Понятия и виды административно-правовых режимов
Административно-правовое режимы (АПР).
Правовой режим представляет собой определённую совокупность правил обязательного поведения, применяемых к отношениям между их субъектами по поводу определённых объектов.
Соответственно выделяется :
1. юридическая сторона правового режима
2. фактическая сторона правового режима
АПР устанавливает особый порядок деятельности органов и должностных лиц при их взаимодействии с ФЛ и ЮЛ между собой. При реализации функциональных обязанностей и при регулировании отдельных общественных сфер жизни.
В литературе выделяются:
1. Общие АПР – рассчитан на его применение в обычных, типичных условиях (режим гос границы, охраняемые территорий ит.д.)
2. Специальные АПР - специальный обусловлен определёнными обстоятельствами носящего чрезвычайный характер. Требующий ограничения прав невластных субъектов, расширением полномочий органов управления. ЧС независимо от её основы (природная, техногенная, социальная, угроза войны) предполагает и чрезвычайность мер, направленные на её скорейшее разрешение.
По мимо ЧС у гос-ва есть определённые сферы жизнедеятельности требующие повышенного внимания и особенного регулирования.
Они могут быть обусловлены разными причинными:
1. Необходимость рационального использования ограниченных ресурсов
2. Сохранение уникальных объектов
3. Недопустимость причинения вреда интересам общества и государства
4. Обеспечение безопасности определённых объектов.
Такие специфические сферы обуславливают определённые весьма специфичные нормы и правила носящие по сути режимный характер.
Возможность и необходимость существования АПР базируется на следующих конституционных положений:
1. Ст. 55 К предусматривающая, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченны федеральным законом в той мере в какой это необходимо для обеспечения конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Тем самым на уровне К сформулирован один из важнейших признаков АПР.
Это ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях прямо указанных конституцией РФ
АПР могут быть классифицированы по различным основаниям:
I. По времени действия:
1. Временные
2. Постоянные
II. По территориальному критерию
1. Общефедеральные
2. Региональные
3. Локальные
III. В зависимости от обстоятельств установления специальные административно-правовые режимы подразделяются:
1. Режим контртеррористической операции – под ней понимается комплекс специальных оперативно-боевых войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспеченью безопасности ФЛ и ЮЛ. А также по минимизации последствий террористического акта.
2. Правовой режим ЧП
3. Правовой режим военного положения – под военным положением понимается особый правовой режим вводимый на территории РФ или в отдельных её местностях в соответствии с Конституцией РФ в случае агрессии против нашей страны или непосредственной угрозы.
Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии
4. Режим особого положения
Установлению чрезвычайных правовых режимов предшествует возникновение и негативное опасное для личности общества и государства развитие ЧП различного характера.
Их признаками, которые дают основания для установления различных видов ЧП являются:
1. Масштабность
2. Динамизм развития
3. Общественная опасность
4. Тяжкие последствия для личности общества и государства на определённой территории
5. Длящиеся внутреннии и внешние угрозы национальной и военной безопасности.
К основным внутренним угрозам относятся:
а. Попытка насильственного свержения конституционного строя
б. Противоправная деятельность экстремистских, националистических религиозных организаций и структур направленная на нарушения единства и территориальной целостности РФ.
в. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооружённых формирований.
г. Организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность осуществляемая в масштабах угрожающих национальной безопасности страны
Основными внешними угрозами являются:
а. Территориальные претензии к РФ
б. Наличие очагов вооружённых конфликтов, прежде всего в близи гос границы РФ
в. Создание группировок войск, влекущих нарушение сложившегося баланса в близ гос граница.
г. Действия направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности
д. Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в иностранных государствах.