Английский мыслитель Герберт Спенсер: обоснование структурно –функциональной эволюции общества


Предмет и метод позитивной социологии

Французский ученый Огюст Конт: создание позитивисткой социологии

5 принципов социологии:

1) должна быть точной, естественной наукой, опираясь на научные методы (были использованы существовавшие тогда эмпирические методы – наблюдения, эксперимента, сравнения);

2) отличаться реализмом;

3) быть полезной для установления мира, установления порядка, улучшения положения низших классов;

4) обладать определенностью;

5)быть положительной – открывать неизменные законы.

Эмпирическое исследование имеет подчиненное значение к теории.

Социология должна изучать общество как в статическом состоянии («социальная статика»), т.е. его структуру, социальные институты, так и в развитии («социальная динамика»), т.е. социальный прогресс.

Законы, обоснованные Контом:

- закон классификации наук. Обосновал собственное видение социологии как отрасли знания, завершающей развитие человеческого духа и стоящей на плечах предшествующих разделов науки: математики, астрономии, физики, химии и биологии;

- закон двойной эволюции - прямая зависимость уровня социального прогресса от состояния развития позитивных наук;

- закон трех стадий - первая, теологическая или фиктивная стадия (древность и раннее средневековье) с господством религиозного мировоззрения; вторая – метафизическая или абстрактная стадия – в центре общественной жизни философы – метафизики, все трактующие с позиций «абсолютного знания»; третья – высшая (начало XIX века) на основе научного позитивного сознания в обществе.

Порядок и прогресс – позитивизм социологии позволяет утвердить и порядок (возможности теологической стадии) и прогресс (метафизическая стадия) с рациональной свободой индивида – настоящая свобода представляет собой рациональное подчинение законам природы.

По его мнению, главный закон всего сущего – эволюция, развитие, переход от гомогенности (однородности) к гетерогенности (разнообразию). Его называют главным представителем органической школы в социологии. Г. Спенсер ищет аналогии в развитии биологических организмов и общества. Но он видит и различия между обществом и биологическим организмом. По мнению ученого, общество – это совокупность индивидов, обладающих большей самостоятельностью, чем клетки организма.

Г. Спенсер ввел типологию общественного развития, выделив военное, теологическое, индустриальное общества. В процессе своего развития общество переходит от состояния подчиненности личности обществу к обслуживанию личности обществом. И в этом смысле он выделял общество двух типов:

- общество принудительной интеграции для достижения целей (военное, доиндустриальное);

- общество добровольной интеграции (индустриальное).

Г. Спенсера иногда называют предшественником функционализма в социологии, ибо, по его мнению, социальный организм состоит из трех главных систем, выполняющих следующие функции: «регулирования», «производства средств для жизни» и «распределения». Г. Спенсер привлек внимание к механизмам социального контроля в обществе. Это – государство как орган социального контроля («страх перед живыми») и церковь («страх перед мертвыми»).

Анализируя социальную структуру общества, Г. Спенсер выделял шесть типов социальных институтов: рабство, образование, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Ему по праву принадлежит заслуга разработки категориальной системы социологии. Он ввел в научный оборот такие термины, как социальная система, социальный институт, социальный контроль, структура, функция.