ТЕМА 6.3. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРОГРАММ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Информационная безопасность Российской Федерации

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации:

· угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

· угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Угрозы развитию отечественной индустрии информации:

Ø противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов;

Ø создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;

Ø закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;

Ø вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;

Ø увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем:

· уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;

· перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;

· использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;

· несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;

· нарушение законных ограничений на распространение информации.

 

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации:

Ø внешние;

Ø внутренние.

К внешним источникам относятся:

· стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

· обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

· увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

· разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам относятся:

· критическое состояние отечественных отраслей промышленности;

· недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере;

· недостаточная правоприменительная практика;

· недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

· недостаточная экономическая мощь государства;

· снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;