Киевская Русь
Глава 3
Вопросы для самопроверки
1. В чём суть проблемы периодизации средних веков?
2. Каковы основные экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития западноевропейского общества в средние века?
3. На чём основано единство западноевропейского общества в период средневековья?
4. Что такое Каролингское возрождение?
5. Что такое «коммунальное движение»?
6. Какие общественно-экономические изменения в Европе вызвали Великие географические открытия?
7. Как способствовала Реформация утверждению буржуазных отношений в Европе?
Известно, что нашими предками были восточные славяне, которые выделились как самостоятельная ветвь славян в VI веке. Славяне, как и германцы, вовлечённые в мощное миграционное движение IV–VIII веков (Великое переселение народов), сыграли важную роль в ликвидации античного общества и образовании феодальной средневековой Европы.
В VI веке восточные славяне, нашедшие места для своего расселения в Карпатах и на побережье Балтийского моря, начали продвигаться на север и восток, положив начало многовековой колонизации, завершившейся выходом русских к Северному Ледовитому и Тихому океанам. Расселяясь по территории Русской равнины в VII–VIII веках, восточные славяне заняли обширную область по линии Волхов – Днепр, по которой проходил знаменитый водный путь из Скандинавии в Византию («из варяг в греки»). В IX–X веках здесь жили племена уличей, тиверцев, хорватов, дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, дреговичей, северян, радимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян.
Славяне занимались земледелием и скотоводством, немаловажную роль в их жизни играло рыболовство и лесное хозяйство (звероловство, бортничество). Природно-климатические условия (низкое качество почв в лесной зоне в сочетании с коротким циклом сельскохозяйственных работ) способствовали быстрому истощению почв, порождая миграционный процесс, распашку всё новых и новых земель. Непрерывное передвижение предопределило в итоге общий экстенсивный характер развития страны.
В VII–VIII веках у славян повсеместно развивалось ремесло, которое отделилось от земледелия, появились города – центры ремесла и торговли, которые также были военными крепостями и опорными пунктами. Города в основном располагались вдоль греко-варяжского пути. Варяжские пришельцы называли славянскую землю Гардарией – страной городов. В дальнейшем города превратились в политические центры, к которым тяготела округа, и составили социально-политическую основу Древней Руси.
До расселения по Русской равнине славяне жили прочно спаянными родовыми коллективами. Род имел общее имущество, все его члены были равны. Однако в VI–VIII веках по мере расселения славян родовые связи начинают интенсивно распадаться. Основной формой славянских поселений становится небольшая деревня в несколько дворов, в каждом из которых хозяйство ведёт отдельная семья. Объединение нескольких таких семей представляло собой соседскую (территориальную) общину, члены которой индивидуально владели домом, приусадебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пастбищами и лесами, принадлежащими общине. Необходимость выполнения трудоёмких работ в определённые и строго ограниченные сроки предопределяла огромную роль общины в жизни славян (позднее русских). Не случайно поэтому, что для России так характерна была устойчивость общинных институтов. Внутренняя жизнь общин строилась на принципах демократии: выборности старейшин и принятии коллективных решений.
Союзы соседских общин объединялись в племена, а иногда и в более крупные общности – межплеменные союзы, во главе которых стояли князья. Появление личной собственности в пределах общины создавало условия для роста имущественного неравенства среди славян. Обогащению части славян (в первую очередь – племенной знати) способствовали походы на Византию и грабёж её земель, а также торговая деятельность. Разбогатевшая знать, опираясь на племенные органы управления, упрочивала власть над
соплеменниками. Складывались предпосылки формирования государства как механизма саморегуляции общества. В летописи («Повесть временных лет», ХII в.), сообщающей о начале государственности нашей страны, указывалось на варяжское происхождение правящей династии, а название державы связывалось с названием варяжского племени. Предание о призвании славянскими племенами на княжение в Новгород Рюрика и его братьев – норманнов по происхождению, выходцев из Скандинавии, с тех пор кочевало из летописи в летопись.
