ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЭПОХУ УПАДКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
(IV—II вв. до н. э.).
Уже в V в. до н. э., в момент наивысшего расцвета греческих государств, наметились контуры грандиозного кризиса рабовладельческой системы, разразившегося в Греции в IV в. Этот кризис, захвативший все области общественно-политической и экономической жизни Греции, привел к тому, что в силу создавшихся условий, Афинам в конце концов пришлось отказаться от гражданского ополчения и прибегнуть к использованию профессионального наемного войска.
Изменения, происшедшие в состоянии военных сил Афин, нежелание граждан нести военные повинности, резким образом сказались и на состоянии физического воспитания в Афинах.
В период расцвета Афин физическое воспитание, занимавшее ведущую роль в системе общего воспитания, имело основную цель — подготовить воина, будущего участника гражданского ополчения. Теперь эта цель потеряла свое значение, и физическое воспитание для афинских граждан утратило практическую ценность. Теперь идеалом афинского гражданина стал не воин, а оратор, который мог произносить зажигательные речи в народных собраниях и своими речами воздействовать на демос.
Старая система воспитания воина-гражданина уступила место новой системе воспитания, в основном базировавшейся на умственном совершенствовании. При этом отличительной чертой нового воспитания был упор на внешнюю форму, подчеркивавшую индивидуальные особенности личности. Тот период, который при старом воспитании (до V в.) посвящался преимущественно физическому совершенствованию юношества (от 14 до 18 лет) в гимназиях, теперь в тех же гимназиях или в частных школах софистов предназначался по преимуществу умственному образованию. Основное место отводилось изучению литературы, причем литературные произведения изучались не столько с точки зрения содержания, сколько с точки зрения формы. Много времени уделялось разбору построения фраз, их грамматической структуры и риторических эффектов. Физическое воспитание в новой системе отошло на второй план, и приобрело в значительной степени такой же формальный характер, как и умственное образование. Утратилась прежняя суровость воспитания, связанная с подготовкой воина. Физическое воспитание становится средством личного совершенствования и удовлетворения личных потребностей.Легкие упражнения для собственного удовольствия с последующим купанием в теплой ванне и массажем - вот основное содержание физического воспитания в новых условиях.
Общий кризис рабовладельческой системы, который привел к упадку былого могущества Греции и грозивший ей полным распадом, заставлял античную мысль биться над проблемой выхода из создавшегося положения. Особенно сильно ощущавшая на себе влияние кризиса крупная рабовладельческая аристократия обвиняла во всех бедах демократию и требовала ее уничтожения.
Неслучайно взоры афинской рабовладельческой аристократии в момент общего кризиса рабовладельческой системы обращались к Спарте. Спарта издавна была оплотом реакции, и много раз в прежние времена противники демократии находили в ней убежище и защиту. И сейчас, когда внутренние противоречия разъедали афинскую рабовладельческую общину, у аристократии, прежде всего перед глазами вставал идеализированный спартанский строй, при котором, казалось, не было места острым противоречиям, проявлявшимся в афинской демократии. Однако Спарта не оправдала надежд, возлагавшихся на нее рабовладельческой реакцией. Общий кризис, охвативший рабовладельческие общины, в конце концов, захватил и Спарту и повлек за собою крушение старых спартанских общественных установлений, в том числе и крушение спартанской системы воспитания.
