Тема 12. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Пилипенко, А. А. Финансовое право : Учеб. пособие. – Минск: Книжный Дом, 2007.

Круглов, В. А. Финансовое право : Учеб. пособие // Орлова, Е. И. – Минск: Вышэйш. школа, 2005.

Бойко, Т. С. Финансовое право : Учеб. пособие // Лещенко, С. К. – Минск: Книжный Дом, 2006.

8. Ханкевич, Л. А. Финансовое право Республики Беларусь : Практ. пособие. – Минск: Молодежное науч. о-во, 2005.

1. Понятие, система, основные принципы международного права.

2. Субъекты международного права. Правосубъектность. Признание в качестве субъектов международного права.

3. Источники международного права. Право международных договоров.

4. Общие положения международного частного права. Коллизионные нормы международного частного права. Правовые режимы. Субъекты международного частного права.

5. Понятие и основные принципы международного гуманитарного права. Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы.

 

1. Понятие, система, основные принципы международного права

Международное право(лат. jus gentium, jus inter gentes; англ. international law) - чаще всего это понятие применяется для обозначения международного публичного права как системы юридических принципов и норм, регули­рующих отношения между государствами, а также с участием других субъектов международно-правовых отношений, в сфере межгосударственного сотрудни­чества и определяющих их взаимные права и обя­занности.

В античности не существовало международного права как единой системы регулирования межгосударственных отно­шений. Однако уже в Древней Греции и в Древнем Риме были выработаны правила, обеспечивающие упорядочение международных связей, например, всеобщая обязанность соблюдать мир во время панэллинских торжеств, межгосударственные договоры, неприкосновенность послов и другие, имевшие, как правило, религиозный характер.

В XVI в. испанский юрист В. де Виктория ввел в оборот термин «право между народами» (лат. jus inter gentes), происходящий от понятия римского права«право людей» (лат. jus gentium).

В современном взаимозависимом мире интеграционные процессы, контакты между людьми и государствами стали объективной необходимостью. Наличие таких глобальных проблем, как угроза ядерной войны, международный экономический кризис, экологические, энергетические проблемы, борьба с организованной преступностью требуют все более согласованных и активных действий мирового сообщества, четкой правовой регламентации международных отношений. Соответственно, возрастает роль и значение международного права, возникают новые сферы международного регулирования, возрастает его влияние на национальное право государств - субъектов международных отношений.

Международное право в современном его понимании представляет собой совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государств и их объединений (международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Исходные компоненты международного права – международно-правовые нормы. Эти нормы группируются в определенные относительно обособленные комплексы, которые обычно называют отраслями и институтами международного права. В основе выделения отраслей и институтов международного права лежит объект регулирования (например, международное морское право, право международных организаций). Наряду с этим есть отрасли и институты, общие для всего международного права. На этой основе построена система международного права.

Система международного права включает в себя 2 части:

1. Основные принципы международного права, составляющие его ядро и имеющие значе­ние для всего международно-правового регулирования, и общие для международного права институты. К ним относится комплекс норм о международной правосубъект­ности, о международном нормотворчестве, о международно-правовой от­ветственности и т. д.

2. Отрасли международного права, т. е. комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм.

В числе основных отраслей международного права:

· право международных договоров,

· право внешних сношений,

· право международных организаций,

· международное гуманитарное право,

· международное уголовное право,

· право вооруженных конфликтов,

· международное морское, воздушное, космическое право,

· международное экономическое право и т. д.

Принципы международного права - это универсальные нормы международного права, регулирующие отношения, объект которых пред­ставляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Содержание каждого принципа базируется на нормах Устава ООН и конкретизируется в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. и в Заключительном акте Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

Взаимосвязь принципов отмечена в Декларации 1970 г.: «Каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов».

В Декларации сформулированы следующие 10 принципов международного права:

1. Суверенное равенство государств

2. Невмешательство во внутренние дела

3. Равноправие и самоопределение народов

4. Неприменение силы или угрозы силой

5. Мирное урегулирование споров

6. Нерушимость границ

7. Территориальная целостность государств

8. Уважение прав человека и основных свобод

9. Сотрудничество государств

2. Добросовестное выполнение международных обязательств

1. Суверенное равенство государств

Принцип суверенного равенства государств вытекает из положения Устава ООН о том, что организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Согласно Декларации 1970 г. и Заключительному акту 1975 г. все го­сударства «являются равноправными членами международного сообщест­ва независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера».

2. Невмешательство во внутренние дела

Ни одно государство или группа государств не имеют права вмеши­ваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства. Ни одно государство не может применять любые акты военного, политического или другого принуждения с целью добиться подчинения себе какого-либо государства в осуществлении им суверенных прав и обеспечения себе, таким образом, преимуществ любого рода. Запрещается организация или поощрение под­рывной, террористической деятельности, направленной на насильственное изменение строя другого государства.

Не считаются внутренними делами такие действия, которые по своей сущности и целенаправленности представляют угрозу миру и безопасно­сти, грубо попирают общепризнанные международные нормы.

3. Равноправие и самоопределение народов

Устав ООН говорит о цели развития дружественных отношений «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Постепенно в практике ООН он утвердился в качестве правовой базы про­цесса ликвидации колониальных режимов и создания независимых государств.

