Экспериментальное исследование


Н. Смелзер. Социология. Глава 1

Метод исторического анализа

Н. Смелзер. Социология. Глава 1

Экспериментальное исследование

Метод исторического анализа

 

 


 

Великий немецкий социолог Макс Вебер использовал метод исторического исследования, анализируя связь между религией и социальными изменениями. Он был убежден, что в протестантизме и особенно в учении Жана Кальвина (XVI в.) заложен некий призыв к самодисциплине, которая является важным условием делового успеха. Стремясь доказать это, он внимательно изучал проповеди великих протестантов, уделяя особое внимание их мыслям об упорном труде, самоограничении, разумном использовании времени и денег.

Он также анализировал произведения Бенджамина Франклина, высоко ценившего деловой успех. Кроме того, он изучил историю нескольких религий - например, Индии и Китая, - где деловому успеху не придавалось такого важного значения, как в протестантской Европе, и обнаружил, что эти темы встречаются не во всех религиях.

Использование исторических документов для проверки гипотез является важным методом исследования для многих социологов. Они изучают переписи населения, проведенные в прошлом, судебные протоколы и записи в церковных книгах, чтобы узнать, как изменились состав семей и характер их миграции. Они знакомятся с полицейскими архивами, чтобы уяснить характерные особенности людей, принимавших участие в великих революциях. Исторический метод важен для тех, кто считает изучение прошлого не менее ценным в понимании общества и общественных отношений, чем исследование их сегодняшнего состояния.

 

 

 


 

 

К концу XIX в. принципы экспериментального исследования, сформулированные учеными естествоиспытателями и психологами, стали применяться и в социологии. Обнаружилось, что характерная особенность экспериментального исследования - контролируемая ситуация - весьма помогает при изучении небольших групп людей. Этот метод до сих пор широко применяется, когда социологи имеют дело с проблемами лидерства, поведенческими моделями сотрудничества и конкуренции. Некоторые результаты таких исследований приведены в 5-й главе. Чтобы понять суть экспериментального исследования, рассмотрим следующий пример.

Исследователь хочет выяснить, влияют ли на мнение студентов о преподавателях суждения студентов, которые у них учились в прошлом году. Экспериментатор подбирает две учебные группы, где численность, возраст студентов, соотношение мужчин и женщин достаточно сходны. Он сообщает первой группе, что прошлогодние студенты очень низко оценили преподавателя. Второй же группе не дает никакой информации о мнении студентов. Проходит час занятий, и каждой группе предлагается охарактеризовать своего преподавателя.

Первая группа является экспериментальной - на нее оказало влияние мнение прошлогодних студентов, которое является независимой переменной. Вторая группа называется контрольной - она не подвергалась влиянию независимой переменной.

Или проще. Используются две в сущности идентичные группы. Первая получает стимул (например, информацию от прошлогодних студентов), а вторая не получает. При сравнении результатов социологи делают вывод о влиянии стимула на испытуемых.