Взаимодействие индивида с реальностью.


Основой оценки девиантного поведения человека является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы – адаптивность исходит из приспособления (адаптивности) по отношению к чему-то и кому-то, то есть реальному окружению индивида. Взаимодейст­вие индивида и реальности можно представить пятью способами.

При противодействии реальностииндивид активно пытается разру­шить ненавистную ему действительность, изменить ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности и единственным способом достижения своих целей является борьба с дейст­вительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом от­ветом со стороны действительности по отношению к такому индивиду ста­новится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном поведении. Например, употребление наркотических средств может быть обусловлено желанием подростка продемонстрировать собственную независимость от окружаю­щих (взрослость), даже «назло» родным.

Болезненное противостояние реальностиобусловлено признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами, при ко­торых окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъектив­ным искажением его восприятия и понимания. Симптомы психического за­болевания нарушают возможность адекватно оценить мотивы поступков ок­ружающих, и вследствие этого эффективное взаимодействие с окружением становится затруднительным. Если при противостоянии реальности здоро­вый человек осознанно выбирает путь борьбы с действительностью, то при болезненном противостоянии у психически больного человека данный спо­соб взаимодействия является единственным и вынужденным.

Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реально­стиосознанно или неосознанно выбирают люди, которые расценивают ре­альность негативно и оппозиционно, считая себя не способными адаптиро­ваться к ней. Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабли­ваться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспо­сабливались», по причине несовершенства, консервативности, единообра­зия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуман­ной деятельности. Уход в мир наркотического дурмана - одна из разновид­ностей ухода от реальности.Игнорирование реальностипроявляется автономизацией жизни и де­ятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от ре­альности. Стороны существуют как бы сами по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у не­большого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособ­ностями в какой-либо одной области.

Гармоничный человек, как было показано выше, выбирает приспособ­ление к реальности.Однако нельзя однозначно исключать из ряда гармо­ничных индивидов лиц, которые используют, к примеру, способ ухода от ре­альности. Это связано с тем, что реальность, так же, как и отдельный индивид, может носить негармоничный характер. Например, добровольное при­способление к условиям авторитарного режима, разделение его ценностей и выбор соответствующего поведения нельзя рассматривать как гармонич­ное.

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять ти­пов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспособностей.

С точки зрения ряда авторов (В.Д.Менделевич, Р.Г.Садыкова, 2002), девиантным поведением следует считать любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, откло­няющееся от критериев той или иной общественной нормы. При этом кри­терии обусловливаются нормами следования правовым указаниям и регламентациям {нормы законопослушания), моральным и нравственно-этичес­ким предписаниям (так называемым общечеловеческим ценностям), этике­ту и стилю. Некоторые из данных норм имеют абсолютные и однозначные критерии, расписанные в законах и указах, другие - относительные, кото­рые передаются из уст в уста, транслируются в виде традиций, верований или семейных, профессиональных и общественных регламентации.