Декларация 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам подтвердила и юридически закрепила право всех наро­дов свободно устанавливать свой политический статус, осуществлять эко­номическое, социальное и культурное развитие, свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Декларация о принципах международного права 1970 г. определила, что способами осуществления права на самоопределение являются создание суверенного государства, присоединение к государству или объединение с ним, установление любо­го другого политического статуса, свободно избранного народом.

4. Неприменение силы или угрозы силой

Устав ООН провозгласил: «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы си­лой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

Допускается правомерное обращение к вооруженной силе: во-первых, в целях самообороны, если произойдет вооруженное нападение, во-вторых, по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии.

5. Мирное урегулирование споров

В соответствии с данным принципом государства обязаны стремить­ся к скорейшему и справедливому разрешению своих споров путем пере­говоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. При урегулировании спора должны применяться такие средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. Государства разрешают свои споры на основе суверенного равенства и свободы выбора средств мирного разре­шения споров.

6. Нерушимость границ

Государства рассматривают все границы друг друга и границы всех государств как нерушимые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в бу­дущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требова­ний или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

7.Территориальная целостность государств

На государства возлагаются следующие обязательства:

· уважать тер­риториальную целостность каждого из государств;

· воздерживаться от лю­бых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН про­тив территориальной целостности, политической независимости или един­ства любого государства-участника;

· воздерживаться от превращения тер­ритории друг друга в объект военной оккупации или в объект приобрете­ния с помощью применения силы или угрозы силой.

8. Уважение прав человека и основных свобод

Устав ООН возлагает на государства обязательство не просто уваже­ния, а именно всеобщего уважения прав и основных свобод, и не только их уважения, но и соблюдения. Нормативное содержание принципа вырабатывалось в рамках ООН постепенно, через провозглашение Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и принятие двух международных пактов - об экономических, со­циальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 г.), а также других деклараций и конвенций.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. гласит: государства-участники «бу­дут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, по­литических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития».

9. Сотрудничество государств

Одной из целей ООН является осуществление международного со­трудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уваже­ния к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Декларация о принципах международного права 1970 г. подчеркива­ет, что сотрудничество является обязанностью государств: «Государства обязаны, независимо от различий в их политической, экономической и социальной системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействовать международной экономической ста­бильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...».

10. Добросовестное выполнение международных обязательств

Рассматриваемый принцип, как бы завершающий изложение основ­ных принципов международного права, зародился и долгое время действо­вал как принцип соблюдения международных договоров.

В преамбуле Устава OOН говорится о решимости народов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников между­народного права».

Смысл данного принципа заключается в обязанности государств и других субъектов международного права соблюдать и вы­полнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, выте­кающие из общепризнанных принципов и норм международного права.

2. Субъекты международного права. Правосубъектность. Признание в качестве субъектов международного права

 

Субъекты международного права – это участники международных отношений, обладающие необходимыми для этого правами и обязанностями, осуществляющими их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Главное свойство субъекта - юридическая способность к самостоя­тельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами.

Основными субъектами международного права являются - государ­ства, нации, борющиеся за государственную независимость, и международные (межгосударственные организации). Эти субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности), которая включает в себя такие важные права, как право заключать международные договоры, быть членами международных ор­ганизаций, иметь свои официальные представительства (дип­ломатические, консульские и др.), участвовать в работе международных конференций и т.д.

Кроме этих основных субъектов, существуют и иные субъ­екты. Некоторые из таких субъектов представляют собой госу­дарственно-подобные образования. Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое вре­мя (Данциг). Особый статус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объединения Германии в 1990 г.).

К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан. Это административный центр ка­толической церкви во главе с папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы — Рима. Площадь Ватикана всего 44 га. Тем не ме­нее, Ватикан имеет дипломатические отношения со многими государствами в различных частях мира, постоянных наблюдателей при ООН и некоторых дру­гих международных организациях, принимает участие в международных конференциях государств. Ватикан являет­ся участником большого числа многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН. Он — член Всемирного почто­вого союза, МАГАТЭ, ряда других международных органи­заций. Правовой статус Ватикана определен специальными соглашениями с Италией 1984 года.

Среди основных субъектов международного права на первом месте стоят государства. Государство — главная по­литическая организация современного общества. Над госу­дарствами в международных отношениях нет верховной власти, которая могла бы диктовать им правила поведения в отношениях друг с другом. Государства одновременно являются главными создателями и гарантами соблюдения норм меж­дународного права. В то же время государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитет госу­дарств. Суверенитет — неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Он возник вместе с государ­ством. В мире сейчас около 200 суверенных государств. Почти все они — члены ООН.

Государство становится субъектом международного пра­ва в силу факта своего возникновения в качестве суверенного государства, как выражение самоопределения народа или нации. Десятки новых суверенных государств — полноправных субъектов международного права — появились таким путем после вто­рой мировой войны в Азии, Африке, других регионах мира. Вследствие распада или разделения ряда государств (СССР, Чехословакии, Югославии) в Европе возникло более десятка новых субъектов международного права: Российская Федера­ция, Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Чехия, Словакия, Бос­ния и Герцеговина, Словения, Хорватия и другие. Они стали полноправными членами ООН и иных международных организаций, заключают международные договоры, обменива­ются дипломатическими и консульскими представителями. Круг субъектов международного права непрерывно расширяется, и этот процесс еще не завершен.

Нация или народ(общий термин, относящийся к многона­циональному населению) - сравнительно новый субъект меж­дународного права, получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа «самоопределения наро­дов» (п. 2 ст. 1).

