Сущность, функции и выгоды планирования.
Тактическое и оперативное планирование
Стратегическое планирование
Сущность, функции и выгоды планирования
Тема 2. Функция планирования
Планирование - первая и основная функция менеджмента; это подготовка принятия решений о целях и средствах их достижения путем целенаправленного сравнения различных альтернативных вариантов действий в ожидаемых условиях. В ходе планирования разрабатываются планы.
План - это: 1) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; 2) замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.
Отсутствие планирование приводит к следующему:
- организации не понимают поставленных целей и будущих задач;
- бизнес не рассматривается как непрерывный процесс, где текущие действия связаны с будущими;
- организация более уязвима по сравнению с конкурентами.
Применение планирования несет следующие выгоды:
- улучшает координацию действий в организации;
- позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;
- делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;
- улучшает информационный обмен;
- способствует оптимальному распределению ресурсов;
- четко определяет обязанности и ответственность персонала;
- улучшает контроль в организации.
Существует множество видов планирования, которые классифицируются по следующим критериям:
1. По степени охвата:
а) общее планирование - охватывает все области, относящиеся к данному вопросу (например, планирование набора студентов в ВУЗ);
б) частное планирование - охватывает одну, конкретную область (например, планирование набора студентов в ВУЗ на специальность «Финансы и кредит» отделения заочного обучения).
2. По содержанию планирования в аспекте предпринимательской деятельности:
а) стратегическое планирование - связано с поиском новых возможностей развития организации; ориентировано на длительный период (от пяти и более лет);
б) тактическое планирование - относится к созданию предпосылок для стратегического планирования, т.е. его реализации;
в) оперативное планирование - непосредственно процесс реализации намеченных в стратегическом и тактическом планах показателей.
3. По предмету планирования:
а) целевое планирование - это разработка целей, миссии организации;
б) планирование средств - финансов, персонала и т.д.;
в) программное планирование - разработка крупных программ (сбыта, производства);
г) планирование действий - конкретных организационных мероприятий.
4. По сферам функционирования:
а) планирование сбыта;
б) планирование производства;
в) планирование маркетинга и т.д.
5. По срокам планирования:
а) краткосрочное (планирование в рамках до 1 года);
б) среднесрочное (от 1 года до 3 лет);
в) долгосрочное (свыше 3 лет).
6. По учету изменения данных:
а) жесткое планирование - показатели плана должны оставаться неизменными;
б) гибкое планирование - плановые показатели могут меняться в зависимости от изменений факторов внешней и/или внутренней среды.
Можно выделить три основных функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования:
1. Распределение ресурсов - включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.
2. Адаптация к внешней среде - охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением.
3.Внутренняя координация - это координация деятельности организации, учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.