А.С. ИВАНОВСКИЙ

Тема 2 . Три вида графического изображения объекта проектирования – эскиз, чертеж, архитектурный рисунок.

Графика как составная часть творческого процесса дизайн-проектирования.

Тема 1

Введение.

Краткий конспект лекций для студентов

Основы дизайн-графики

Кафедра дизайна

 

специальности 1-19 01 01 «Дизайн»

специализация 1-19 01 01-02 02 «Дизайн интерьеров»

1 курс, 1 семестр

доцент Дягилев Леонид Евсеевич

 

 

2008 г.


Исторический экскурс. Графика как вид изобразительного искусства, основными художественными средствами которого являются линия, тон, светотень и цвет. В графике преобладает линейный способ изображения.

В древнерусских чертежах XVI-XII вв. использовались приемы иконописного искусства. При построении изображений не передавалось умение удаляющихся в глубину картины вертикальных размеров (как в современных аксонометрических проекциях, допускалась множественность точек зрения). Изображения часто представляли как бы виды с высоты птичьего полета. Использовался также иконописный прием изображения на картинной плоскости различных сооружений, отстоящих в действительности на различном расстоянии от зрителя – одно над другим, без перспективного сокращения размеров. В XVII в. появляются чертежи, в которых планы и фасады сооружения совмещались в одну плоскость.

Разделение изображений на отдельные проекции появилось в конце XVII в. Чертежи выполнялись в линейной графике, не в масштабе, но при числовых размерах, с точностью до одного вершка, черными чернилами. В отдельных случаях применялись краски для подкрашивания чертежа.

В конце XVIII в. Г.Монж обосновал методы изображений, которые точно передают на плоскости величины всех трех измерений предмета (ортогональные проекции).

Сохранившиеся до нашего времени архитектурные проекты свидетельствуют о высоком мастерстве архитектурной графики XVIII в., как правило, строго подчиненной существу проекта. Иногда они представляли собой вполне законченную картину с вписанным в нее архитектурным объектом. Для проектной графики этого периода характерны художественно-технические приемы, наглядно и выразительно раскрывающие назначение, художественные и конструктивно-строительные особенности проектируемого сооружения.

В XIX в. графические приемы были усовершенствованы. Прием нанесения акварельных пятен принимал живописный характер с подтеками, с передачей фактур, передачей впечатления реального строительного материала и монументальности.

В современной архитектурной и дизайнерской практике наряду с традиционными графическими приемами появляются новые черты, обусловленные иным характером архитектуры., новыми методами строительства и строительных материалов. На графику современного проекта оказывает влияние стандартизация и размер чертежа. Активно входит в проектную практику компьютерная графика с ее возможностями иллюзорной передачи объемов, фактур материалов, светотеней.

Дизайн-графика тесно увязывается с преподаванием смежных профессиональных и общехудожественных дисциплин, таких как рисунок, живопись, строительное черчение, перспектива, материаловедение, выполнение проекта в материале.

 

Графика как вид изобразительного искусства(станковая, книжная, прикладная, проектная)

Основные графические средства изображения – точка, линия, пятно, тон, штрих, растр (способ передачи оптического эффекта в тональной передаче формы с помощью линий и точек).

Все изобразительные средства используются в плоскостных и пространственных изображениях. Плоскостными изображениями называют изображения, в которых подчеркивается двухмерность изобразительной плоскости, т.е. по вертикальной и горизонтальной координатам. Объемными и пространственными называют изображения с использованием глубинных координатоскостными изображениями называют изображения в которых подчеркивается двухмерность изобразительной плоскости, т.е. .

Линия в чертеже является элементом черно-белой графики, но различная толщина линии, частота штриха и его пересечения дают возможность передачи тональных отношений формы и пространства, передачи фактуры предметов, рельефа и декоративных элементов.

Способ пространственного изображения в архитектурной графике связан также с выполнением тональных заливок (отмывок), которые выявляют художественные и конструктивные качества формы с помощью светотени.