Право народа (нации) на самоопределениеозначает пра­во свободно, без всякого вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономичес­кое, социальное и культурное развитие.

Современное международное право содержит нормы, закрепляющие право народов и наций на самоопределение. Одной из целей Устава ООН является развитие дружественных отношений между нациями «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».

Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. регламентирует, что все народы имеют право на самооп­ределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой полити­ческий статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культур­ное развитие. Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет, озна­чающий, что каждый народ имеет суверенное право на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное сущест­вование, на свободный выбор путей развития.

Значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждо­го построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культур­ное развитие. Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства, то вопрос должен решаться на основе кон­кретных обстоятельств в контексте взаимосвязанных друг с другом основных принципов международного права. Реализация самоопределения од­ним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов.

Необходимо различать самоопределение народов (наций), не имею­щих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государственности. Если в первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом, то во втором случае народ уже реализовал свое право на самоопределение, и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства - самостоятельного субъекта международного права. Самоопределение на­рода внутри многонационального государства вовсе не предполагает обя­зательности отделения и создания собственного самостоятельного госу­дарства. В первую очередь такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территори­альной целостности государства.

Субъектами международного права, как правило, являются народы (нации), находящиеся в колониальной зависимости от метрополии, но бо­рющиеся за независимость и создание суверенного государства путем реализации права на самоопределение.

Колониальный народ (нация) имеет право на волеизъявление в лю­бой форме с целью получения независимости от метрополии, включая пра­ва на установление с суверенными государствами официальных отноше­ний, регулируемых нормами дипломатического и консульского права, и право на участие в деятельности международных организаций.

Одним из основных прав народа (нации) является право на междуна­родно-правовую защиту и получение поддержки от других субъектов меж­дународного права.

К производным субъектам международного права отно­сятся международные межправительственные организации. Производными субъектами они называются потому, что создаются государствами путем заключения договора - учре­дительного акта, являющегося уставом организации. Объем правосубъектности, как и ее предоставление, зависит от воли государств-учредителей и закрепляется в уставе международ­ной организации.

Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей в сфере реализации своей компетенции, имеет международный договор, заключенный между заинтересованными госу­дарствами.

Организация становится субъектом меж­дународного права, если государства-учредители наделяют организацию международными правами и обязанностями. Ее компетенция имеет специфический характер в том смысле, что права и обязанности международной организации отличаются от прав и обязанностей государства. Если правосубъектность государства не ограничена ни в предмете правового регулирования, ни в объеме правомочий, то право­субъектность организации определена теми конкретными задачами и це­лями, которые установлены государствами в учредительном акте, создаю­щем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой, присущий только ей, круг прав и обязанностей. Однако, не­смотря на различия в характере и объеме прав и обязанностей, организа­ции функционируют в рамках международного права и имеют признаки, обеспечивающие правосубъектность международной организации.

Созда­ние и функционирование международной организации имеет правомер­ную основу, если соответствуют нормам международного права, в первую очередь - его основным принципам.

Каждой международной организации присуща договорная правоспо­собность, специфика и объем которой определяются ее уставом. Поэтому объем правосубъектности у между­народных организаций не одинаков. Наибольшим объемом правосубъектности обладает ООН.Ее членами являются около 190 государств.

ООН координирует сотрудничество государств-членов в политических, экономических, социальных, культурных, гу­манитарных областях и занимает центральное место среди других международных организаций. 16 универсальных меж­дународных организаций, осуществляющих сотрудничество государств в конкретной сфере, определенной их уставом, свя­заны с ООН особыми соглашениями, закрепляющими за ними статус специализированного учреждения ООН.

Международные организации, имеющие такой статус (Международная организация труда (МОТ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный валютный фонд (МВФ) и др.), подконтрольны ООН, отчитываются перед ней, получают рекомендации.

Все иные международные организации, включая и регио­нальные, объединяющие государства, принадлежащие к одно­му географическому району: Европейский Союз, Совет Европы, Лигу арабских государств (ЛАГ), Содружество Не­зависимых Государств (СНГ) и другие, должны действовать в соответствии с принципами, закрепленными в Уставе ООН.

Особая международная правосубъектность ООН объясня­ется наличием системы коллективной безопасности, закреп­ленной в Уставе.

Ведущую роль в системе коллективной безопасности ООН играет Совет Безопасности - один из шести главных органов ООН, к которым относится также Генеральная Ассамблея, Эко­номический и Социальный Совет (ЭКО СОС), Совет по опеке, Секретариат и Международный Суд. На Совет Безопасности ООН, состоящий из 15 государств (5 государств - Российская Федерация, США, Франция, Великобритания, Ки­тай - имеют постоянное членство, 10 непостоянных членов из­бираются Генеральной Ассамблеей ООН через каждые два года всеми государствами - членами ООН), возложена главная от­ветственность «за поддержание международного мира и безо­пасности» и при выполнении этой функции он действует от имени всех государств - членов ООН (ст. 24 Устава).

В силу указанных полномочий Совет Безопасности ООН может обязать государства, даже не являющиеся членами ООН, в случае кон­фликтной ситуации к любому мирному способу разрешения спо­ра, закрепленному в Уставе ООН, а в случае вооруженного конфликта, либо совершения государством иного международ­ного преступления принять резолюцию о применении к государ­ству-нарушителю политических, экономических санкций.

