ЛЕКЦИЯ 10

По функциональному назначению, в зависимости от того, направлены на реализацию прав и обязанностей или же на установление ограничений и запретов, либо на применение санкций, земельные правоотношения могут быть регулятивнымиилиохранительными.

В системе земельных правоотношений определяющее значение имеют правоотношения собственности на землю, и они лежат в основе всех иных правоотношений. Поэтому другие виды земельных правоотношений по отношению к ним находятся в подчиненном, служебном положении.

Земельные правоотношения различаются также по характеру взаимодействия сторон земельного правоотношения. По этой классификации отношения могут быть равноправными или субординационными Равноправные земельные отношения складываются в сфере гражданского оборота земель, кооперации усилий и интересов собственников и землепользователей. Субординационные земельные правоотношения выражают административный метод регулирования земельными отношениями. Здесь стороной, как правило, выступает уполномоченный орган или должностное лицо, от которых исходят императивные требования к собственнику или землепользователю.

Субъектыземельных правоотношений наделены правомочиями, объем и содержание которых определяются: правовым статусом, видом субъекта; характером и направленностью его действий; особенностями объекта правоотношения; условиями и обстановкой, в которых возникают соответствующие правоотношения.

Все граждане РК обладают земельной правоспособностью с момента рождения, а земельная дееспособность возникает, как правило, по достижении совершеннолетия. Граждане вправе: получать в собственность или пользование земельные участки для различных производственных, хозяйственных и социальных целей; самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке итак далее.

Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента государственной регистрации его учредительных документов. Объем и содержание земельной правоспособности юридического лица определяются целями и задачами его деятельности, закрепленными учредительными документами. Поэтому в отношении юридических лиц необходимо говорить о специальной земельной правоспособности.

Объектами правоотношений являются материальные и иные ценности по поводу которых между субъектами возникают соответствующие земельные правоотношения. Общим объектом земельных правоотношений выступает весь земельный фонд, земельные ресурсы страны, земля, которая используется или может быть использована в отраслях экономики. Родовым объектом могут являться земли: сельскохозяйственного назначения; водного фонда; населенных пунктов; особо охраняемых природных территорий; других категорий земельного фонда; а так же земли различных угодий. Конкретным объектомправоотношений собственности, использования и охраны, отчуждения или изъятия всегда выступает индивидуально определенный земельный участок — выделенная в замкнутых границах часть земли, закрепленная в установленном законом порядке за субъектами земельных правоотношении.

Содержаниеземельных правоотношений составляют взаимосвязанные между собой права и обязанности, определяющие поведение субъектов земельных правоотношений. Права и обязанности субъектов земельных правоотношений в своей совокупности отражают содержание соответствующего правоотношения.

Объем прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, их содержание и соотношение зависит от следующих обстоятельств:

  • от форм, видов собственности на землю и землепользования Наибольший объем прав и обязанностей принадлежит собственникам земельных участков.
  • от правового статуса, вида субъекта.
  • от категориальной принадлежности, конкретного целевого назначения и правового режима земельного участка.
  • от обстановки, в которой осуществляет свои функции субъект права собственности или землепользования.

Учитывая множественность факторов, влияющих на объем прав и обязанностей, их содержание и соотношение, можно провести классификацию прав и обязанностей по различным основаниям и критериям:

- правовой статус субъекта.

-правовая форма принадлежности субъекту соответствующего земельного участка (на праве собственности; на праве землепользования);

- вид землепользования (постоянное/временное, отчуждаемое/неотчуждаемое, первичное/вторичное);

- содержание и направленность прав и обязанностей:

связанные с извлечением имущественной выгоды от хозяйственной и иной эксплуатации земельного участка.

Государственное управление земельным фондом представляет собой важнейшее направление в системе государственного управления, выступает необходимым организационным условием обеспечения рациональности использования и эффективности охраны земель. Государственное управление земельным фондом по своей значимости относится к основным функциям государства.

Правовая основа государственного управления в области использования и охраны земель является одним из важнейших институтов земельного права. Нормами земельного права определены содержание, функции, формы и методы управления земельным фондом.