Тон,как понятие, воспринимается нами как обозначение светлоты или темноты предметов, выраженных в отношениях белого, черного и серого тонов, т.е. предметы, нейтрально окрашенные (ахроматические).

Черное, серое, белое представляют большие изобразительные возможности в архитектурном проекте (контур, штрих, заливка сечений и планов, фасадов и архитектурных деталей).

Для использования в проектной графике ахроматических цветов необходимо знать основные принципы их согласования, от соотношения черного, серого, белого (контрастные или нюансные отношения), а также от ритмичного построения этих цветов, от соотношения количества фона и изображения.

На первых практических занятиях первокурсники выполняют задания на передачу шкалы ахроматических цветов, тона с помощью точки, линии, пятна. В следующем задании нужно будет передать объемную форму сложной архитектурной детали (капитель) с помощью светотени.

Динамические и статические качества архитектурного объекта также можно передавать с помощью тональных отношений. Это подробно усваивается на занятиях по основам композиции.

В черно-белой графике возможно и выявление цвета. Правильно выбранная тональность строительного материала или окраски позволяет достаточно точно «прочесть» цвет материала.

Благодаря соотношениям белого, серого и черного мы можем передавать и усиливать величину, высоту, «вес» плоской поверхности.

Светлые тона подчеркивают малую весомость.

Темные тона утяжеляют массу.

Светотень как одно из средств изображения наиболее наглядно передает в проектной графике характеристику архитектурного объекта.

Восприятие архитектуры в реальных условиях натуры связано с закономерностями освещения и воздушной перспективы. Один и тот же объект в зависимости от силы и направления освещения, расстояния от источника искусственного света изменяется по своей выразительности.

Так прямой свет под прямым углом уничтожает тени, теряется объем, пропадает пространственное восприятие формы.

При направленности света под углом 45º к поверхности выявляются объемные и фактурные качества трехмерной формы со всеми светотеневыми градациями (свет, полутон или полутень, тень, рефлекс и падающая тень).

Если фактура поверхности глянцевая или полированная, то появляется еще блик.

Приближая источник света к объекту, мы усиливаем контрастность, отдаляя – наблюдаем нюансные тональные отношения.

В ортогональных проекциях (генпланы, фасады, разрезы) общепринятым является условное освещение слева направо (иногда слева направо, когда этого требует композиционное решение) под углом 45º. Такой выбор направления света упрощает построение теней и дает оптимальную объемно-пространственную характеристику объекта.

Способы применения светотени в проектной графике зависят и от масштаба изображения.

Деталь в крупном масштабе (1:1, 1:5, 1:10) требует более тщательной проработки, так как светотеневые отношения в этом случае должны строиться на многочисленных градациях от белого до черного.

В архитектурных чертежах разрезов, фасадов в масштабе 1:100, 1:200, 1:400 светотеневая моделировка применяется ограниченно: только свет и тень, без дальнейшей разработки.

В мелких чертежах, например в масштабе 1:500, 1:1000, светотень может быть исключена.

Цвет в монохромном изображении (как говорилось выше) передается соответствующей тональностью ахроматических цветов, так как цветовой тон определяется светлотой.

Тон, светотень и цвет в проектной графике должны находиться в таком соотношении, чтобы ясно была выражена композиционная идея.

В проектной графике цвет с одной стороны служит для передачи полихромных свойств проектируемого объекта, включая элементы монументально-декоративной живописи, с другой стороны как средство графической выразительности чертежа в живописно-графических приемах изображения фасадов, перспектив, композиционного решения листа в целом.

Теория цвета изучается на специальной дисциплине «Цветоведение», мы же коснемся основных качеств спектральных цветов:

1) цветовой тон;

2) насыщенность (яркость цвета);

3) светлота цвета

 

Цветовой тон – это качество, которое прежде всего отличает один цвет от другого.