При продолжении противоправного поведения государ­ства-нарушителя Совет Безопасности ООН в качестве край­ней меры может принять резолюцию о применении против него военных санкций коллективных вооруженных сил, состоя­щих из национальных военных контингентов государств - чле­нов ООН.

Число государств членов международного сообщества не является постоянным, оно увеличивается в связи с возник­новением новых государств. Для того чтобы новые государства могли реализовать свою правосубъектность и осуществлять сотрудничество с другими государствами, необходимо признание со стороны последних.

Признание - односторонний акт государства, в котором оно констатирует появление на международной арене нового государства и выражает желание сотрудничать с ним. В меж­дународном праве нет специального соглашения, закрепляю­щего критерии признания и его юридические последствия. Признание базируется на практике государств. Из прин­ципа сотрудничества государств, закрепленного в Деклара­ции ООН о принципах международного права 1970 г., вытекает, что государства должны признавать любое право­мерно возникшее государство, внешняя политика которого свидетельствует о приверженности принципам международно­го права.

Так, государства - члены Европейского Союза в своем заявлении от 9 декабря 1991 г. выдвинули следующие критерии для признания новых госу­дарств Восточной Европы и на территории бывшего Советс­кого Союза:

· соблюдение положений Устава ООН и обязательств по Хельсинкскому Заключительному акту Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. и Парижской Хартии для новой Европы 1990 г., особенно касающихся вер­ховенства закона, демократии и прав человека;

· гарантии прав этнических и национальных меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках ОБСЕ;

· уважение нерушимости границ, которые могут быть из­менены только мирными средствами и по взаимному согласию;

· принятие всех обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия.

Практика государств выработала различные объемы признания. В свя­зи с этим существуют две формы признания: юридическая и фактическая.

Юридическое признание в свою очередь подразделяется на при­знание де-юре и признание де-факто.

Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими предста­вительствами, т. е. установление стабильных политических отношений. Способы оформления пол­ного юридического признания могут быть различными. Чаще всего государства демонстрируют свое желание установить дипломатические и иные связи с признаваемым государством в каком-то официальном документе. Возможно и подразумеваемое признание.

Де-факто, как особая юридическая форма признания, является непол­ной, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений. От юридического официального признания следует отличать при­знание фактическое неофициальное. Оно осуществляется в форме по­стоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания счита­ется признание ad hoc (разовое, на данный случай). Признание оформляется актом признающего государства.

Признание государства как субъекта международного права одно­временно означает и признание его правительства. Если в акте, оформ­ляющем признание, говорится о признании правительства, то это означает и признание государства.

 

3. Источники международного права. Право международных договоров

Источники международного права представляют собой установлен­ные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласо­ванных решений, формы существования международно-правовых норм.

Существует 4 разновидности источников международного права:

· международные договоры;

· международные обычаи;

· акты международ­ных конференций;

· акты международных организаций и международных органов.

К основным источникам международного права относятся международный договор и международный обычай. В между­народном праве, в отличие от национального права, нет спе­циального органа, который бы разрабатывал и принимал международно-правовые нормы. Субъекты международного пра­ва сами создают нормы международного права.

Международный договор- соглашение, заключенное между государствами либо между государствами и междуна­родными организациями, преимущественно в письменной форме, где закрепляются права и обязанности сторон.

Любой договор независимо от количества участников (двусторонний или многосторонний) является нормой между­народного права, разница лишь в территориальной сфере дей­ствия, поскольку договор создает права и обязанности только для его участников. Поэтому двусторонний договор - источник локальных норм, многосторонний - региональных или универ­сальных.

Не может быть источником международного права не­правомерный договор, противоречащий принципам междуна­родного права, либо при заключении которого была применена сила или угроза силы, обман, подкуп по отношению к предста­вителю государства - участника договора, чтобы добиться согласия на его обязательность.

Для того, чтобы договор стал нормой международного права, он должен вступить в юридическую силу. Признание договора, в зависимости от его условий, достигается его подписанием полномочным представителем государства, либо ратификацией. Ратификация - утверждение международного договора высшим органом власти.

Многосторонний договор вступает в силу, когда он наби­рает определенное количество ратификаций, установленных в договоре. Например, Венская конвенция о праве международ­ных договоров 1969 г. требовала для вступления в силу 35 ра­тификаций со стороны государств.

Понятие международного договора дано в Венской конвенции о праве международных договоров. Согласно данному в ней определению международный договор – это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международ­ным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в од­ном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Используют на­именования: конвенция, соглашение, протокол, устав, договор и т. д.

Конвенция признает возможность заключения договора между государствами и другими субъектами права, а также иными субъектами права между собой.

Международный договор как основной источник международного права имеет многие преимущества. Во-первых, договорная форма позволяет четко сформулировать пра­вомочия и обязательства сторон, что способствует применению договор­ных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены сейчас все без ис­ключения области международных отношений, государства последова­тельно заменяют обычаи договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства.

