УПЦ для индивида
Метод управления по целям
Управление по целям(УПЦ) может быть определено как метод или как система управления организацией, одновременно обслуживающая задачи планирования и всю деятельность организации. УПЦ широко используется на практике, отражая положительную философию о человеке, об участии в управлении. Такие эффективно управляемые компании, как «ИБМ» и «Хьюлетт-Пакард», входят в число организаций, успешно использующих УПЦ. В основу УПЦ положена идея, что начальники и подчиненные совместно устанавливают цели для выполнения работы и своего развития, оценивают успех в их достижении, интегрируя таким образом цели трех уровней: индивидуальные, групповые и организационные.
Существует несколько форм УПЦ: предназначенная для индивида; для группы; для всей организации.
Эта модель содержит пять основных компонентов, каждый из которых состоит из ряда элементов. На рисунке 21 указаны эти компоненты: установление целей, участие подчиненного, выполнение работы, ее оценка и обратная связь. Стрелки указывают на тесную взаимосвязь между компонентами, а также на то, что все это должно действовать одновременно, чтобы сделать процесс УПЦ эффективным.
Рисунок 21 - Модель УПЦ для индивида
Установление целей включает определение участков работы подчиненного, чего он должен на этих участках достигнуть, и план по достижению установленных результатов.
Степень участия подчиненногоможет быть разной в зависимости от организационных условий. Эффективное участие подчиненного предполагает наличие у него возможности влиять на ее изменение. Это дает ему возможность планировать и контролировать свои действия, определять способ их выполнения, а не просто делать то, что ему сказали..
Выполнение работыв УПЦ для индивида требует превращения результатов, намеченных установленными целями, в конкретные действия, приводящие к этим результатам. Данная стадия процесса включает разработку плана действий, описывающего то, каким образом цель будет достигнута.
Оценка выполнения работывключает: определение показателя, через который измеряется достигнутый результат; измерение самого результата. Показатель измерения работы по возможности должен носить универсальный характер, что помогает оценивать усилия в правильном направлении и в связи с другими участками работы. В УПЦ большое внимание уделяется самооценке в выполнении работы. Подчиненный, который знает собственные результаты, имеет полную возможность оценивать ход их выполнения и изменять свое поведение по мере необходимости.
Процедура обратной связив УПЦ строится из определения достигнутых результатов и разработки мер по их дальнейшему улучшению. Обратная связь является ключевым элементом УПЦ, устанавливающим степень достижения цели.
Эта модель требует изменения роли руководителя в сторону оказания помощи и совета подчиненному, а не простой фиксации и оценки результата. Многие руководители видят в этом элементе слабое место УПЦ. С этим трудно согласиться, так как у начальника по-прежнему остаются права на дисциплинарные меры. Процесс УПЦ минимизирует необходимость использования малоэффективных административных санкций.
Типичными практическими ошибками в использовании системы УПЦ бывают:
§ излишняя ориентированность на вознаграждение (наказание) в зависимости от достигнутых результатов;
§ больший, чем требуется, объем бумажной работы и ее затягивание;
§ неоправданно сильное давление сверху, сдерживающее инициативу снизу;
§ попытка избежать конфликта, приводящая не к самым эффективным решениям;
§ акцент на индивидуальные цели и ослабление потребности в групповой работе.