Уже во время Пелопоннесской войны в Спарту, нуждавшуюся для ведения войны в денежных средствах, начался приток золота из Персии. После победы над Афинами, приток денежных средств, в виде военной добычи, значительно усилился. Спарта сделалась наиболее богатым государством Эллады. Это проникновение денежных средств и развитие денежных отношений вместе с обнаружившимися еще ранее противоречиями в области земельных отношений, вызывавшимися недостатком земли для вновь рождавшихся граждан, неизбежно приводили к развитию неравенства среди спартиатов. Частые восстания илотов, являвшиеся результатом жестокого с ними обращения, приводили к разорению земледельческого хозяйства многих спартиатов, которые вынуждены, были обращаться за материальной помощью к более обеспеченным. Развивалась задолженность, которая ставила должников в зависимые условия. В IV в., по инициативе наиболее влиятельных спартиатов, был принят закон, нарушавший древнее установление о неделимости и не отчуждаемости земельных участков; по новому закону разрешалось дарение участков или передача их по наследству. Но под прикрытием этого закона производилась и купля-продажа земли, и по существу установилась частная собственность на землю, постепенно сосредоточившуюся в руках наиболее богатых. Концентрация земли в руках богатых неизбежно приводила к усилению роста количества обедневшего населения. Не имевшие возможности вносить свою долю в «сисситии», автоматически теряли права гражданства и исключались из числа полноправных граждан Спарты. В связи с этим катастрофически падало количество граждан. Если в VI в. их насчитывалось до 9 - 10 тыс. чел., то в IV в., по свидетельству Ксенофонта, их было только 1500.
Естественно, при таком ничтожном количестве граждан нельзя было думать об обеспечении военных сил Спарты гражданским ополчением, и поэтому Спарта, по примеру других греческих государств, начала прибегать к широкому использованию воинов-наемников. Сама спартанская аристократия в условиях развития денежных отношений в корне изменила свой прежний, суровый образ жизни, предаваясь роскоши и изнеженности. Издавна установленная суровая система воспитания, преследовавшая выработку в человеке физической выносливости и военной выучки, в этих условиях отмерла.
Однако и здесь, как в Афинах, предпринимались попытки возрождения старых общественных установлений и в том числе старой системы физического воспитания, но в отличие от Афин они исходили не от крупной землевладельческой аристократии, а от приверженцев демократического режима. Обостренная социальная борьба между пролетаризированными массами и рабовладельческой знатью превратила Спарту в III в. до н.э., из оплота реакции в очаг революции и привела к проведению ряда демократических реформ, имевших главной целью разрешение наиболее жгучего земельного вопроса. Реформа Клеомена III, проведенная в 227 г. до н. э., при помощи государственного переворота, ликвидировала значительную часть крупной индивидуальной земельной собственности и восстановила собственность общинно государственную. Экспроприированной у аристократии землей, было наделено большое количество неимущих, которые благодаря этому – снова превращались в полноправных граждан Спарты. Таким образом, благодаря земельной реформе, число граждан было увеличено до 4 тыс., чел., и из них была создана по старому спартанскому образцу тяжеловооруженная пехота. Вместе с этим был восстановлен и прежний спартанский строй, восстановлены «сисситии», и снова возвращено было к жизни суровое воспитание, преследовавшее цели, укрепления военной мощи Спарты для установления гегемонии над всей Грецией. Но ненадолго. Пример разрешения земельного вопроса в пользу неимущих отозвался волнениями во всех греческих полисах. Против Спарты, как «очага заразы», руководителями Ахейского союза при поддержке Македонии был предпринят поход, в результате которого уже в 221 г. до н. э. Спарта была разбита, и в ней снова было восстановлено олигархическое правление, возвращены владельцам конфискованные земли, и снова были упразднены все древне спартанские общественные установления и в том числе древне спартанская система физического воспитания.
Общий кризис рабовладельческой системы, вызвавший упадок издавна установившихся систем физического воспитания, не мог не затронуть и знаменитых греческих Олимпийских игр, тесно связанных с религиозным культом и выступавших в пору расцвета как элемент общественно-политической и экономической связи между разрозненными греческими полисами. Кризис привел к крушению старого религиозного греческого миросозерцания. Рушилась вара в богов, в их несокрушимую силу. В связи с крушением религиозного миросозерцания постепенно утрачивался и культовый характер Олимпийских игр, утрачивалось и их прежнее значение в общественно-политической жизни Греции. Поскольку религия перестала быть фактором, объединявшим греческие полисы, постольку и олимпийский праздник переставал быть праздником сплочения Греции. Постепенно отрываясь от культа, Олимпийские игры все более и более превращались в традиционное зрелище. Как и прежде, они устраивались при участии представителей всех многочисленных греческих государств. Но с распадом Афинского морского союза и, особенно с установлением македонского господства, после битвы при Хероиее (338 г. до н. э.), они приняли характер соревнования между собою ослабленных внутренними противоречиями и внешними войнами государств за призрачное господство над Пелопоннесом. Для каждого государства было почетно на празднике, идущем из глубокой древности и ставшем традицией, иметь своего победителя. Чем больше победителей-атлетов имело какое-либо государство на Олимпийских играх, а также на играх Немейских, Пифийских и других, тем больше шансов имело оно на признание своего превосходства и на руководящую роль во всей Греции.