Источником международною права является и меж­дународный обычай. Международный обычай- это такое правило поведения, которое в результате длительного и всеобщего применения признается участниками международного общения в качестве юридически обязательной нормы. Обычай является источником международного права с момента при­знания его государством. В международной практике договор и обычай по юридической силе равны. Под обычаем понимается практика государств, признанная ими в качестве юридически обязательной для себя. Практика государств - этопо поведение государств в конк­ретной ситуации, выражающееся в определенных действиях или бездействии аналогичного и повторяющегося характера. Чтобы практика государств стала обычной нормой, она долж­на быть признанной ими в качестве юридически обязательной. Такое признание может закрепляться в законодательстве госу­дарств, решениях национальных судов, дипломатической пе­реписке. Для процесса формирования норм международного права характерно, что они начинают складываться в практике госу­дарств, действуют как обычные нормы, а затем при разработке договоров обобщаются и получают закрепление в договоре. Таким образом происходит взаимодействие обычной и дого­ворной норм международного права. Однако вступление в силу международного договора не означает, что обычная норма прекращает свое действие. Не все государства ратифицируют международный договор, т.к. ратификация является доброволь­ным актом (усмотрением) государства. Поэтому, несмотря на принятие международного договора, он создает договорную норму только для государств-участников. Для остальных стран, не подписавших либо не ратифицировавших договор, но использующих его положения в национальной практике, они применяются как обычная норма международного права.

Так, Республика Беларусь, ратифицировавшая Венскую конвенцию о праве международных договоров в 1986 г., при­меняла ее положения в своей договорной практике до момента ратификации как обычные нормы международного права.

В международном праве право международных договоров выделено в качестве самостоятельной отрасли. Право международных договоров как отрасль международного права - это совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок их заключения, исполнения и прекращения, определяющих участие госу­дарств в договорном процессе.

Право международных договоров можно назвать базовой отраслью международного права, ибо посредством заключения международных до­говоров регламентируются отношения государств в различных сферах со­трудничества. Без договоров практически невозможно дальнейшее разви­тие международного права.

Основными источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров, 1969 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и ме­ждународными организациями и между международными органи­зациями, 1986 г. Обе конвенции констатируют сохранение обычая в качестве источника пра­ва международных договоров, подтверждая, что вопросы, которые не на­шли решения в положениях этих конвенций, будут по-прежнему регулиро­ваться нормами международного обычного права.

Сторонами в договоре являются субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью. «Каждое государство обладает правоспособностью заключать до­говоры»,- говорится в ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров. Государства в силу своего суверенитета обладают полной (уни­версальной) правоспособностью.

Решение вопроса об участии в договоре принимает само государство в зависимости от его заинтересованности. Это его право. Вместе с тем, эф­фективность некоторых международных договоров напрямую зависит от числа их участников.

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, также могут быть сторонами в международном договоре. Они заключают договоры с государствами чаще всего по вопросам образования самостоятельного не­зависимого государства.

Договорной правоспособностью обладают международные межпра­вительственные организации; она реализуется в соответствии с нормами, которыми определяется правовой статус организации. Международные ор­ганизации в отличие от государств обладают ограниченной договорной правоспособностью. Они вправе заключать договоры с государствами или с другими международными организациями в тех пределах и для достиже­ния тех целей, которые определены учредительными или иными актами.

Процесс заключения международного договора представляет собой ряд последовательных действий (стадий) - от проявления инициативы заключения договора до вступления его в силу.

Инициатива заключения договора может исходить от одного или не­скольких государств, а также от международных организаций. Они же, как правило, берут на себя обязанности по организации процесса заключения международного договора.

Договор заключается представителями государств. Для этой цели им выдаются специальные документы - полномочия, определяющие, на со­вершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в со­ответствии с национальным законодательством.

Определенные должностные лица в силу своего служебного положе­ния и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать действия по заключению договора без специальных полномочий. В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц.

Текст договора разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатическим каналам), на конференциях или в рамках между­народных организаций.

Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непосред­ственно, либо с использованием дипломатических средств. Государства через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме, составляет согласованный проект договора. За­тем путем взаимных уступок и компромиссов проект подвергается измене­ниям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников.

Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным и подлинным документом, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установление аутентичности). Оно может быть предварительным и окончательным.

Предварительное принятие текста договора осуществляется посред­ством голосования, парафирования, подписания.

Путем голосования, как правило, принимается текст договора, под­готовленный на международной конференции или в международной орга­низации. Это решение оформляется актом - резолюцией международной конференции или соответствующего органа международной организации, которая принимается большинством голосов.

Парафирование - это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. Такая форма предва­рительного принятия текста договора применяется в отношении двусто­ронних договоров или договоров с небольшим числом участников. Пара­фированный договор подлежит окончательному принятию.

Подписание ad referendum - условное, предварительное, требую­щее подтверждения компетентного органа государства.

Форма окончательного принятия текста договора - подписание.

Следующая стадия заключения международного договора, необхо­дима для вступления его в силу. Способы выражения такого согласия:

1) подписание;

2) обмен документами, образующими договор;

3) ратифи­кация;

4) утверждение (принятие);

5) присоединение к договору.

Подписание - одна из форм согласия на обязательность договора. При этом подписание является одновременно и формой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность.

Обмен документами, образующими договор, - это упрощенная процедура его заключения. Должностные лица (или уполномоченные) на­правляют друг другу письма (ноты), в которых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.

Ратификация - это согласие государства на обязательность догово­ра, выраженное высшим органом государственной власти в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством.

Договоры вступают в силу в том порядке и в тот срок, которые ука­заны в договоре. Договоры, не подлежащие ратификации или утвержде­нию, вступают в силу:

1) с момента подписания;

2) по истечении опреде­ленного срока после подписания;

3) с указанной в договоре даты.

