СПАРТАНСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.


Государство ЛАКОНИКА (главный город СПАРТА).

Отличительные черты:

- внешнюю торговлю не вели.

- натуральное хозяйство.

Возникшая в середине IX века в результате завоевания дорийцами Лаконии, Спарта в первое время имела характер военно-организованного родового союза, и черты этой организации она сохранила в дальнейшем на протяжении почти всей своей последующей истории. Согласно преданию, переданному греческими историками, а в частности, Геродотом, установление своеобразного общественно-политического устройства, а также и введение соответствующей этому устройству системы воспитания в Спарте приписывается древнему спартанскому законодателю Ликургу, деятельность которого предание относит к началу VIII в. до н.э.

Спарте не была знакома частная собственность на землю. Все земли, поделённые на равные участки – «клеры», принадлежали спартанской общине в целом и передавались отдельным спартиатам лишь в пользование, без права передачи их кому-либо другому. Население, жившее на этих землях до захвата их спартиатами, обращалось в состояние полу рабов (илотов) и отдавалось вместе с клерами во владение тому или иному спартиату. Илоты, обрабатывая землю, должны были отдавать своему хозяину большую часть продуктов своего труда. Численность спартиатов – 9000 мужчин, 250 тыс. – илотов.

Если говорить о семейной жизни спартиата, то следует отметить, что – внимания семье уделялось мало. Большую часть своего времени спартиаты (мужчины) проводили в «сисситиях» - своеобразных общественных клубах, куда собирались ежедневно воины какого-либо подразделения. Здесь они проводили целые дни, часто оставаясь и на ночь; здесь они питались, внося в свою «сисситию» определённое количество продуктов (спартиат, который обеднел и, не мог вносить определённый натуральный взнос – выбывал из общины равных, терял политические права).

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ:

Как и всё в Спарте, воспитание носило общественный характер, и молодой спартиат воспитывался под присмотром всего государства. Спартанское общество, в лице коллегии эфоров, ведавших всей государственной жизнью, контролировало жизнь молодого спартиата с первых дней его существования. По установившемуся неписаному закону, как передают древние писатели, каждый новорожденный представлялся матерью эфору. Эфор осматривал ребёнка и, если находил его слабым и нежизнеспособным, распоряжался умертвить его. По преданию, слабых детей сбрасывали в пропасть со скалы Тайгета.

До семилетнего возраста ребёнок оставался в своей семье и воспитывался под наблюдением матери, причём за это время всё воспитание ребёнка сводилось главным образом к его физической закалке.

С семилетнего возраста начиналось воспитание мальчика под присмотром государства. Мальчики брались из дома и жили в общественных зданиях (напоминали казармы). Их воспитанием руководил специальный наставник – педоном, со своими помощниками, которые содержались за счёт государства. Физическое воспитание в этом возрасте занимало преобладающее место. Мальчики учились переносить всякие лишения; развивали силу и выносливость с помощью физических упражнений (приёмы охоты.). Следует отметить, что телесные наказания были обычным явлением (порой детей забивали насмерть).

С 7 до 12 лет из мальчиков обнаруживших наилучшее поведение и наибольшую храбрость, выбирались капитаны. Плутарх писал: «Все остальные не сводили с него глаз, повиновались его приказаниям и терпеливо выносили все налагаемые им наказания».

В возрасте с 12 до 14 лет мальчики проходили более суровое воспитание, целью которого было приучить их к выносливости. Им давали весьма скудную пищу, одевали в весьма скромную одежду в целях закалки организма. Их подвергали истязаниям, для того чтобы выработать в них выносливость и мужество. В плане физического воспитания в этом возрасте внимание уделялось бегу, метаниям, прыжкам, борьбе, играм, кулачным боям. Ежегодно для мальчиков этой возрастной группы устраивались испытания, в которых они показывали достигнутые за год результаты в развитии своих физических качеств.

С 14 лет мальчики переводились в разряд эйренов, продолжая получать то же суровое воспитание. В этом возрасте у них были свои обязанности: полагалось присутствовать на сисситиях (слушать разговоры старших, своего рода школа общественного воспитания); помогать педономам в воспитании младших мальчиков; принимать участие вместе с взрослыми воинами в походах внутри страны; получали оружие, группировались в особые отряды и обязаны были под руководством своих наставников нести полицейскую и военную службу.

Здесь в основу обучения были положены строевые занятия и овладение оружием. Базу физических упражнений составляли пятиборье и кулачный бой, который вместе с примыкающими к нему элементами рукопашной схватки именовался «спартанской гимнастикой». Даже танец служил боевой подготовке: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником или метание копья, ловко манипулируя щитом и подпрыгивая, чтобы увернуться от камней, которые бросали воспитатели.

По истечении 18 – 20 летнего возраста юноша вступал в разряд эфебов, получал вооружение воина и предавался всецело военной подготовке, участвуя в военных упражнениях и манёврах. В этот период юноши принимали участие в так называемых «криптиях», т.е. ночных походах по дорогам Лаконии. Во время походов они нападали на каждого попадавшегося по пути илота и убивали его. По мнению спартиатов, всякий илот, находящийся ночью за пределами своего дома, является заговорщиком, и его нужно было уничтожить.

Становясь воином, спартиат вступал в «сисситию» своей филы в качестве её полноправного члена.

Основу спартанской армии составляли – гоплиты (тяжеловооружённая пехота).

С достижением 30 – летнего возраста юноша становился уже мужчинойи получал возможность часть времени отдавать семье, не порывая, однако, связи с «сисситией», оставаясь её ежедневным посетителем.

Обучение чтению и письму отнимало минимум внимания, и то этим делом стали заниматься лишь ко времени упадка Спарты. Умственное образование не было предметом заботы со стороны государства и было частным делом каждого спартиата.

Главная цель воспитания мужчины в Спарте – создать находчивого, послушного солдата, могущего обеспечить спартанской общине в целом господствующее положение над покорёнными народами.

Не менее своеобразным было воспитание и спартанской девушки. Женщина в Спарте занимала совершенно иное положение, нежили в других городах Греции. Она здесь пользовалась относительно большой свободой и нередко принимала активное участие в общественной жизни. В соответствии с тем положением, которое занимала женщина в Спарте, и воспитание её здесь мало отличалось от воспитания юношей. Физическое воспитание, упражнения в беге, прыжках, метании, борьбе, религиозные и военные танцы – всё это составляло основу воспитания спартанской девушки. В отличие от юношей спартанские девушки воспитывались в семье. Главная цель физического воспитания спартанской девушкиусиление военной мощи Спарты, как матери крепких и сильных воинов.

(По Ксенофонту, в Конституции города-полиса отмечалось, что ребенок, родившийся от сильных отца и матери – будет таким же сильным).