КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ
Барьер фонетического непонимания
Семантический барьер
Стилистический барьер
Логический барьер
Барьер социальных различий
Барьер политических различий
Барьер национальных различий
Барьер религиозных различий
Барьер профессиональных различий
Барьеры пола и возраста
Барьер противоборствующих желаний
Барьер межличностной несовместимости
Барьер отрицательных эмоций
Барьер восприятия
Барьер техники и навыков общения
Барьеры по-
нимания
Барьеры
обществен-
ных разли-
чий
Барьеры от-
ношений
Взаимопонимание будет тем выше, чем более приемлемы для совместной
деятельности разработанные правила взаимодействия. Такие правила должны
устраивать обоих партнеров, не сковывать их действия. Поэтому их нужно пе-
риодически корректировать, т.е. согласовывать с обстоятельствами. Лучше все-
го это делать в ситуации равноправного положения партнеров.
Человек понимает только то, что находит отклик в его сознании, что соот-
ветствует содержанию его памяти, - для понимания всегда нужны некоторые
знания о предмете. Чтобы обеспечить понимание, люди должны исходить из
одних и тех же постулатов общения и взаимодействия, и соотносить предмет
обсуждения с одинаковыми социальными образами и нормами поведения.
Нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личностные отноше-
ния, не проявив эмпатию по отношению к нему.
Человек обычно хорошо понимает то, что соответствует его прогнозам,
гипотезам, целям, поэтому для обеспечения взаимопонимания можно использо-
вать следующие приемы:
• антиципацию (предвосхищение) возможных ситуаций, что позволя-
ет осмыслить те обстоятельства, которые будут препятствовать взаимопонима-
нию;
• определение своей точки зрения на объект, что обеспечивает воз-
можность _________последовательно отстаивать свои собственные позиции в общении и
взаимоотношениях;
• проработку гипотез о точках зрения партнеров, что позволяет избе-
жать конфликтов во взаимотношениях;
• согласование общих точек зрения, что дает возможность полностью
предотвратить взаимное недопонимание.