Коллективная безопасность: универсальная и региональные системы.


 

Коллективная безопасность – это система совместных мероприятий государств всего мира (универсальная) или определенного географического района (региональная), предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений международного мира и безопасности.

Система коллективной безопасности юридически оформляется договорами и часто предполагает создание организации коллективной безопасности. Обычно в содержание таких договоров включаются следующие обязательства:

1) не прибегать к силе или к угрозе силой;

2) разрешать споры между собой исключительно мирным способом;

3) активно сотрудничать в деле устранения любой опас­ности международному миру, оздоровления международной обста­новки;

4) проводить совместные мероприятия и оказывать взаимопомощь в военных вопросах.

Современная система коллективной безопасности делится на универсальную (в основе лежит организация коллективной безопасности – ООН) и региональные (в основах лежат региональные договоры и организации).

Организация Объеденных Наций является, как уже отмечалось, универ­сальной организацией коллективной безопасности. Статья 1 Устава ООН в качестве цели деятельности организации устанавливает под­держание международного мира и безопасности и принятии для этого эффективных коллективных мер. Средства безопасности, которыми располагает ООН:

- меры по запрещению угрозы силой или ее примене­ния в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);

- меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

- меры разоружения (ст. 11, 26,47);

- меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

- меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

- временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

- принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);

- принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42).

Как видно, Устав ООН не только допускает создание региональных систем коллективной безопасности, но и использует их для достижения всеобъемлющей безопасности. К соглашениям о региональной коллективной безопасности предъявляется ряд требований:

- мероприятия и действия этих систем не должны распространяться за пределы данного района;

- они не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;

- необходимо информировать Совет Безопасности ООН о планируемых и предпринятых действиях.

Имеется несколько региональных систем коллективной безопас­ности:

1. Организация американских государств (ОАГ). В рамках организации были приняты Договор о взаимной помощи 1947 г. и Договор о мирном разрешении споров 1948 г.

2. Организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО представляет собой организацию, которая предлагает и политические, и военные инструменты сотрудничества. В настоящее время в организации участвуют 26 государств.

3. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Образована из Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Участвуют 56 государств Европы, Северной Америки и Центральной Азии. В основном нацелена на использование мирных средств обеспечения международной безопасности.

4. Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Создана в 1992 году. В настоящее время входят 7 государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан). Является военно-политическим союзом.

НАТО. Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов. Заседания Совета проходят два раза в год. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, где также представлены все государства-члены.

Высшим военно-политическим органом организации является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил. Собирается не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда — американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны.

НАТО сотрудничает в РФ. Так, с мая 2002 года создан Совет «Россия — НАТО». В его рамках функционирует ряд рабочих групп по следующим направлениям сотрудничества:

- в воздушном пространстве

- в области тыла и материально-технического обеспечения

- в области противоракетной обороны

В 2003 году Министром обороны России и Генеральным секретарем НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ «Россия — НАТО» по спасению экипажей аварийных подводных лодок. С 2004 года Россия участвует в совместных учениях и проводит совместные с НАТО миротворческие операции.

ОБСЕ. Основные средства направления обеспечения безопасности в рамках ОБСЕ:

- контроль над распространением вооружений;

- дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

- меры по построению доверительных отношений и безопасности;

- защита прав человека;

- развитие демократических институтов;

- мониторинг выборов;

- экономическая и экологическая безопасность.

Именно благодаря ОБСЕ появилось, так называемое, человеческое измерение безопасности. Центральное место в работе ОБСЕ занимает комплексная система мирного разрешения споров. Эта система состоит из двух частей:

- общая система (на основе главы VI Устава ООН);

- специальная система (примирительно-арбитражная процедура); состоит из двух этапов – на первом этапе используется примирение, а затем в постоянно действующем арбитраже.

Деятельность ОБСЕ направлена на предупреждение конфликтов. В результате появилась концепция «раннего предупреждения». Также широко используются в ОБСЕ миссии специальных докладчиков и миссии установления фактов, миссии военных наблюдателей. Также возможно применение вооруженной силы, но исключительно с миротворческой целью (контроль за прекращением огня и выводом войск, создание буферных зон между конфликтующими, охранные функции при получении гуманитарной помощи и т. д.).

