ВОЗНИКНОВЕНИЕ АНТИЧНОЙ ГИМНАСТИКИ.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.
История Древней Греции подразделяется на периоды:
1. Крито-микенский период (2100 – 1000 гг. до н.э.).
2. Гомеровский период (IX – VII вв. до н.э.). (Разложение родового строя)
3. Период расцвета (VIII – IV вв. до н.э.).
Причины (разложения родового строя), которые привели к изменению в общественной и политической жизни Д. Греции:
1. Разделение труда, между ремеслом и земледелием.
2. Рост торговли.
3. Классовое расслоение общества.
В то время Греция представляла собой ряд небольших рабовладельческих государств, основное население которых составляли рабы.
В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания.
В гомеровский период физическое воспитание в Греции, судя по косвенным упоминаниям, содержащимся в «Илиаде» и «Одиссее», отвечало требованиям военной демократии. Однако сложившиеся в период IX—VIII вв. новые условия объективно вызвали преобразование физической культуры. Самооборона полисов и удержание в повиновении подвластных слоев сделали жизненно важным переход к физической подготовке в специальных заведениях. Племенные формы несистематического военного обучения были заменены подготовкой, соответствовавшей специфическим особенностям полисов, их географическому положению, местным видам вооружения и культурным традициям. В течение VIII века местные особенности стали играть все меньшую роль, и была создана эллинская система физического воспитания, или античная гимнастика,которая была введена в большинстве греческих городов-полисов.
Слово «гимнастика», происходит от греческого «обнаженный». Обнаженность связана с гомеровским периодом, когда проводившиеся на берегу рек, ручьев и у моря занятия содержали много таких задач, для выполнения которых одежда была препятствием (преодоление водной преграды, борьба в воде). Согласно другим упоминаниям, греки, веря в магию, считали, что одежда может ослабить физические способности человека.
Античная гимнастика состояла из 3 основных частей:
1. Упражнения детских игр, проводившихся в рамках физического воспитания, упражнения с мячом, обручем, бег, метание копья, диска и другие упражнения, развивающие ловкость.
2. Палестра. Это название связано с первоначальными залами для борьбы (палестра), которые были построены в VIII веке вместо турнирных площадок под открытым небом. В рамках системы упражнений основу общей физической подготовки составляло комплексное испытание, пентатлон. Оно включало в соответствии с традициями бег на один стадий (примерно 192 м), прыжки в длину с альтерами (отягощения), метание копья, диска и борьбу. Из числа других упражнений, относящихся к палестре, наибольшее значение имели рукопашная схватка, кулачный бой, борьба вольным стилем и метание камней. В этой школе обучали также бегу с оружием, верховой езде, стрельбе из лука, плаванию и гребле.
3. Орхестрика.Она сформировалась из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения, включала в себя искусство, двигаться и упражнения, считавшиеся необходимыми для развития ловкости. Одновременно она служила вводным и дополнительным обучением к палестре. К ней причисляли игры с мячом и для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы.