Цели, предмет, функции и задачи контроллинга

Целью контроллинга является: диагностирование фактического технико-экономического и финансового состояния, сравнение его с прогнозируемым, выявление тенденций и закономерностей развития экономики предприятий и предупреждение негативного влияния внешних и внутренних факторов на финансовый результат и положение на рынке. Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием.

Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включает те виды управленческой деятельности которые обеспечивают достижение этих целей.

В общем виде функции контроллинга можно представить в виде:

1. Сервисная функция – предоставление необходимой информации для управления. Заключается в информационном обслуживании, которое обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля.

2. Функция принятия решений (управляющая функция). Управляющая функция реализуется с использованием данных анализа отклонений, величины покрытия и общих результатов деятельности предприятия.

3. Функция внутреннего контроля. Сводится к контролю экономической работы как организации в целом, так и ее структурных подразделений.

 

Основные функции контроллинга выполняются с помощью решения таких задач: учет (сбор и обработка информации, разработка и ведение системы внутреннего учета), планирование (информационная поддержка при разработке планов, формирование архитектуры планирования, координация планов, составление сводного плана), контроль и регулирование (сравнение плановых и фактических величин, определение допустимых границ отклонений величин, анализ отклонений), информационно-аналитическое обеспечение (разработка архитектуры информационной системы, предоставление цифровых материалов, сбор и систематизация значимых данных, разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений, обеспечение экономической эффективности функционирования информационной системы).

Предметом изучения курса «контроллинг» является процесс управления предприятием, включающий в себя установление целей, формирование стратегий, разработку стратегических и оперативных планов и бюджетов, мониторинг текущих событий, контроль и анализ отклонений фактических результатов от намеченных целей.

Предметом непосредственно контроллинга являются макроэкономические процессы и явления на предприятии, которые характеризуются определенными показателями – индикаторами в динамике и макроэкономические процессы в стране, которые влияют на экономику предприятия.