Отряды северных германских племён, названные норманнами, в VIII–Х веках воевали, торговали и разбойничали на морях и реках Западной Европы, в пределах Прибалтики и будущей России, устремляясь к Риму и Константинополю. Вполне вероятно, что славянские племена приглашали на условиях договора предводителей варяжских дружин (Рюрика, Аскольда, Дира, Рогволода и др.) для военной охраны. Однако варяжские вожди не всегда удовлетворялись этой ролью и захватывали власть над местным славянским населением. Славяне и скандинавы в VIII–IX веках находились на одном уровне развития. В этих условиях норманны не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности, зато одностадийность развития способствовала быстрой ассимиляции пришельцев. До недавнего времени эта версия занимала доминирующие позиции. Однако вопрос о призвании варягов, а главное, об их этнической природе, продолжает вызывать острые споры. Сегодня в отечественной исторической науке всё определённее утверждается точка зрения, согласно которой варяги принадлежали не к норманнам, а к миру славянства южно-балтийского побережья.
Древнерусские летописи связывали образование государства в равной степени и с южной Русью, и с Русью северной. Очевидно, в IX веке у восточных славян сложилось два предгосударственных объединения. Одним из них стали земли полян с центром в Киеве; другим – земли ильменских славян, части кривичей, чуди и мери с центром в Новгороде. Вероятно, накануне объединения оба они возглавлялись князьями варяжского происхождения. В 882 году новгородский князь Олег объединил север и юг, в результате чего торговый путь «из варяг в греки» оказался в одних руках, столица переместилась из Новгорода в Киев. Возникло единое государство – Киевская Русь.
Вопрос о происхождении древнерусского государства и династии киевских князей породил в отечественной исторической науке многовековой спор между норманнистами, доказывающими организующую роль скандинавского начала в становлении государства у славян, и антинорманнистами, защищающими теорию естественного возникновения славянского государства как результата длительного общественного процесса.
В истории Киевской Руси выделяется три периода: становления; укрепления и расцвета; разложения. Первый период, хронологические рамки которого определяются IX – концом Х века, связан с деятельностью киевских князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава.
В это время почти завершается процесс объединения основных восточнославянских земель. Киевскими князьями решается проблема обороны и одновременно завоевания и защиты торговых путей: ведётся борьба с варяжскими дружинами, Византией и Хазарией, начинается многовековая борьба со степняками-кочевниками, орды которых непрерывным потоком вливались в южнорусские степи. Формируется система эксплуатации лично свободного населения князьями и их дружинниками, начинается переход от сбора дани с населения путём периодических объездов князем и его дружиной зависимых земель (полюдье) к фиксации дани и созданию административно-финансовых центров её сбора (повоз). В Киевскую Русь проникает христианство.
Период укрепления и расцвета Киевской Руси (конец Х – начало XI веков) связан с княжением Владимира Святого (980–1015) и Ярослава Мудрого (1019–1054). В это время произошло окончательное завершение объединения восточнославянских племён в единое государство, была расширена его территория, а также решена проблема обороны южных и юго-восточных рубежей. Расцвет Киевской Руси характеризуется процессом дальнейшей феодализации. (Этот процесс шёл медленнее, чем в Европе). Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, боярские, церковные наследственные владения); идёт закабаление ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся крестьян (смердов) формируются новые категории зависимого населения – рядовичи, закупы, холопы, изгои. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне-общинники, подчиняющиеся только государству и эксплуатируемые им (государственный феодализм).
В этот период в Киевской Руси принимается и утверждается единая государственная религия – христианство, в стране появляются первые письменные законы (своеобразным правовым кодексом Киевской Руси стала «Русская правда»).