ОДКБ. В первую очередь это военная организация, с помощью которой Россия пытается укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии, государства которой имеют, в том числе, и иностранные военные базы (американская в Киргизии, французская в Таджикистане).

В рамках ОДКБ осуществляется военное сотрудничество. В частности, созданы коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона (10 батальонов, около 4 тыс. человек). Планируются совместные учения и операции. Высказывалось предложение участвовать в миротворческой операции в Афганистане. Узбекистан при вступлении в ОДКБ высказал предложение об использовании коллективных сил для поддержания внутренней безопасности. В частности, даже предложил разработать в рамках организации разведывательные и контрразведывательные структуры.

В рамках организации проводятся совместные учения, планируются общие военные операции, осуществляется военно-техническая помощь государствам-участникам.

Высшим органом является Совет коллективной безопасности, в состав которого входят главы государств-членов. Также созданы:

1. Совет министров иностранных дел — консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

2. Совет министров обороны — консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

3. Комитет секретарей советов безопасности — консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

4. Высшим административным должностным лицом является Генеральный секретарь.

В рамках организации постоянно действует Объединенный штаб, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. Также на него возложены задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

 

Рекомендованная литература

 

Устав Организации Объединенных Наций // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 1. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 2. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

Хартия европейской безопасности 1999 г. // Независимая газета. 1999 23 нояб.

Концепция коллективной безопасности государств — участников Договора о коллективной безопасности 1995 г. // Бюл. междунар. договоров. - 1995. - № 10.

Всеобъемлющая международная безопасность: Международно-правовые принципы и нормы: Справочник /Авт. кол.: Э. Т. Агаев, Т. Г. Аласания, Б. М. Ашавский и др.; Отв. ред. Б. М. Клименко; Дипломатическая академия МИД. - справ. изд. - М.: Междунар. отношения, 1990.

Малинин, С.А. Человеческое измерение как обязательный компонент всеобъемлющего подхода к международной безопасности / С.А. Малинин // Правоведение. - 1994. - № 3.

 


Раздел 11. Территория и международное право

1. Понятие и виды территорий

Поверхность планеты Земля включает в себя водную и сухопутную поверхности, недра, воздушное пространство, т.е. то, без чего не может существовать человеческая цивилизация. Все указанные составные элементы в совокупности можно назвать общепланетарной территорией, которая принадлежит всему человечеству, является его общим достоянием. Кроме общепланетарной территории с точки зрения местоположения планеты Земля следует различать как территорию также космическое пространство, окружающее Землю, Луну и другие небесные тела. Задача человечества – сохранить общепланетарную территорию со всеми ее составляющими, а также со всем, что ее окружает для будущих поколений. Решение этой задачи напрямую связано с деятельностью различных субъектов на тех составляющих, которые в своей совокупности представляют территорию в ее широком понимании. Деятельность эта должна носить правомерный характер, следовательно, подчиняться определенным правилам поведения. Такие правила устанавливаются по-разному для отдельных составляющих территории, которым присущ определенный правовой режим.

В зависимости от правового режима вся территория подразделяется на несколько категорий (видов):

1) государственная территория – это пространство, которое находится в пределах государственных границ отдельного государства и в рамках которого государство осуществляет свой суверенитет;

2) территория с международным правовым режимом – это пространство, которое не входит в состав государственной территории, на него не распространяется суверенитет какого-либо государства, оно используется всеми государствами в соответствии с международно-правовыми нормами; к такой территории относятся: открытое море, воздушное пространство над ним и исключительной экономической зоной, морское дно и его недра за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней;

3) территория со смешанным режимом – это пространство, в отношении которого прибрежные государства наделены некоторыми суверенными правами, а другие – определенными свободами; на нем действуют одновременно как нормы международного права, так и нормы национального законодательства прибрежных государств; к такой территории относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона, международные реки и проливы, покрываемые территориальными водами, международные каналы; прибрежные государства наделены суверенными правами по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств, для других государств сохраняются свободы судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и ряд других прав в соответствии с нормами международного права и нормами прибрежных государств;

4) территория с особым международным режимом – это пространство, представляющее собой демилитаризованную или нейтрализованную зону, а также зону мира; к ним относятся: арх. Шпицберген, Аландские острова, Луна и другие небесные тела, а также иные территории.

