АМЕРИКАНЦЫ ЯПОНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


Глава 10. Этническое и расовое неравенство

Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

Схема 10-1. Средний доход семей, представителей различных рас, а также испаноязычных американцев, 1984 г.

АМЕРИКАНЦЫ КИТАЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Глава 10. Этническое и расовое неравенство

Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

 

 

Первыми азиатами, которые во множестве прибыли в США, были китайцы, покинувшие родину в 40-е годы прошлого века из-за беспорядков, вызванных голодом, "опиумными" войнами и тайпинским восстанием "Золотая лихорадка" привлекла их на западное побережье, главным образом в Калифорнию.

 

(Средний уровень дохода в стране составляет 16.8 долл.)

 

Там китайцы добывали золото и кое-как перебивались, работая на кухнях и в прачечных. Десятки тысяч китайцев трудились на строительстве первой трансконтинентальной железной дороги, а также других железнодорожных линий, пересекающих запад США. Некоторые работодатели стали отдавать предпочтение китайским рабочим по сравнению с белыми американцами. Китайцы старательно трудились и хорошо справлялись с обязанностями механиков и строителей. Обычно они трудились в течение долгого рабочего дня за низкую плату. Однако некоторых дельцов возмущало то, что многие китайские рабочие посылали заработанные деньги своим родным в Китай, а не тратили их в Америке.

В 1845 г. главный судья Верховного суда Калифорнии, назвавший китайцев людьми "низшей расы от природы", чьи "интеллектуальные способности и возможности развития ограничены", издал постановление о лишении их права свидетельствовать в суде против белых (Дэниэлз, Китано, 1970 с. 37). Таким образом, наряду с неграми и коренными американцами китайцы были лишены правовой защиты. Они не могли прибегнуть к помощи закона, когда белые грабили, оскорбляли и даже убивали их.

Депрессия 70-х годов XIX в. была особенно сильной в Калифорнии. Достаточно высокий к тому времени уровень безработицы здесь еще больше возрос в связи с притоком белых переселенцев с Востока и иммигрантов из Китая. Владельцы фабрик начали увольнять белых рабочих, пытавшихся организовать профсоюзы. Их заменяли китайскими рабочими, труд которых стоил дешевле, они казались более послушными. Вначале белые рабочие обратили свой гнев одновременно против владельцев фабрик и китайцев, но вскоре китайцев стали обвинять даже в том, что наступила экономическая депрессия. Политики, деятели профсоюзов и газеты проводили кампании против "желтой опасности", которая угрожала американскому образу жизни. В соответствии с новыми государственными законами китайцев исключали из школ и увольняли с некоторых должностей. Толпы белых нападали на них, убивали, грабили, изгоняли из собственных домов.

Кампания против "желтой опасности" распространилась по всей стране, и в 1882 г. конгресс издал первый из ряда законов об изгнании китайцев. Согласно этим законам, полностью прекратилась иммиграция из Китая, а китайцы, уже прибывшие в Америку, были лишены права на гражданство. Десятки тысяч китайцев вернулись на родину. Многие переселились в восточные города, где предубеждение против них проявлялось в меньшей мере. С самого начала китайцы стремились жить в обособленных общностях и сохранять свой язык и обычаи. Дискриминация способствовала этой тенденции, и вскоре в каждом крупном городе появился китайский квартал.

Но, лишенные права работать в торговле и промышленности, китайцы занялись деятельностью, в меньшей мере связанной с конкуренцией со стороны белых, - они открывали китайские рестораны, магазины и прачечные, где стирали вручную. Лишенные гражданства, китайцы образовали свои общности и по возможности стремились к независимости. Ассоциации, основанные на родственных связях и общем месте рождения, улаживали споры, организовывали взаимопомощь и осуществляли многие функции по охране порядка, управлению и социальному обеспечению. Большинство членов общности считали себя скорее "заграничными китайцами", чем американцами китайского происхождения. Отношения с этническим большинством были формальными и по возможности ограниченными.