Наиболее значимым событием этого периода, оказавшим огромное влияние на всю последующую историю страны, определившим особенности её развития, явилось крещение Руси в 988 году. Принятие христианской религии, заменившей традиционные языческие племенные верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически укрепило авторитет государства, подняло значение княжеской власти. Христианство по-новому организовало сознание и бытие восточнославянского общества, оказало огромное влияние на политические и правовые отношения, дало мощный толчок развитию культуры. Принятие христианства включило Русь в систему общехристианских ценностей. Вопрос о христианизации Руси продолжает вызывать острые дискуссии. Одни историки утверждают, что принятие христианства, несмотря на его византийский вариант, сблизило Русь с христианской Европой. Другие полагают, что принятие «греческой веры» обусловило развитие Руси по византийской (восточной) модели.
Третий период (вторая половина ХI – начало ХII веков) характеризуется усилением тенденций распада. По мере укрепления отдельных древнерусских земель правившие ими князья из рода Рюриковичей стремились к большей самостоятельности и, опираясь на местное боярство, начинали противопоставлять себя великокняжеской власти. Одновременно начался затянувшийся на века процесс вытеснения системы горизонтального (очередного) порядка наследования власти по старшинству (от старшего брата к следующему) вертикальным порядком, обеспечивающим переход власти от отца к сыну. Решение, согласно которому каждая княжеская линия должна была наследственно владеть своим княжеством, было принято на съезде князей в 1097 году. Однако от принятия решения до его реализации прошло не одно десятилетие. Распаду страны на отдельные самостоятельные земли предшествовали многочисленные и разорительные усобицы, краткий период укрепления единства Киевской Руси при Владимире Мономахе (1113–1125) и его сыне Мстиславе (1125–1132).
В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, которому подчинялись князья подвластных земель из числа его ближайших родственников. Между князем и дружиной устанавливались вассальные отношения. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили военную добычу. Князь советовался с дружиной по всем вопросам управления, суда, сбора дани. В противном случае он мог лишиться поддержки дружинников. Наиболее опытные (старшие) дружинники составляли совет (думу) и назывались боярами. (Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, характерного для родоплеменного строя, хотя народные ополчения продолжали играть важную роль). Княжеско-дружинная власть была ограничена элементами самоуправления, сохранившегося от догосударственной организации племён. Можно полагать, что государственное устройство держалось на договоре князя с народным собранием (вече) отдельных земель. Эти институты были особенно сильны на окраинах государства.
Однако во второй половине ХI – начале ХII веков в Киевской Руси по существу шёл переход к новой политической системе. Древнерусское государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть которого всё более слабела и приобретала номинальный характер. К середине ХII века укрепление отдельных княжеств и ослабление Киева привели к распаду этого формально единого государства и образованию на территории Киевской Руси ряда самостоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными из них были Владимиро-Суздальское, Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское, Полоцко-Минское, Рязанское княжества. Особый политический строй установился в Новгородской земле (Новгородская феодальная республика).
В конце XII – начале XIII веков определилось три района со сходными политическими и социально-экономическими характеристиками развития: Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальская), Северо-Западная Русь (Новгородско-Псковская) и Юго-Западная Русь (Галицко-Волынская). Во Владимиро-Суздальской земле имелась тенденция к развитию сильной княжеской власти, складыванию княжеско-подданических отношений и, как следствие, к централизации. В Юго-Западной Руси наличие крупного, мощного вотчинного боярства вело, наоборот, к децентрализации и поглощению русских земель Литвой и Польшей. В Новгородских землях сложилась политически самостоятельная боярская республика. Здесь высшим властным органом было народное собрание (вече), избиравшее республиканскую администрацию (посадника, тысяцкого, старост) и архиепископа. Князь приглашался вече по договору и исполнял вместе с посадником военные и судебные функции.
***
История Киевской Руси позволяет говорить о самобытной и своеобразной древнерусской цивилизации, в которой в силу серединного положения Руси между Востоком и Западом в трансформированном виде проявились черты как средневековой западноевропейской, так и традиционной восточной цивилизации.