 

2. Государственная территория

 

Государственная территория представляет собой пространство, в пределах которого каждое государство осуществляет свой суверенитет, свою верховную власть.

Государственная территория включает:

1) сухопутную территорию в пределах государственных границ, а также острова, независимо от их местонахождения; некоторые государства в составе сухопутной территории имеют анклавы – территории, полностью или частично окруженные территорией других государств; в качестве примера может быть Калининградская область, являющаяся частью сухопутной территории Российской Федерации, но окруженная территориями других государств;

2) водную территорию, к которой относятся внутренние воды (реки, озера, водохранилища, каналы); внутренние морские воды (прилегающие к побережью пространства портов, заливов, бухт); территориальное море;

3) воздушное пространство, находящееся над сухопутной и водной территорией;

4) недра, расположенные под сухопутной и водной территорией.

Кроме указанных видов государственной территории выделяют еще и так называемую «условную территорию государства», куда включают помещения дипломатических и консульских представительств государства, находящиеся в иностранных государствах, воздушные и водные суда, космические станции и другие космические объекты, сооружения в Антарктике.

Правовой статус территории государства определяется его внутренним законодательством. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации ее суверенитет распространяется на всю ее территорию (ст. 4), которая включает в себя территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним (ст. 67). Согласно Конституции Португалии (ст. 5) Португалия охватывает территорию, исторически сложившуюся на Европейском континенте, а также архипелаги Азорский и Мадейру. Государство не может уступить какую-либо часть португальской территории, а также суверенные права на неё , если это не связано с изменением границ.

Основополагающим принципом при определении статуса государственной территории является принцип территориальной целостности, сформулированный в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству, проходившем в Хельсинки в 1975 году. Изменение государственной территории в соответствии с этим принципом может иметь место только на основе определенно выраженного согласия государства и в соответствии с нормами и принципами международного права. Юридическое оформление такого изменения осуществляется путем заключения межгосударственного договора о передаче определенной части территории или об обмене определенными участками.

 

3. Государственная граница

 

Государственная граница – это проложенная в натуре или воображаемая линия на земной и водной поверхности, а также проходящие по ним воображаемые вертикальные плоскости, определяющие пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами. Государственная граница подразделяется на сухопутную, водную и воздушную.

Сухопутная граница представляет линию, проходящую по характерным точкам рельефа местности или через определенные точки географических координат, а также по параллелям и меридианам.

Водные границы подразделяются на речные, озерные, морские.

Речные границы проходят обычно по середине главного фарватера или линии наибольших глубин, если река является судоходной; если река является несудоходной – как правило, по середине реки или ее главного рукава. Международным договором может быть определен иной порядок определения границы.

На озерах и иных водоемах граница чаще всего проходит по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам озера или водоема, а также может проходить по медиане, если озеро имеет вытянутую форму, а противолежащие берега принадлежат соседним государствам.

Морская граница устанавливается на море каждым государством по внешнему пределу своих территориальных вод, если эти воды не соприкасаются с аналогичными водами других государств. В настоящее время ширина территориальных вод в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву не может превышать 12 морских миль. В тех случаях, когда территориальные воды двух или нескольких государств соприкасаются и 12-мильный режим не может быть выдержан, линия границы между нами определяется на основе соглашения.

Воздушная граница представляет собой вертикальную поверхность, проходящую по линии прохождения сухопутной и водной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического, в настоящее время не установлен. На практике предлагается установить его в пределах 110 км. от поверхности Земли.

Государственная граница разделяет, как минимум два государства, поэтому ее установление регламентируется соответствующими международными договорами. Например, в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе под термином «государственная граница» понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, разделяющие территории на суше, в водах, недрах и воздушном пространстве Российской Федерации и Литовской Республики. Государственная граница начинается от точки стыка границ Российской Федерации, Литовской Республики и Республики Польша и проходит в соответствии с описанием прохождения линии государственной границы между Российской Федерацией и Литовской Республикой до точки стыка внешних границ территориальных морей сторон в Балтийском море.

При установлении линии государственной границы имеют место две стадии: делимитация и демаркация.

