БОРЬБА С ВНЕШНИМИ ВРАГАМИ.


Борьба шла по трем направлениям :

1) Борьба с монголо-татарскими нашествиями

2) Борьба против агрессии немецких шведских датских феодалов.

3) Борьба против агрессии Венгерских и Польских захватчиков . Цель Поляков была покончить с суверенитетом Киевской Руси .

Выводы: процесс распада Киевской Руси и сформирования «Руси удельной» был аналогичен распаду единых государств Европы . Народы древней Руси не смотря на феодальную раздробленность проявили героизм в отражении соседних стран , сохранив свою государственность и духовность. Были созданы предпосылки для последующего объединения и создания многонационального и централизованного государства .

Самоконтроль: Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Назовите первых Русских князей ? Последствия принятия христианства на Руси? Этапы распада Киевской Руси ? в чем заключалось Монгольское иго ?

Лекция – 3

Образование Русского централизованного государства в 14 – первой половине 17 века , контексте развития мировой цивилизации

ЛЕКЦИЯ 4

1) Эпоха Петра первого , преобразование в России . Борьба России за выход к морям . Образование Российской империи.

1682 г. Бояре провозгласили братьев Ивана 16 лет и Петра 10. Провозгласили их на царствование , а управление поручили царевне Софье.

1696 г. Со смертью царя Ивана установилось единодержавие Петра. Россия к этому времени не смотря на обширную территорию была лишена удобных морских путей на Юге и Западе страны . Одной из первых задач Петр определил выход к морям.

1695 г. Первый Азовский поход Петра Он был не удачным , потому что Петр не имел флота и не смог блокировать Азов с моря. Петр принимает решение : России нужен флот. И в течении года строит под Воронежем 30 кораблей. Они переправляются в Азовское море и в 1696 году во время второго Азовского похода. Выход в Азовское море обеспечен.

1697 г. В Европу отправляется великое посольство из Москвы с целью найти союзников в войне с Турцией . И пригласить в Россию лучших специалистов в области промышленности и архитектуры.

1700-1721 г. Россия участвует в войне со Швецией , т.е. Северная война . Осень 1700г. Шведы нанесли поражение Русской армии под Нарвой. России нужна современная национальная армия . Формируются новые полки . Создается национальная гвардия , вводится единообразная форма одежды , погоны знаки отличия , устанавливаются воинские звания.

1703 г. Основан Санкт-Петербург .

1704 г. Русская армия взяла Нарву.

1708 г. Русская армия нанесла поражение Шведам у деревни лесной (близь Могилево) .

1709 г. 27 июня. Произошло историческое Полтавское сражение. Русская армия под командованием Петра , разбила Шведов.

1714 г. Разбит Шведский флот у кумыса Гангуд в Балтийском море.

1721 30 августа. В Финляндии был подписан мирный договор между Россией и Швецией. Россия возвращала себе Финский залив , а Швеция уступила прибалтийские земли и часть Карелии. Таким образом в годы правления Петра 1 – Россия стала Великой Европейской морской державой , ИМПЕРИЕЙ. Впервые в России Царь получил титул Императора всероссийского . Россия получила возможность влиять на политику Закавказья . Установить тесные связи с Грузинами, Армянами , Азербайджанцами находившихся под властью Турецких завоевателей.

РЕФОРМЫ ПЕТРА ПЕРВОГО:

1) Экономические реформы: Промышленное строительство (были построены крупные железодельные заводы ) . Цель экономической политики меркантилизм. Основанно на вывозе товаров.

2) Реформы Социальные : 1. Организация регулярной армии , служба дворян стала постоянной. Император или Царь жаловал земли или угодия за особые заслуги. 1714 г. Был издан указ о «Единонаследии». Наследником становился старший сын. Остальные обязаны были пожизненно служить в армии.1722 г. Была введена табеля о рангах . вся служебная лестница делилась на 14 ступеней. 14 лет прапорщик , а первый ранг это маршал.

3) Административные реформы : 1. Областная реформа. Вместо боярской думы основан сенат. 2. Приказная система управления страной была заменена коллегиями (военная , адмиралтийская , берг , ) 3. 1921 году учрежден простейший синод.

4) Военные реформы : 1. Упражнена прежняя военная организация дворянская стрелецкая воинская. Создана регулярная армия основу которой составили семеновские и измайловские полки . изменена система комплектования армии . государство в принудительном порядке набирало в армию из крестьян и горожан. Формирование корпуса. Была формирована строгая система органов военного управления.

5) Реформы области культуры и просвещения : 1701 год. В Москве открылась новигатская школа . 1700 год введен новый календарь , НГ с 1 января . 1702 год издание первой газеты «ведомости» . 1725 открыта академия наук . 1710 введен более простой гражданский . Построена кунц камера.

Таким образом первая четверть 18 века ознаменовалась глубокими и эффективными реформами тесно связанными с именем Петра 1.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ-5 ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 19 ВЕКЕ

После смерти Павла I на престол вступил Александр I (1802-1825). Понимая причины неудач своего отца, Александр I с первых дней проводит либеральные реформы и умеренную политику. Отменив наиболее одиозные указы Павла I, он на деле доказал, что будет править государством по заветам своей бабки - Екатерины Великой. Первым указом он вернул 12 тыс. опальных дворян, дал право покупки земель представителям купечества, мещанам, государственным и удельным крестьянам (нарушив монополию дворян).

В 1803 г. указом о «вольных хлебопашцах» Александр I легализовал право отпуска крестьян на волю по обоюдному согласию помещика и крестьянина.

