил исчерпанность роли Киева как центра русских земель. В результате его деятельности центр политической власти окончательно переместился из Киева во Владимир.

Владимиро-Суздальское княжество в правление Всеволода Большое Гнездо. После смерти Андрея Боголюбского после двух лет междоусобиц на владимирском престоле оказался его брат Всеволод по прозвищу "Большое Гнездо" (у него было 8 сыновей и четыре дочери, и у всех было большое потомство). Всеволод был сыном византийской принцессы. Он был одним их тех, о ком говорили "истинный византиец". Тонкий, умный, дипломатичный, он сумел поладить со всеми своими братьями и сесть на владимирский престол. Укрепившись на престоле, Всеволод продолжил политику своего брата Андрея - в княжестве стал укреплять свою собственную власть. Мятежные бояре были казнены, их имения конфискованы.

Укрепив свою власть внутри княжества, Всеволод Большое Гнездо стал оказывать все большее влияние на дела в других княжествах - вмешивался в дела Новгорода, захватил земли в Киевском княжестве, подчинил своему влиянию Рязанское княжество.

Всеволод Большое Гнездо стал именоваться Великим князем. Великим его признали все русские князья. Его правление - это время расцвета Владимиро-Суздальского княжества.

Итак, князья Северо-Восточной Руси - Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо - проводили одну и ту же политику:

утверждали свою личную власть внутри своего княжества;

укрепляли, возвышали свое княжество;

распространяли свою власть на другие русские земли.

Во Владимиро-Суздальском княжестве стала складываться своя политическая традиция - единовластие.

Владимиро-Суздальское княжество повторило судьбу всех русских земель: после смерти Всеволода Большое Гнездо оно распалось на множество мелких.

Но в памяти народа осталось, как правили владимиро-суздальские князья и к чему это приводило: правили они единовластно, и это приводило к миру и спокойствию в их землях.

В ХIII в. процесс дробления Руси продолжился. Но в Северо-Восточной Руси уже началась встречная тенденция - борьба владимирских князей за объединение русских земель под властью одного общепризнанного князя.

 

Русь и Орда: политика взаимовлияния  

Неисчислимые бедствия принесло народам Руси монголо-татарское завоевание. Как смерч прошли полчища Батыя. Были разорены тысячи селений, перебиты и уведены в плен сотни тысяч людей. По данным археологов, из 74-х русских городов XII - XIII вв., известных по раскопкам, 49 было разорено. Причем 14 из них вовсе не поднялись из пепла, а ещё 15 постепенно превратились в сёла. В Северо-Восточной Руси из 28 городов - 17 наиболее древних и крупных также были опустошены.

Посленашествия Батыя ( 1237 -1241 гг.) монголо-татары в течении второй половины XIII в., по подсчётам В.В. Каргалова, не менее 15 раз вторгались в Северо Восточную Русь, принося новые разорения и опустошения. Особенно губительным были так называемые Неврюева (1252 г.) и Дюденева (1293 г.) рати. Такие города как Муром, Рязань, Суздаль были разорены трижды, а Переяславль - Залесский - четырежды. Современник событий владимирский епископ Серапион (1274 -1275 гг.) с горечью отмечал: ’’... Кровь и отец и братья нашея, ски вода нога, землю напои, ... мьножайша же братья и чада наша в плен ведена быша, села наша лядиною (лесной поросью) поростоша, и величьство наше смерися, красота наша погыбе, богатьство наше онем в корысть бысть, труд наш погании наследоваша, земля наша иноплеменником в достояние бысть ...’’

Установившееся над Русью после 1243 г. монголо-татарское иго вызвало демографический кризис в стране, задержало её экономическое, социальное, политическое и культурное развитие. В экономическом плане особенно сильно пострадали города, городское ремесло. Многие отрасли ремесла исчезли. Почти на целое столетие прекратилось в городах каменное строительство. Были нарушены традиционные как внутренние, так и внешние экономические связи.

В социальном плане тормозилось развитие феодальных отношений. Значительная часть старших и младших дружинников, князей и бояр погибла в борьбе с захватчиками. В.Б. Кобрин, анализируя состав и генеалогию московского боярства по родословным книгам XVI в., отмечал:’’ Все те роды, у которых указаны предки, жившие до нашествия Батыя, либо княжеские, либо пришлые. Боярство Московской земли и даже (за редкими исключениями) Северо-Восточной Руси до второй половины XIII в. из этих книг неизвестно’’. Вследствие этого резко сократилось светское вотчинное землевладение. Сдерживало развитие феодальных отношений и сохранение холопства, широкое использование холопов в вотчинном хозяйстве.

В политическом отношении иго способствовало углублению политической раздробленности. Во второй половине XIII в. возникает ряд новых княжеств: Белозерское, Городецкое, Костромское, Московское, Тверское и другие. В XIV-XV вв. они в свою очередь также дробятся на уделы. Во второй половине XIV в. Белозерское княжество делится на собственно Белозерское и Сугорское. Позднее из первого выделяются Белосельский, Андогский и Вадбальский, а из второго - Шелешпанский, Кемский, Карголомский, Ухтомский уделы. В XV в. на территории Вологодского края находилась также выделившаяся из Ярославского Заозёрское и из Ростовского - Бохтюжское княжества (оба на восточном берегу Кубенского озера). Первоначально к Ярославскому княжеству относилась и Устюжна. В состав Ростовского княжества входил Устюгский край. Вологда, Вытегра, Верховажье и Кокшеньга (Тарнога) являлись владениями Великого Новгорода.