В договорах могут предусматриваться и другие, особые, условия их вступления в силу.

Международные (межправительственные) конференции завершают­ся, как правило, принятием итоговых документов, имеющих разную юри­дическую природу. Так, конференция, созванная специально для разработки междуна­родного договора, завершается одобрением резолюции (иного акта) о при­нятии договора и открытии его для подписания государствами. В этом случае резолюция имеет лишь разовое, процедурное значение, а источни­ком становится договор.

Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих ор­ганизаций принимают, как правило, акты рекомендации либо акты право­применительного характера, а также акты, относящиеся к их внутренней жизнедеятельности.

4. Общие положения международного частного права. Коллизионные нормы международного частного права. Правовые режимы. Субъекты международного частного права.

 

Международное частное право - это комплексная правовая систе­ма, объединяющая нормы национального (внутригосударственного) зако­нодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, осложненные иностранным элементом.

Предметом международного частного права является регулирова­ние гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.

Нормы международного частного права регулируют гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с иностранным (или междуна­родным) элементом. Иностранный элемент может присутствовать в трех различных качествах, а именно:

1) в качестве субъекта (гражданин иностранного государства, ино­странная организация или иностранное государство, которые только тогда являются субъектами международного частного права, когда вступают в частные отношения с физическим или юридическим лицом);

2) в качестве объекта, который находится за границей;

3) в качестве события, юридического факта, произошедшего за гра­ницей (причинение вреда, заключение договора, смерть и т. д.).

Международное частное право как отрасль права делится на три части: общую, особенную и международный гражданский процесс, то есть судеб­ную защиту прав иностранцев.

Для международного частного права характерны следующие основ­ные источники: международные договоры, обычаи, внутреннее законодательство, судебная и арбитраж­ная практика.

Коллизионная норма - это норма, определяющая право какого го­сударства должно быть применено к соответствующему правоотношению. Коллизионная норма - норма отсылочного характера, ею можно ру­ководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, то есть нормами законодательства, ре­шающими вопрос по существу.

Значение коллизионных норм заключается в определении права, которое должно быть применено к отношениям, возникающим в условиях международного общения, когда на регулирование таких отношений мо­жет претендовать правопорядок нескольких государств и необходимо раз­решить возникшую коллизию. Коллизионные нормы международного ча­стного права разрешают эту коллизию, подчиняя отношения с иностран­ным элементом праву определенной страны.

Принято различать следующие виды коллизионных норм:

а) национально-правовые и международно-правовые, направленные на достижение международной унификации. Их различие проявляется в сфере как действия, так и применения. Сфера действия коллизионных норм, предусмотренных международным договором, значительно шире, так как они применяются всеми участниками международных договоров при полном тождестве их редакции;

б) коллизионные нормы делятся на диспозитивные, императивные и относительно-императивные. Императивная норма означает недопустимость от­ступления от предусмотренных обязательств, а диспозитивная подразуме­вает автономию воли сторон при заключении международных сделок. От­носительно-императивные - это нормы, отступление от которых допуска­ется при наличии определенных, заранее зафиксированных, условий;

в) коллизионные нормы могут быть разделены на односторонние и двусторонние.Первые определяют пределы применения только одного, обычно собственного права, вторые сформулированы более широко и ус­танавливают пределы применения как отечественного, так и национально­го права;

г) исходя из содержания и назначения, коллизионные нормы могут быть основными (генеральными) и дополнительными (субсидиарными).

Особенность таких норм заключается в том, что они устанавливают­ся пока только для отношений договорного права с учетом того, что имен­но в этой области возникают наиболее сложные спорные вопросы;

д) особую, и пока немногочисленную группу норм составляют те, ко­торые содержат отсылки не к праву какой-либо страны, а к положениям соответствующего международного договора,устанавливающего уни­фицированную коллизионную привязку по конкретному вопросу.

Существуют следующие виды коллизионных привязок:

· личный закон участников отношений;

· закон места нахождения имущества;

· закон места совершения акта (правомерного - при сделках, неправомер­ного - при деликтах);

· закон места осуществления деятельности;

· закон суда (арбитража), разрешающего спор;

· закон, с которым данное отношение наиболее тесно связано;

· закон места заключения сделки;

· закон флага;

· закон места заключения брака и др.

В числе основополагающих факторов, определяющих взаимоотно­шения государств в экономической сфере, лежит установление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам. Выделяют следующие режимы:

Режим наибольшего благоприятствования означает обязательство государства предоставлять (как правило, на основе взаимности) другому государству - участнику соглашения преимущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству. Область применения данного режима определяется договором и может охватывать как всю сферу экономических взаимосвя­зей, так и отдельные виды отношений. Из режима наибольшего благопри­ятствования допускаются определенные изъятия в отношении таможенных союзов, свободных таможенных зон, интеграционных объединений, развивающихся стран и приграничной торговли.

Преференциальный режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, в отношении развивающих­ся стран либо в рамках экономического или таможенного союзов.

Национальный режим предусматривает уравнивание в определен­ных правах иностранных юридических и физических лиц с собственными юридическими и физическими лицами государства. Обычно это касается вопросов гражданской правоспособности, судебной защиты и т. п.

Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфере эко­номического сотрудничества, означает введение каких-либо особых прав для иностранных юридических и физических лиц. Данный режим исполь­зуется государствами при регулировании таких вопросов, как повышенная защита иностранных инвестиций, предоставление таможенных и налого­вых льгот представительствам иностранных государств и сотрудникам этих представительств при приобретении и ввозе некоторых товаров.