Делимитация – это определение в международном договоре направления прохождения государственной границы с обозначением ее на картах, схемах, планах. Карта с нанесенной на ней линией государственной границей обычно подписывается или парафируется, скрепляется гербовыми печатями сторон и является составной частью договора.

Демаркация – определение и обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договорами делимитации границы и приложенными к ним картами и схемами. Работу по демаркации проводит межправительственная смешанная комиссия сторон. Иногда такие функции осуществляет специальный международный орган. О проложении границы на местности составляется протокол с описанием демаркируемой границы, карты с ее обозначением, а также протокол на каждый пограничный знак и схема-кроки каждого знака.

Режим государственной границы определяется в соответствии с принципом международного права нерушимости границ, сформулированном в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству (Хельсинки 1975 г.). В соответствии с этим принципом заключаются соответствующие международные договоры, в которых определяются порядок охраны границы, порядок ее пересечения, порядок разрешения споров в случае нарушения режима государственной границы и другие вопросы. Режим государственной границы кроме того устанавливается и в соответствии с внутренним законодательством государств. В России – это Закон «О государственной границе Российской Федерации», Таможенный кодекс Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации и другие акты.

Несоблюдение правил о режиме государственной границе ведет к возникновению конфликтной ситуации, межгосударственному спору. В соответствии с принципом мирного разрешения международных споров такие ситуации следует разрешать, не прибегая к применению силы и угрозы силой. Для разрешения пограничных конфликтов применяется сформировавшийся в международном праве институт пограничных комиссаров (пограничных представителей). Порядок их деятельности, полномочия, местонахождения определяются договоренностями государств, как правило в виде двусторонних соглашений о деятельности пограничных представителей.

Пограничные представители в пределах участков своей деятельности принимают необходимые меры по предупреждению пограничных инцидентов и их урегулированию в случае их возникновения; контролируют соблюдение правил пересечения государственной границы и принимают меры по предотвращению их нарушения; принимают меры по борьбе с контрабандой; принимают меры по депортации незаконных эмигрантов; участвуют в опознании трупов людей и их передаче; обеспечивают контроль за проведением хозяйственных работ и иной деятельностью на государственной границе; решают другие вопросы.

Деятельность пограничных представителей регламентируется также внутригосударственными актами. В Российской Федерации Постановлением Правительства от 15 мая 1995 года утверждено Положение о пограничных представителях Российской Федерации. В нем предусмотрено, что пограничные представители Российской Федерации и их заместители назначаются на определенные участи государственной границы Российской Федерации в соответствии с международными договорами для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы и урегулирования пограничных инцидентов.

 

4. Международные реки и каналы

 

Международные реки – это реки, протекающие по территории двух и более государств и использование которых является предметом международно-правовых отношений прибрежных государств. Особенностью их правового режима является то, что каждая часть реки находится под суверенитетом того государства, в пределах границ которого протекает. Статус международных рек имеют Дунай, Амур, Рейн, Нигер, Конго, Амазонка и другие. Прибрежные государства определяют международно-правовой режим таких рек, заключая, например, соглашения о судоходстве. Участниками подобных соглашений могут быть и неприбрежные государства, осуществляющие судоходство по международным рекам. Прибрежные государства образуют на паритетных началах международные речные комиссии для контроля за выполнением соглашений по использованию соответствующих международных рек. Использование международных рек может быть не только в целях судоходства, но и в иных, например, для строительства плотин, гидроэлектростанций, орошения, лесосплава и т.д. В связи с этим государства, осуществляя суверенитет над своей частью реки, обязаны использовать этот участок, не причиняя ущерба другим прибрежным государствам.

В заключаемых соглашениях о режиме международных рек прибрежные государства могут предусмотреть некоторые ограничения для неприбрежных государств. В основном это касается судоходства по международным рекам военных судов. Так, по Конвенции о режиме судоходства на Дунае запрещается плавание по Дунаю военных кораблей непридунайских стран.

Международные каналы – искусственные морские пути, связывающие между собой отдельные моря и океаны и используемые для международного судоходства. Международные каналы находятся на территории конкретных государств, но эти государства, принимая решение о прокладке канала, соглашаются на использование его другими государствами для осуществления морского судоходства, обеспечивает такое судоходство, а другие государства обязуются уважать права государства, по территории которого проложен канал, включая правила о взимании сборов. Режим международного судоходства по международным каналам регламентируется и международными договорами. Примером последних могут служить Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу, Договоры между США и Панамой о режиме судоходства по Панамскому каналу.

