Виды и структура решений.


Методы принятия решений.

Виды и структура решений.

ТЕМА 8. Процесс принятия решений.

Организационное решение – это выбор, который делает руководитель в процессе выполнения своих обязанностей.

Решение можно рассматривать как результат управленческого труда, а его принятие и реализацию – как процесс, ведущий к этому результату.

Виды организационных решений:

1) Запрограммированные – получение результата путем отработанной последовательности шагов, решений или действий (число возможных альтернатив ограничено);

2) Незапрограммированные – решения, которые возникают в рамках новой ситуации, часто требующей нестандартных подходов. К числу незапрограммированных можно отнести решения по следующим вопросам: какими должны быть цели организации; как улучшить продукцию; как усовершенствовать структуру и т.п.).

3) Организационные – принимаются менеджером в соответствии с его формальными полномочиями;

4) Персональные - принимаются менеджером как частным лицом;

5) Оперативные – принимаются низшем и среднем уровнях управления;

6) Стратегические – принимаются на высшем уровне управления и связаны со сложными проблемами;

7) Исследовательские – принимаются в условиях достаточного количества времени;

8) Кризисно-интуитивные – спонтанные решения, принимаемые в ответ на конкретную опасность.

 

Требования к управленческим решениям:

- обоснованность(обоснование рациональности);

- адресность (решения должны быть направлены на конкретного исполнителя и ограничены во времени);

- обеспеченность (наличие необходимых ресурсов);

- директивность (решения должны быть обязательными для исполнения);

- эффективность,

- своевременность,

- конкретность,

- непротиворечивость.

Типы организационных решений:

1. решения, связанные с планированием;

2. решения, связанные с организацией;

3. решения, связанные с мотивацией;

4. решения, связанные с контролем.

 

Процесс принятия решений состоит из трех стадий:

подготовка решения; принятие решения; реализация решения.

 

1) На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

 

2) На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка решений и курсов действий; производится отбор критериев выбора оптимального решения (например, уровень затрат для реализации решения, быстрота достижения результата, наличие или отсутствие негативных последствий и т.д.); выбор и принятие наилучшего решения.

 

3) На стадии реализации решения доводятся до исполнителей, осуществляется контроль за ходом выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

 

Причины неэффективных решений:

- принятие решений под влиянием эмоций;

- принятие решений без учета возможностей риска и предупреждения его последствий;

- поспешность;

- использование неполной или недостоверной информации;

- большой объем принимаемых решений;

- решение, принимаемое волевым путем;

- воздействие стресса при принятии решения;

- принятие решения для создания видимости действий.