Проторенессанс (предвозрождение)
(Треченто)
| конец XIII-XIV вв.
| Словесность: Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375).
Живопись: Джотто (1266/67-1337).
|
Раннее Возрождение
(Кватроченто)
| XV в.
| «Отцы Возрождения»: Мазаччо (1401-1428, живопись), Донателло (ок.1386-1466, скульптура), Брунеллески (1377-1446, архитектура)
|
Высокое Возрождение (золотой век)
(Чинквеченто)
| конец XV - первая половина XVI в.
| Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Микеланджело Буонаротти (1475-1564).
|
Общеев культуре итальянского и Северного Возрождения
| открытие природы и человека, глубокий интерес к личности, к ее облику и характеру
|
Отличие
| Источники и пути этого открытия
|
Италия
| через освоение знаний и античное наследие с его красотой, гармонией, соразмерностью
|
Нидерланды
| на фоне освободительной войны против феодально-католической Испании
|
Германия
| на фоне мощного движения за церковную реформу (Реформация, начало протестантского направления в христианстве)
|
Франция
| в обстановке борьбы против духовной диктатуры католической церкви, на фоне утверждения абсолютной монархии
|
Философская основа Северного Возрождения
| Пантеизм (учение о растворенности Бога в природе) - природа наделялась божественными атрибутами – появление жанра пейзажа
|
Характер культуры Северного Возрождения
| - оно менее знакомо с античностью. Сближение с античностью произошло через Италию в конце XV в.,
- искусство тесно связано с поздней готикой, акцент сделан на благочестии. Оно развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону мирского.
- в нем больше религиозного чувства, символики
|
| Особенности Северного Возрождения
| |
Нидерланды
| Живопись: нет ощущения титанизма и всемогущества человеческой личности, как у итальянцев; поэтизация «среднего человека», религиозно-почтительное отношение к вещественным деталям, которые являются для них носителями тайного смысла. Отсюда - большое место занимает символизм; гротеск
| братья Г. (ум. в 1426) и Я. ван Эйки (ок.1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1400-1464), Г.Мемлинг (1433-1494).
И.Босх (1450-1516).
Питер Брейгель Старший (1525/30-1569).
|
| Литература: критическое отношение к схоластике
| Эразм Роттердамский (1469-1536).
|
Германия
| графика, пейзаж, портрет, бытовая картина.
Отличие от итальянской живописи: передача характера, а не красоты
| Альбрехт Дюрер (1471-1528), Ганс Гольбейн Младший (1497-1543).
Лукас Кранах Старший (1472-1553).
|
| Сатирическая литература
| Ганс Сакс (1494-1576),
Иоганн Фишарт (1546-1590)
|
Франция
| Литература, поэзия: утверждение идеи рационализма, сатира, отражение идеала раскрепощенной личности
| Мишель де Монтень (1533-1592)
Франсуа Рабле (1494-1553), Пьер де Ронсар (1524-1585), Жоакен Дю Белле (1522-1566), Агриппа д'Обинье (1552-1630), Луиза Лабе (1525-1565).
|
| Жанр портрета
| Ж.Фуке (ок.1420-1481), Ж.Клуэ (ок.1475-1540), Ф.Клуэ (ок.1505-1572)
|
Англия
| Социальная философия
| Томас Мор (1478-1535)
|
| Театр: трагедии
| Вильям Шекспир (1564-1616)
|
Испания
| Литература: рыцарские и плутовские романы
| Мигель де Сервантес (1547-1616), Франсиско де Кеведо (1580-1645)
|