Насыщенность (яркость) – это отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте ахроматического цвета (серого), т.е. большая или меньшая выраженность в цвете его цветового тона. Для получения малонасыщеного цвета достаточно прибавить к нему белил (разбеленные или выбеленные цвета) или черной краски (зачерненные или тусклые цвета).

Светлотацвета определяется степенью близости его к белому цвету

Хроматические цвета воспринимаются как “теплые” и “холодные в зависимости от того, с каким цветом ни сравниваются. Например: в группе теплых (красных) цветов оранжевый будет теплее, чем малиновый; в группе холодных – фиолетовый теплее синего.

Можно говорить также о “весе” и о пространственных свойствах цвета. Чем темнее цвет, тем от “тяжелее”. Более насыщенные цвета цвета воспринимаются как более тяжелые, чем малонасыщенные.

“Тяжесть” или “лекгость” цвета (0плотность или прозрачность) зависят не только от самого цвета, но и от способы наложения краски и от материала. Акварель (прозрачный материал) дает более легкие цвета. Корпусные, фактурные краски придают изображению впечатление большей тяжести.

Бумага.Успех в решении поставленной задачи зависит от правильно выбланного графического материала. Например, для линейной графики (особенно для работы пером) наиболее подходящей бумагой является гладкая бумага или с небольшой фактурой – ватмат, полуватман.

Для акварели, темперы, гуашибольше пододит фактурная бумага типа “Торшон” или “Госзнак”.

Гладкие бумаги не годятся также для таких материалов, как мягкий карандаш, уголь, сангина, пастель. Эти материалы в проектной графике применяются чаще всегопри кратковременных эскизных зарисовках на пленэре.

Перо, рейсфедер, рапидограф, фломастер, гелевая ручкаприменяются чаще для выполнения архитектурных чертежей, но также могут применяться и для кратковременных зарисовок.

Тушь и кисть. Тушь бывает жидкая (химическая) и в плитках (китайская).

Неразбавленная водой жидкая тушь дает не очень приятную блестящую поверхность. Разбавленная водой она дает приятные серые оттенки, а в раблте рейсфедером – тонкие светлые линии.

 

 

Архитектурный эскиз – способ совершенствования творческого замысла. Под архитектурным эскизом следует понимать первоначальные наброски и зарисовки идейного и художественного замысла проектируемого

объекта. Эти первые проектные идеи могут переводиться в крупный масштаб для презентации, обсуждения и защиты своего творческого замысла.

Набросок в проектной графике имеет самое широкое распространение и называется форэскизом. Это планы, разрезы, фасады или перспективные рисунки. Ценность архитектурного эскиза заключается в том, Что в нем проявляется наибольшая возможность решать различные композиционно- графические задачи, испытывать разнообразные приемы, материалы.

Отмывка – типичный и основной способ разработки архитектурного чертежа – требует профессиональных технических навыков. Под отмывкой следует понимать не только светотеневую моделировку ъ, но и тональную разработку архитектурных чертежей. Для отмывания используется тушь, акварель, кисти.

Диапазон приемов отмывки очень широкий: от заливки серой или черной тушью элементов чертежа (планы, разрезы, фасады, окна на фасадах, тени и т.п.) до отмывки больших поверхностей неба, земли, генпланов и др.

Отмывка архитектурных чертежей и дизайн-проектов выполняется только прозрачными материалами: китайской тушьюили акварелью, которые позволяют передавать тонкие переходы от светлого к темному, сохраняя прозрачность слоя и видимость линий на чертеже.

Способы выполнения отмывки: покрытие краской поверхности бумагикистями (отмывка) или набрызгкраски аэрографом (механический способ). Применяются и другие способы для передачи фактуры или тектуры (по сырой заливке посыпается соль, песок, производится торцевание щетинной кистью).

Китайская тушь натирается на увлажненной тарелке, разводится в кипяченой воде, фильтруется через или вату. Покрытие производится большой кистью, плоскость бумаги устанавливается под углом 20 – 30 º. При горизонтальном положении бумаги краска растекается по бумаге, образуя случайные подтеки.