Управление земельным фондом представляет собой организационную, исполнительно-распорядительную деятельность соответствующих государственных органов, направленную на обеспечение рационального использования и охраны единого земельного фонда страны и достижение (установление) тем самым земельного правопорядка. Под земельным правопорядком понимается система земельных отношений, соответствующая в должной мере целям и задачам земельной политики, закрепленным в правовых принципах и нормах земельного права.

По характеру управления и объему его функций государственное управление земельным фондом подразделяется на общее и отраслевое (межотраслевое) управление.

Общее государственное управление осуществляется органами общей и специальной компетенции и имеет территориальный характер, охватывает все земли в пределах определенной территории (государства в целом, региона, области или других административно-территориальных образований) без каких-либо изъятий, независимо от субъектов права на землю и правовой формы принадлежности земель.

Отраслевое(межотраслевое) управление землями, осуществляемое министерствам и. агентствами, комитетами и другими ведомствами и службами, распространяется на земли отдельных отраслей либо смежных отраслей экономики и не зависит от территориального размещения земель.

В обеспечении земельного правопорядка, особенно в условиях возрастания экономической и социальной значимости негосударственных форм землепользования, существенное значение имеет также внутрихозяйственное управление землями, осуществляемое самим и собственникам и земельных участков, землепользователями, арендаторами и другими временными землепользователями.

К основным функциямгосударственного управления земельным фондом принято относить:

осуществление земельного мониторинга;

весенние землеустройства;

ведение государственного земельного кадастра определение функционально-целевой структуры земельного фонда;

планирование использования и охраны земель;

распоряжение земельным фондом (распределение, перераспределение земель посредством их предоставления и изъятия);

контроль, за использованием и охраной земель;

обеспечение исполнения земельного законодательства (разрешение земельных споров, ответственность за нарушения земельного законодательства).

В связи с вовлечением земель в гражданский оборот возникла новая функция - формирование и защита рынка земель и земельных прав.

Для надлежащей организации управления земельным фондом первостепенное значение имеют учет земель, осуществление земельного мониторинга, ведение государственного земельного кадастра. Информация, полученная в результате осуществления этих функций, является базовой при проведении зонирования, планирования использования и охраны земель; распределении земель; разрешении земельных споров, вопросов ответственности за правонарушения и возмещения причиненного ущерба.

Планированиеиспользования и охраны земель обеспечивает рациональное распределение земель и эффективную организацию землепользования, надлежащий учет природоохранных и землеохранных требований. Планирование использования и охраны земель предусмотрено в Земельном Кодексе, в законе “Об охране окружающей среды”, в природоресурсовых кодифицированных актах. Если ранее объектом планирования главным образом являлись земли сельскохозяйственного назначения, то в настоящее время им охватывается весь земельный фонд страны. Земельным кодексом предусмотрена разработка государственных программ по рациональному использованию земель, сохранению и повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими мероприятиями по охране окружающей среды (ст. 13 Кодекса о земле).

Государственное управление земельным фондом осуществляется единой системой государственных органов, включающей представительные органы, а также исполнительно распорядительные, судебные органы и наделенной соответствующими властными полномочиям и по регулированию земельных отношений. К представительным органам относятся: Президент Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан и его палаты (Сенат и Мажилис), маслихаты административно-территориальных единиц различных уровней. Все представительные органы относятся к органам общей компетенции. Исполнительно-распорядительные органы в зависимости от содержания и направленности полномочий по управлению земельным фондом подразделяются на органы общей и специальной компетенции.

К исполнительно-распорядительным органам общей компетенции относятся Правительство РК, местные исполнительные органы всех уровней- областные, районные, городские, поселковые, аульные исполнительные органы. деятельность органов общей компетенции распространяется на земли всех категорий в пределах определенной территории (территории государства в целом или территории соответствующей административно-территориальной единицы).

К основным органам государственного управления специальной компетенции относятся:

Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами (бывший Государственный комитет Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству, позднее преобразованный в одноименный комитет Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан); органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан, включающий специализированные природоресурсовые и экологические ведомства — Комитет охраны окружающей среды, Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, Комитет по водным ресурсам; Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан. Их деятельность распространяется на всю территорию страны и охватывает различные аспекты регулирования отношений по поводу всего земельного фонда.

ТЕМА «ОСНОВЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА.»