Вместе с изменением роли праздника изменилось и его содержание. Наряду с гимнастическими соревнованиями появляются соревнования певцов, музыкантов и Ораторов. Изменился и состав участников игр. С упадком старых систем физического воспитания рабовладельческая верхушка, переставшая получать соответствующую физическую подготовку, не могла уже при организации игр в полной мере рассчитывать только на атлетов из своей среды. Без достаточной систематической подготовки она не могла уже выдвинуть из своей среды людей, могущих претендовать на бесспорное первенство в играх, на завоевание олимпийского венка. Нужно было найти кого-то, кто бы заменил рабовладельческую знать в этих празднествах, выступая от ее лица. И, как в военном деле, не имея возможности обеспечить военную мощь государства своими силами, рабовладельческая верхушка прибегла к наемным профессионалам-воинам, так и здесь, не имея возможности обеспечить своими силами участие в олимпийском празднике, она начала прибегать к помощи наемных профессионалов-атлетов.
Профессиональный атлетизм был одним из характерных явлений в развитии физкультуры эпохи упадка Греции. Он возник в результате возросшей роли всякого рода зрелищ с элементами соревнований. Соревнования физкультурного типа в Греции эпохи упадка не ограничивались только Олимпийскими играми. Продолжали существовать игры Немейские, Пифийские и Истмийские. Развившиеся в древности в связи с культовыми праздниками, теперь, как и Олимпийские игры, приобрели в основном зрелищный характер.
Кроме них, многочисленные гимнастические соревнования вместе с элементами музыкальных соревнований и с театральными представлениями устраивались почти во всех городах Греции применительно к всякого рода местным праздникам или в ознаменование каких-либо крупных местных событий. Цель была одна - дать развлечение народу, и вызвать его расположение в пользу господствующей рабовладельческой верхушки.
Необычайно широкое распространение зрелищ-соревнований породило и появление профессионалов-атлетов, участников этих соревнований. Атлеты-профессионалы выходили обычно из среды пролетаризированной массы греческого населения, а нередко также и из числа вольноотпущенных рабов. Атлетизм становился их основной профессией и основным средством существования. Повседневно упражняясь и тренируясь, они развивали в себе необходимые физические качества, добиваясь нередко высоких результатов. Характерной чертой атлетов-профессионалов являлась их узкая специализация. В противоположность атлету из числа граждан греческих полисов эпохи расцвета, выступавших как многоборцы, атлет-профессионал эпохи упадка выступал как узкий специалист по какому-либо одному виду соревнований. Это был или специалист в беге, или в прыжках, или в борьбе, или в кулачном бое. Узкая специализация древних атлетов, несомненно, должна была способствовать росту технических достижений (хотя документальных данных об этом мы не имеем), но, не сопровождаясь разносторонней физической подготовкой, она очень рано приводила к изнашиванию организма. Об этом достаточно ярко позднее говорил знаменитый римский врач Гален.
ВЫВОД:
История древнегреческой физической культуры показывает тот процесс развития, который происходил в условиях рабовладельческого общества в области физической подготовки человека. Обряды инициации превратили систему движений, заимствованную из ритуала культов плодородия и умерших, в средство сплочения народа. Было признано общественное значение физической культуры, образованы устойчивые формы физкультурной и спортивной деятельности. Была открыта взаимосвязь физической культуры, этики и эстетики. Впервые в истории осуществилось требование создания системы разносторонней, гармонической подготовки человека.