Ется деятельность, существуют две системы опережения сознанием
результатов этой деятельности:
1. Организованная _________система образов (представлений).
2. Организованная система понятий.
Часто эти системы функционируют (используются, задействованы) одно-
временно.
Рассматривая сходства и различия мышления и воображения необходимо
заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или
меньшей неопределённостью. Если исходные данные известны, то решение за-
дачи обеспечивается обычным мышлением (например, научная проблема). Ко-
гда же проблемная ситуация отличается значительной неопределённостью и
исходные данные с трудом поддаются анализу, то в действие приходит меха-
низм воображения (например, судьба героя в творчестве писателя).
Следовательно, воображение работает на том этапе познания, когда неоп-
ределённость ситуации весьма велика. Чем более привычной точной и опреде-
лённой становится ситуация, тем меньше простора она даёт воображению. В
той области явлений, где основные законы известны, нет необходимости ис-
пользовать воображение (например, определяя площадь участка земли или
складывая несколько чисел). Однако при наличии весьма приближенных сведе-
ний о ситуации, где трудно получить ответ с помощью мышления, вступает в
действие воображение (см. рис. 4.9).
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение
и найти выход в проблемной ситуации, даже при отсутствии нужной полноты
знаний, которые необходимы для мышления. Оно позволяет как бы «пере-
прыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конеч-
ный результат. В этом состоит сила такого пути решения проблемы. Правда, в
этом же и слабость его, поскольку намеченные воображением пути решения не
редко недостаточно точны, не строги. Однако необходимость существовать и