К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства.

К субъектам международного частного права принято относить ино­странных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства, если они вступают в отношения с физическими или юридическими иностранными лицами.

Виды правоотношений, в которых участвуют государства:

· во-первых, регулируемые международным правом отношения, возни­кающие между государствами, а также между государством и между­народными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т. д.);

· во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны;другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйст­венные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

Особенности правоотношений с участием государства:

· Государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само опреде­ляет статус юридического лица.

· К договору между государством и иностранным физическим или юри­дическим лицом применяется внутреннее право этого государства.

· В силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску.

· В гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает су­веренитетом, что все государства равны. В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государ­ства судам другого государства. Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в сле­дующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.

Под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом.

Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.

На формирование норм международного частного права непосредст­венное влияние оказывают международные организации, такие как: Меж­дународная торговая палата, Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная орга­низация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.

5. Понятие и основные принципы международного гуманитарного права. Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы

Нормы международного права действуют не только в мир­ное, но и в военное время, в период вооруженных конфликтов. Необходимость существования и совершенствования таких норм диктуется реалиями общественной жизни, которая дает нам многочисленные примеры различного рода войн и воору­женных конфликтов. Независимо от своего социаль­ного характера и целей (межгосударственные, гражданские войны), законности (оборонительные, национально-освободи­тельные, военные санкции на основе Устава ООН) или незаконности (агрессивные войны, вооруженная агрессия) все они характеризуются применением вооруженных средств борьбы, в ходе которой воюющие, а также не участвующие в военном конфликте стороны должны соблюдать существующие на этот случай специальные нормы международного права. Такие нор­мы часто называются законами и обычаями войны, или между­народным гуманитарным правом.

Предназначение этих специфических международно-правовых норм заключа­ется в ограничении выбора средств и методов вооруженной борьбы, запрещении наиболее жестоких из них. Они защища­ют гражданское население и культурные ценности, положение нейтральных сторон в случае вооруженного конфликта и уста­навливают уголовную ответственность за их нарушение при совершении военных преступлений. Тем самым эти нормы объективно содействуют гуманизации войн и ограниче­нию масштабов и последствий для народов вооруженных кон­фликтов.

Международное гуманитарное право представляет совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреп­лению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих ин­дивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Данная отрасль права включает нормы трех видов:

1) нормы, дейст­вующие в нормальных ситуациях мирного времени;

2) нормы, предназна­ченные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально возможной гуманизации;

3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (свобода мысли, совести и религии, запрещение пыток или других жестоких видов обращения и наказания).

Основными источниками международного гуманитарного права являются обычай и договор.

Договорные источники международного гуманитарного права весьма многочисленны и характеризуются предметным разнообразием.

Во-первых, нормы, закрепляющие правила ведения войны: Конвен­ция об открытии военных действий; Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны, обе 1907 г. и т. д.

Во-вторых, соглашения, направленные на защиту жертв вооружен­ных конфликтов: Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женевская конвенция об улучшении уча­сти раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, Женевская конвенция об обращении с военно­пленными; Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, все от 12 августа 1949 г., Дополнительный протокол I к Же­невским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв ме­ждународных вооруженных конфликтов, и Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

В-третьих, конвенции в области ограничения и запрещения приме­нения отдельных видов оружия: Конвенция о запрещении производства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении, 1993 г.; Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, произ­водства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, 1997 г. и т. д.

В-четвертых, соглашения, направленные на обеспечение соблюдения норм международного гуманитарного права: Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением на­емников, 1989 г.; Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, 1948 г.

Принципы международного гуманитарного права можно объединить в четыре группы.

1. Общие принципы международного гуманитарного права:

· Принцип гуманности, запрещающий применение такого военно­го насилия, которое не является необходимым для целей войны. Этот принцип является одним из старейших принципов международного гума­нитарного права.

· Принцип недопустимости дискриминации, согласно которому с индивидами, пользующимися покровительством гуманитарных конвенций, при любых обстоятельствах и без всякого различия на основе характера и происхождения вооруженного конфликта, причин, которые воюющие сто­роны приводят в свое оправдание, или на которые ссылаются, следует об­ращаться без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, рели­гии, пола, имущественного положения.

· Принцип ответственности за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права, который включает в себя между­народно-правовую ответственность государств и ответственность физиче­ских лиц. Этот принцип является логическим следствием существования законов и обычаев войны и базируется на ряде конкретных норм, устанавливающих ответственность участников вооруженных конфликтов за нарушение соответствующих международно-правовых предписаний.

2. Принципы, ограничивающие воюющих в выборе средств и методов ведения войны:

· Принцип ограничения воюющих в выборе средств вооружен­ной борьбы, т.е., запрещается применять определенные виды оружия.

· Принцип защиты окружающей среды, т. е. при ведении воен­ных действий запрещается наносить обширный, долговременный и серьез­ный ущерб природной среде.

3. Принципы, обеспечивающие защиту прав участников воору­женного конфликта:

· Принцип защиты прав, означающий, что государство должно обеспечить защиту лиц (как комбатантов, так и некомбатантов), оказав­шихся в его власти.

· Принцип неприкосновенности лиц, прекративших принимать непосредственное участие в боевых действиях.