 

5. Территории с особым международным режимом

 

Для обеспечения международного мира и безопасности в различных регионах планеты Земля создаются демилитаризованные и нейтрализованные зоны, зоны мира. В международном праве они получают статус территории с особым международным режимом.

Демилитаризированная зона представляет собой часть территории государства, на которой в соответствии с международным договором ликвидируются военные сооружения, запрещается содержание вооруженных сил. Таки зоны обычно устанавливаются для разъединения потенциально враждебных сторон. Объем демилитаризации (запрет размещения вооруженных сил и вооружений, создания военных баз, сооружений и установок, размещение и хранение оружия массового уничтожения или любого другого оружия, проведения военных маневров и учений) оговаривается в международных договорах, примером которых могут служить Соглашение между СССР и Финляндией об Аландских островах, Договор о Шпицбергене, Договор об Антарктике.

Нейтрализованные зоны создаются с целью запрета использования какой-либо территории в военных целях, в том числе ведения военных действий на определенной территории и для ее использования в качестве базы для их ведения. Нейтрализованными зоны создаются на основе международного договора. Нейтрализованные являются острова архипелага Шпицберген, Антарктика, Луна и другие небесные тела, зоны Суэцкого и Панамского каналов.

В последнее время как разновидность демилитаризованных зон выделяются безъядерные зоны, на территории которых запрещается производство, испытание, размещение транспортировка и хранение ядерного оружия, сооружение и размещение оборудования и установок для его обслуживания, создание военных баз для доставки и размещения на них ядерного оружия и его носителей. В основе создания таких баз лежат международные договоры. В настоящее время безъядерными зонами являются Южная часть Тихого океана, Латинская Америка. Договором об Антарктике было объявлено о создании там безъядерной зоны.

Зона мира – это точно определенный географический район, включающий сухопутную и водную территории прибрежного государства и пространство над ними, а также морское и воздушное пространство за пределами территориального моря прибрежных государств, характеризующиеся особым правовым режимом, который устанавливается на основе международного договора и гарантируется великими державами. Учреждение таких зон направлено на обеспечение функционирования систем коллективной безопасности.

Особый правовой режим присущ и такой территории как Арктика. Это северная область Земли, куда входят глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. Приарктическими государствами являются Российская Федерация, Норвегия, Дания, Канада, США. Правовой режим Арктики определяется нормами международного морского права, а также национальным законодательством указанных государств, но степень урегулированности национальным законодательством приарктических государств различна. Наиболее полно регламентация осуществляется законодательством России и Канады.

Особым правовым режимом обладает Антарктика, которая представляет собой территорию, включающую южный полярный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова и шельфовые ледники, а также части Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Правовой режим Антарктики определяется Договором об Антарктике, участниками которого являются 29 государств, включая Россию. Договором определено, что все территориальные претензии в Антарктике замораживаются и используется Антарктика только в мирных целях. В Антарктике запрещены любые ядерные взрывы, удаление в этот район радиоактивных материалов, кроме случаев, когда использование ядерной энергии в Антарктике будет регулироваться специальными международными отношениями. Антарктика является демилитаризованной и нейтрализованной территорией.

Отдельными соглашениями между участниками Договора об Антарктике регулируются вопросы использования морских живых ресурсов, минеральных ресурсов Антарктики.

Правовой статус Антарктики предполагает свободу научных исследований и международного сотрудничества в этой сфере. Такое участие предполагается для любого государства, в том числе и не участвующего в Договоре об Антарктике.

Положения Договора об Антарктике были дополнены более поздними договорами, в частности Конвенцией по урегулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики. Положения этой Конвенции развивают принцип Договора об Антарктике по обеспечению экологической безопасности региона.

 

Рекомендованная литература

 

Голицын В.В. Антарктика; тенденция развития режима / В.В. Голицын. М., 1989.

Клименко Б.М. Мирное решение территориальных спо­ров / Б.М. Клименко. М., 1990

Щербаков А.С. Государственная граница России и право / А.С. Щербаков // Государство и право. 1995. № 9.