В 1804-1805 гг. было ограничено крепостное право в Прибалтике, В 1809 г. было отменено право ссылать крестьян в Сибирь.

Активными помощниками Александра I были представители молодого поколения дворянской знати: П.А.Строганов, В.П.Кочубей, ААЧарторыйский, Н.Н.Новосильцев. Ближайшим соратником императора стал будущий реформатор России М.М.Сперанский.

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. Основой системы образования должны были стать бессословные учебные заведения с бесплатным начальным образованием. В рамках развития системы образования были открыты Виленский, Казанский Харьковский и Петербургский университеты. Открывается Царскосельскии лицей, лицеи в городах Одессе и Нежине.

Первые годы своего правления Александр I начал с реорганизации органов высшей и центральной государственной власти. В 1802-1811 гг. была проведена министерская реформа, результатом которой стало появление министерств, заменивших созданные при Петре I коллегии. В министерствах вводились строгое единовластие и ответственность министров. Для координации и совместной деятельности был учрежден "Комитет министров".

Параллельно был создан Сенат - высшая судебная инстанция и орган надзора, за администрацией, в 1810 г. - высшии законосовещательный орган при императоре - Государственный совет.

Активное участие в политической жизни принимает бывший статс-секретарь государственного совета М.М.Сперанский (1772-1839). По поручению Александра I он подготовил план государственных преобразований (1809 г.), в котором предлагал преобразовать самодержавие в конституционную монархию (разделение властей, выборность чиновников). При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский заимствовал некоторые нормы французских гражданских законов. Основные замыслы этих законов вызвали резкую оппозицию консервативного дворянства.

Писатель и историк Н.М.Карамзин подал царю «Записку о древней и новой России», где уговаривал Александра о сохранении самодержавия, которое, по его мнению, является гарантией от смут в России.

Симпатии Сперанского к французским законам вызывали большое недовольство в обществе. В марте 1812 г. он был освобожден от своих постов и сослан. Лишь в 1821 г. Сперанского оправдали и назначили членом Государственного Совета.

Война 1812 г. прервала внутриполитические преобразования. Очередные реформы Александр I провел в 1815 г., дав Польше самую либеральную в Европе конституцию. В 1816 г. крестьяне Латвии и Эстонии получили свободу.

Однако революционные события в Европе, волнения солдат Семеновского полка в России способствовали разочарованию Александра I в политике либерализма. Он остановил принятие новой конституции России и начал проводить резко реакционный курс во всех областях государственной жизни.

В 1822 г. было восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Последовало строжайшее запрещение тайных организаций и масонских лож. Усилились гонения за вольнодумие, начался контроль за печатью, множество издательств были закрыты. В университетской среде начались гонения против либерально настроенного профессорского состава.

 

ЛЕКЦИЯ-6

Политический кризис самодержавия . Революции в России и их последствия .

ВОПРОСЫ:

1) Русско-японская война 26 января 1904 года .Япония без объявления войны атаковала Русскую эскадру в порте Артуре . Англия и США , оказывали экономическую помощь Японии. Япония в техническом оснащении и офицерских кадрах превосходило Россию . В течении 1904-1905 августа . Япония разгромила Русский флот и сухопутные войска в нескольких сражениях (порт «Артур», Лаоям , Мукдем , Сусима). Август 1905 г. Был подписан договор о перемирии . В результате войны Россия потеряла весь Сахалин Тихоокеанский морской флот .

2) Революция 1905-1907 года в России. Главные причины революции : тяжелый экономический и политический гнет рабочего класса. Тяжелое положение крестианства . Национальный гнет, Россия являлась тюрьмой народов. Мировой экономический кризис 900-903 г. Поражение в Русско-Японской войне.

По характеру , революция была буржуазно-демократическая.

Рабочий класс , как вождь революции и все крестьянство.

Цели революции:1) Свержения Царя 2) ликвидация помещечьего землевладения . 3) установление 8 часового рабочего дня. 4) установление демократической республики . 5) уничтожение национального гнета.

Особенности Российской революции : 1) Революция проходила в эпоху империализма , а на западе в эпоху капитализма . Это позволяло перерастало перерастать из буржуазно-демократической в социалистическую. 2) В России вождем революции стал пролетариат (рабочий класс) . 3) Главным вопросом Российской революции был аграрный вопрос , ликвидация помещечьего землевладения .4) Революция была народной , потому что пролетариат составляет большую часть России . 5) По формам борьбы (стачка , забастовка , вооруженное восстание ) революция была пролетарской .

Этапы революции:1) 9 января 1905 года – октябрь . 2) октябрь – декабрь 1905. 3) Январь 1906 - 3 июня 1907 г.

Столыпинские реформы : не смотря на то что революция была подавлена царь и его правительство предприняло меры к сглаживанию острой политической ситуации и не допущению к дальнейшим революционным действиям. Премьер-министр СТОЛЫПИН М.А. предложил ряд реформ по модернизации экономики и политической жизни страны : 1) Аграрная ; 2) Реформа местного самоуправления ; 3)Реформа уголовно-процессуального законодательства; 4) Реформа средней и высшей школы , переход к обязательному начальному и бесплатному народному образованию ; 5) религиозная реформа ; 6) Военная реформа.

Из вышеперечисленных реформ , частично была проведена только аграрная реформа .

В сентябре 1912 года Столыпин был убит.

Русская культура начала 20 в.

1) Просвещение

2) Литература(М. Горький , Гумилев , Брюсов ).

3) Живопись (Теров , Рупин , Коровин)

4) Музыка

5) Архитектура (Казанский вокзал модерн.)

6) Кино , фото