· Принцип неприкосновенности некомбатантов, который означа­ет, что в отношении личного состава, оказывающего помощь своим воо­руженным силам, но непосредственно в боевых действиях не участвующе­го (медицинский персонал, духовенство и т. п.), не может применяться оружие и он должен пользоваться уважением и покровительством со сто­роны противника.

4. Принципы защиты прав гражданского населения, не участ­вующего в вооруженном конфликте:

· Принцип ненападения, означающий, что гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объ­ектом нападений.

· Принцип ограничения по объектам, т. е. - «Единственная за­конная цель, которую должны иметь государства во время войны, состо­ит в ослаблении сил неприятеля».Этот принцип предполагает, что нападе­ния должны быть строго ограничены военными объектами.

Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы касается и вопросов начала войны, ее окончания, участников вооруженных конфликтов, запрещения или ограничения определенных средств и методов ведения войны и т.п.

Началу военных действий должно предшествовать объявление вой­ны. Однако само объявление войны не оправдывает данное государство и не освобождает от ответственности за акт агрессии, равно как и начало во­енных действий без объявления войны.

С началом вооруженного конфликта применяется система Держав-Покровительниц, которыми могут стать не участвующие в конфликте государства, назначенные и признанные воюющими сторонами.

Начало войны, как правило, прерывает дипломатические и консуль­ские отношения между государствами, вступившими в войну.

В отношении граждан неприятельского государства, пребывающих на их территории, применяются различные ограничения.

Имущество, принадлежащее непосредственно вражескому государ­ству (государственная собственность), конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских представительств. Частная собственность (собственность граждан) в принципе считается неприкосно­венной.

Война должна вестись только между вооруженными силами госу­дарств и не должна наносить ущерба их гражданскому населению.

Законными участниками войны являются комбатанты (сражаю­щиеся). Применение оружия на войне возможно только в отношении комбатантов.

В соответствии с действующими международными нормами в состав вооруженных сил (регулярных и нерегулярных) входят части и соединения сухопутных, морских, воздушных сил, а также войска милиции (полиции), безопасности, добровольческие отряды, отряды ополчения, личный состав организованного движения сопротивления (партизаны). Население на ок­купированной территории, которое по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные части, также пользуется правами сражающихся.

Понятием добровольческих отрядов охватываются лица, изъявившие желание выехать за пределы своей страны и принять участие в боевых действиях на стороне народа иностранного государства, борющегося за свободу и независимость.

От добровольцев принципиально отличаются наемники. Согласно ст. 47 первого Дополнительного протокола 1977 г. «Наемник - это любое лицо, которое специально завербовано сражаться в вооруженном кон­фликте; фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь желанием получить личную выгоду, не являет­ся ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, посто­янно проживающим на территории, контролируемой стороной, находя­щейся в конфликте, не входит в личный состав вооруженных сил сторо­ны, находящейся в конфликте».

Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и не находится под покровительством норм международного права.

Многолетний опыт международно-правового регулирования данной проблемы позволил сформулировать «Основные нормы», характеризую­щие методы и средства ведении войны:

· В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находя­щихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

· Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ве­дения военных действий, способные причинить излишние повре­ждения или излишние страдания.

· Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Международно-правовые нормы о запрещении или ограничении применения отдельных видов оружия развивались соответственно совер­шенствованию военного производства и с учетом опыта военных действий. Можно назвать такие меры, как запрещение ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсичного оружия.

Применительно к обычному оружию запрещению или ограничению подверглись следующие его разновидности:

1) любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, ко­торые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

2) мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами, мины-ловушки и некоторые другие устройства;

3) зажигательное оружие.

Запрещается разрушение гражданских объектов и объектов, необхо­димых для выживания гражданского населения (незащищенные города, жилища, больницы, запасы еды, источники воды и т. д.).

Особо регулируется защита плотин, дамб, атомных электростанций и т. д. Эти объекты не должны подвергаться нападению даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вы­звать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.

Прекращение военных действий осуществляется различными спосо­бами и оформляется соответствующими официальными актами, порож­дающими правовые последствия.

Одним из распространенных способов прекращения военных дейст­вий считается перемирие, которое приостанавливает военные действия по взаимному соглашению сторон. Общее перемирие является полным и бес­срочным. Нарушение постановлений актов перемирия есть не что иное, как противоправное посягательство на законы и обычаи войны, влекущее международную ответственность.

Соглашения о военном перемирии, наряду с прекращением военных действий, как правило, предусматривают взаимное освобождение и воз­вращение всех военнопленных в установленные сроки.

Другим способом прекращения военных действий является безого­ворочная капитуляция побежденной стороны.

Как общее правило, прекращение военных действий в виде переми­рия или безоговорочной капитуляции представляет собой этап на пути к прекращению состояния войны.

Прекращение состояния войны - это окончательное урегулирова­ние политических, экономических, территориальных и иных проблем, свя­занных с завершающейся войной и прекращением военных действий.

Важные правовые последствия прекращения состояния войны - вос­становление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отношений в полном объеме, обмен диплома­тическими представительствами, возобновление ранее заключенных дву­сторонних договоров, действие которых было прервано войной.

Формой осуществления окончательного мирного урегулирования, прекращения состояния войны является заключение мирного договора.

Режим раненых и больных на войнеопределен четырьмя международными Конвенциями 1949 г. и дополнительными протоколами к ним 1977 г. Тер­мин «раненые и больные»включает лиц, как из числа комбатантов, так и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе.

Конвенции зап