К настоящему времени многие американцы китайского происхождения имеют высокий уровень образования, занимаются интеллектуальным трудом в таких престижных областях, как медицина и особенно стоматология, и успоили основные ценности, характерные для американского образа жизни. Новые иммигранты из Тайваня или Вьетнама не подвергаются расовому угнетению в такой мере, как более ранние китайские переселенцы, но они сталкиваются с теми же лингвистическими, культурными и бытовыми проблемами, которые обычно встают перед иммигрантами на протяжении всей американской истории.

 

 


 

 

 

В 1885 г., вскоре после принятия законов, направленных против китайцев, на Гавайские острова и западное побережье начали прибывать иммигранты из густонаселенной Японии. Большинство из них составляли молодые люди, которые устраивались на работу на шахтах, железных дорогах и в сфере обслуживания. Они планировали в Японию. Из-за предрассудков, по отношению к китайцам, японцы тоже были вынуждены жить обособленными сущностями. В течение последующих 20 лет страх перед новой "желтой опасностью" стал причиной принятия законов, ограничивающих дальнейшую иммиграцию японцев, лишавших японских иммигрантов права на гражданство и вступление в брак с белыми, а также ограничивающих коммерческую деятельность американцев японского происхождения, их членство в профсоюзах и право на владение землей (Има, 1976).

Как уже упоминалось, среди первых поколений американцев из Японии поддерживались глубокие этнические традиции, которые в конечном итоге способствовали сохранению самобытности японцев. Для японцев были характерны высокая трудовая этика, уважение к власти, желание владеть собственностью, стремление к образованию и привычка экономить деньги. Японские семьи и общности осуществляли строгий контроль за поведением своих членов, будучи устойчивой референтной группой. Эти факторы способствовали высокой степени конформизма и очень низкому уровню преступности и правонарушений среди японских иммигрантов (Китано, 1974).

Второе поколение японских американцев воспитывалось под влиянием двух культур. Как и их родители, они были законопослушны, самостоятельны и уступчивы. Многие достигли значительного статуса, о чем мечтали их родители. Японская молодёжь заканчивала колледжи и университеты. Многие выдвинулись в таких престижных профессиях, как инженерное дело и архитектура. В отличие от родителей они уже не занимались сельскохозяйственным и тяжелым физическим трудом, став менеджерами и работниками интеллектуального труда. Однако в ходе этого процесса они утратили многие обычаи своих родителей, не умели читать и говорить на японском языке и не соблюдали религиозных обрядов, некоторые вступили в брак с белыми, другие жили в кварталах, где белые преобладали (Има, 1976; Китано, 1969).

В период второй мировой войны стали проявляться ярко выраженные антияпонские настроения. Белые с западного побережья, другие выходцы из Азии давно уже затаили злобу против японцев, и бомбардировка Перл-Харбора в 1941 г. способствовала разжиганию пороховой бочки расизма. Не только консервативные газеты, патриотические организации и профсоюзы, но и группы филиппинцев, китайцев и корейцев настаивали, чтобы правительство предприняло действия против "хитрых, подлых, зловредных японцев" (Китано, 1974). В результате ПО 000 японцев с западного побережья были выселены в "переселенческие центры" (в действительности концентрационные лагеря) в горных штатах. Сами японцы почти не оказывали сопротивления властям, в большинстве своем спокойно подчинились приказам о

регистрации перед эвакуацией и мирно занимали свои места в поездах (Ки-тано, 1974). После освобождения в 1945 г. они обнаружили, что их собственность варварски разрушена или разграблена, фермы находятся в жалком состоянии. Это привело к серьезным и длительным экономическим трудностям, которые в некоторых случаях оказались непреодолимыми (Герхард, 1963).

Под влиянием опыта военного времени многие японцы отказывались сохранять свою национальную самобытность (Китано, 1974). Они сделали все возможное, чтобы их дети ассимилировались с доминирующей американской культурой. В результате этого молодое поколение японских американцев имеет самый высокий уровень образования в США. Несмотря на отказ от большинства японских обычаев, представители этого поколения начали проявлять интерес к японскому языку и культуре. Они помогали возродить японские общности на западном побережье, где были созданы привлекательные аттракционы для туристов и гостиницы для гостей и иммигрантов из Японии (Китано, 1969,1974).