Ется деятельность, существуют две системы опережения сознанием


результатов этой деятельности:

1. Организованная _________система образов (представлений).

2. Организованная система понятий.

Часто эти системы функционируют (используются, задействованы) одно-

временно.

Рассматривая сходства и различия мышления и воображения необходимо

заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или

меньшей неопределённостью. Если исходные данные известны, то решение за-

дачи обеспечивается обычным мышлением (например, научная проблема). Ко-

гда же проблемная ситуация отличается значительной неопределённостью и

исходные данные с трудом поддаются анализу, то в действие приходит меха-

низм воображения (например, судьба героя в творчестве писателя).

Следовательно, воображение работает на том этапе познания, когда неоп-

ределённость ситуации весьма велика. Чем более привычной точной и опреде-

лённой становится ситуация, тем меньше простора она даёт воображению. В

той области явлений, где основные законы известны, нет необходимости ис-

пользовать воображение (например, определяя площадь участка земли или

складывая несколько чисел). Однако при наличии весьма приближенных сведе-

ний о ситуации, где трудно получить ответ с помощью мышления, вступает в

действие воображение (см. рис. 4.9).

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение

и найти выход в проблемной ситуации, даже при отсутствии нужной полноты

знаний, которые необходимы для мышления. Оно позволяет как бы «пере-

прыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конеч-

ный результат. В этом состоит сила такого пути решения проблемы. Правда, в

этом же и слабость его, поскольку намеченные воображением пути решения не

редко недостаточно точны, не строги. Однако необходимость существовать и