Виды и структура решений.
Методы принятия решений.
Виды и структура решений.
ТЕМА 8. Процесс принятия решений.
Организационное решение – это выбор, который делает руководитель в процессе выполнения своих обязанностей.
Решение можно рассматривать как результат управленческого труда, а его принятие и реализацию – как процесс, ведущий к этому результату.
Виды организационных решений:
1) Запрограммированные – получение результата путем отработанной последовательности шагов, решений или действий (число возможных альтернатив ограничено);
2) Незапрограммированные – решения, которые возникают в рамках новой ситуации, часто требующей нестандартных подходов. К числу незапрограммированных можно отнести решения по следующим вопросам: какими должны быть цели организации; как улучшить продукцию; как усовершенствовать структуру и т.п.).
3) Организационные – принимаются менеджером в соответствии с его формальными полномочиями;
4) Персональные - принимаются менеджером как частным лицом;
5) Оперативные – принимаются низшем и среднем уровнях управления;
6) Стратегические – принимаются на высшем уровне управления и связаны со сложными проблемами;
7) Исследовательские – принимаются в условиях достаточного количества времени;
8) Кризисно-интуитивные – спонтанные решения, принимаемые в ответ на конкретную опасность.
Требования к управленческим решениям:
- обоснованность(обоснование рациональности);
- адресность (решения должны быть направлены на конкретного исполнителя и ограничены во времени);
- обеспеченность (наличие необходимых ресурсов);
- директивность (решения должны быть обязательными для исполнения);
- эффективность,
- своевременность,
- конкретность,
- непротиворечивость.
Типы организационных решений:
1. решения, связанные с планированием;
2. решения, связанные с организацией;
3. решения, связанные с мотивацией;
4. решения, связанные с контролем.
Процесс принятия решений состоит из трех стадий:
подготовка решения; принятие решения; реализация решения.
1) На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
2) На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка решений и курсов действий; производится отбор критериев выбора оптимального решения (например, уровень затрат для реализации решения, быстрота достижения результата, наличие или отсутствие негативных последствий и т.д.); выбор и принятие наилучшего решения.
3) На стадии реализации решения доводятся до исполнителей, осуществляется контроль за ходом выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.
Причины неэффективных решений:
- принятие решений под влиянием эмоций;
- принятие решений без учета возможностей риска и предупреждения его последствий;
- поспешность;
- использование неполной или недостоверной информации;
- большой объем принимаемых решений;
- решение, принимаемое волевым путем;
- воздействие стресса при принятии решения;
- принятие решения для создания видимости действий.