После завершения покрытия необходимой плоскости (соблюдая четкое обрамление по краям окрашиваемой поверхности) внизу образуется большая капля краски, которая снимается отжатой кистью.

Для равномерности тона необходимо покрыть предыдущий слой еше раз в другом направлении (перпендикулярно).

В современной дизайн-графике техника отмывки сочетается с другими графическими приемами – штриховка, линии обводки рейсфедером, аппликацией, покрытием отдельных участков кроющими красителями (гуашь темпера), а также техника трафарета (при торцевании или работе с аэрографом), для чего трафарет наклеивается на бумагу резиновым клеем, который затем легко счищается.

В архитектуре существует очень важный аспект в творческом процессе создания предметно-пространственной среды эстетического содержания, совместно с монументально-декоративным искусством, что принято называть синтезом искусств.

Особенностью современного монументального искусства является интерес художников-монументалстов к выразительным свойствам материала, как, например, необработанного бетона, дерева, художественного металла, объемного витража из литого и колотого цветного стекла на бетонном каркасе (Г.Ващенко, витраж в кинотеатре ”Москва”), использование естественных материалов в мозаике (колотый гранит, галька).

Аппликацияиспользуется в проектной графике для быстрого выпаолнения эскизов, шрифтовых надписей (плоттерная резка шрифтов).

Фотографияиспользуется в эскизных проектахдля выполнения фотомонтажа. Современная цифровая фотография позврляет делать выразительные вкрапления фотоизображений в чертеж, выполненный способом отмывки.

Компьютерная графикаэто современный инструмент для выполнения архитектурных и дизайн-проектов с помощью графических программ “CorelDrow”, “FotoShop”, “AutoCad”, “3Dmax” и др. Но без овладения традиционной проектной (ручной) графикой невозможно успешно проектировать интерьеры, т.к. …

Способы исправления.Ошибки в проекте возможно исправлять без переделки всего графического листа – срезка, , счистка чернильной резинкой, размывка, смывание краски губкой или кистью с последующим ретушированием т.к. повторные заливки не могут быть качественными. Вплоть до использования гуашевых красок. Ретушь можно делать штрихами, точками.

Архитектурный рисунок. Под архитектурным рисунком понимают всякий рисунок от руки, который делается в процессе разработки какой-либо архитектурной задачи (наброски, эскизы, кроки, архитектурные «рисунки архитектора» и пр.).

Рисунком архитектора называют рисунки и кратковременные зарисовки, наброски с натуры. В наброске сосредотачиваются важнейшие этапы рисунка: постановка задачи, определение главного, второстепенного, выявление характерного, быстрая фиксация принятого решения.

Архитектурная графика выдающихся архитекторов стала самостоятельным видом искусства (рисунки Я.Чернихова, О.Нимейера, Ле Корбюзье).

В учебной работе студенты выполняют множество рисунков, на занятиях по «Основам композиции» студенты выполняют графические интерпретации с фотографий шедевров мировой архитектуры. Во время прохождения учебной практики необходимо выполнить ряд обязательных рисунков архитектурных объектов, кроки одного из памятников белорусской архитектуры в Минске.

Архитектурный чертеж.Компоновка архитектурного чертежа, эскизного проекта на планшет, техника выполнения (тональный, линейный линейно-тональный, полихромный чертеж), шрифтовые надписи на проекте.

Обмерный чертеж.В процессе реставрации незаменимым документом является обмерный чертеж. Исходным материалом для составления эскизного и рабочего проекта реставрации являются обмерные кроки – черновые чертежи с указанием всех размеров.

Литература

 

1. К. Зайцев. Современная архитектурная графика. М., 1970.

2. А. Иконников, Г. Степанов. Основы архитектурной композиции. М., 1971.

3. А. Ефимов. Колористика города. М., 1990.

4. К.В. Кудряшов, Л. Байтзетцер. Проблемы изобразительного языка архитектора. М., 1985.

5. Е.С. Пономарёва. Цвет в интерьере. Мн., 1984.