КОРЕННЫЕ АМЕРИКАНЦЫ


Глава 10. Этническое и расовое неравенство

Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

Американцы мексиканского происхождения

Американцы японского происхождения

Американцы китайского происхождения

Этнические группы белых

Методы и измерения

Чернокожие американцы

Коренные американцы

ЭТНИЧЕСКИЕ И РАСОВЫЕ ГРУППЫ В США

Глава 10. Этническое и расовое неравенство

Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

 

 

Все американцы, включая коренных жителей, предки которых переселились в Америку из Азии примерно 30 000 или более лет назад, являются потомками иммигрантов. Но различные этнические и расовые группы прибывали в Америку в разные времена при изменявшихся условиях, их численность тоже менялась. Население колониальной эпохи состояло из коренных американцев и многих групп из Европы - некоторые покинули родину из-за религиозных преследований, другие стремились разбогатеть. Хотя европейские колонисты отличались друг от друга по языку и религиозным убеждениям, культура белых англосаксов и протестантская вера стали господствующими. Колонисты отвергли многие институты, характерные для Англии (например, титулы аристократов и господствующую церковь), но английский язык стал национальным языком Америки, кроме того, были сохранены английские законодательные институты (в частности, суд присяжных). Этнические и расовые группы прибывали в США и оказывались в условиях господства протестантской культуры белых, и их судьбы складывались в зависимости от взаимодействия или конфликта с этой культурой.

 

 

 


 

 

К коренным американцам (эскимосам, алеутам, индейцам) относится не один, а многие народы. Сотни различных этнических групп населяли северную и южную часть Американского континента до прибытия европейцев.

Вдоль побережья Атлантического океана проживало сравнительно малочисленное и довольно разбросанное коренное население, поэтому вначале было вполне достаточно земли для них и все возраставшего числа европейцев. Время от времени между ними возникали вооруженные конфликты, но они улаживались и поддерживались мирные отношения. Наблюдалась тенденция к взаимовлиянию культур, при этом каждая группа заимствовала опыт других. Но по мере возрастания численности белых поселенцев, прибывавших в колонии и стремившихся к захвату земли, пригодной для сельского хозяйства, коренных американцев стали считать помехой на пути английской экспансии.

Глубокие культурные различия вели к обострению конфликта. Например, белые поселенцы жаждали иметь личную собственность и разбогатеть за счет владения землей; они вырубали леса на корню и охотились на пушных зверей. Среди большинства групп коренных американцев в противоположность европейцам не сформировалось даже понятие личной собственности. По их мнению, земля, деревья, животные, небо, воздух и солнце были частью природы, поэтому считались священными.

К концу XVIII в. в результате борьбы между коренными американцами и европейцами численность большинства племен на востоке страны резко уменьшилась. Многие племена были изгнаны на запад сравнительно хорошо вооруженными и многочисленными отрядами белых или погибли от европейских болезней вроде оспы, так как у них не было соответствующего врожденного иммунитета. К концу XIX в. большинство племен были разгромлены

Термин "индеец" - неверное название, которое употребляли первые путешественники, намеревавшиеся высадиться в Ост-Индии. Термин прижился, и лишь недавно распространилось более точное название -"коренные американцы" (Примеч. авт.)

американскими войсками и загнаны в резервации в отдаленные районы с бедными природными ресурсами. Правительство получило власть над этими племенами, которые попали под юрисдикцию Бюро по делам индейцев. Власть правительства принесла новые бедствия коренным американцам. В то время как некоторые племена почти голодали, Бюро по делам индейцев за бесценок продавало принадлежавшие им полезные ископаемые и строевой

лес.

В 40-е годы нашего столетия коренные американцы стали выступать против такого положения. Был создан Национальный конгресс американских индейцев, призванный решить проблемы образования, правовой защиты, смягчения законодательства. В 60-е годы возникли новые организации, например, Национальный совет индейской молодежи и Движение американских индейцев. Были поданы в суд десятки исков с требованием возвратить земли, исконно принадлежащие индейцам, и восстановить их права. В городах, где проживало много коренных американцев, создавались предприятия сферы обслуживания и культурные центры. В то же время некоторые воинствующие группы использовали незаконные средства борьбы, чтобы привлечь внимание общественности. После захвата острова Алкатраз в 1969 г., помещений Бюро по делам индейцев в 1973 г. (Вашингтон, округ Колумбия) и вооруженного захвата Вундед. Ни трудное положение коренных американцев стало предметом всеобщего обсуждения.

Несмотря на это, в 1981 г. уровень безработицы в индейских резервациях превысил 30 процентов. Доходы коренных американцев были значительно ниже среднего уровня по стране. В 1981 г. средний доход усердно работающего жителя резервации Тавапи-Прескотт составлял лишь 5800 долл. в год. Рядовые жители резерваций обычно заканчивали лишь 9 классов средней школы (U.S. Bureau of Indian Affairs, 1981). Эти данные наглядно свидетельствуют, что коренные американцы находятся в крайне тяжелом положении даже среди национальных меньшинств.