Либеральное движение в России во второй четверти XIX в.


Таблица 2

Славянофилы Западники
Представители И.В. и П.В. Киреевские, И.С. и К.С. Аксаковы, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин
Взгляды на историческое развитие России Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Начало истории России – добровольное призвание, поэтому в России не было и не может быть общественных противоречий. Но Петр I нарушил естественный ход развития России Россия развивается по единому с Западной Европой историческому пути. Многие процессы и явления в истории России и Европы сходны. Петр I сблизил Россию с Европой
Взгляды на государственный строй Допускали сохранение самодержавия, но считали, что народ имеет право на выражение своего мнения, которое доводится до царя совещательным Земским собором, созданным по примеру допетровского сословно-представительного органа В России должна сложиться конституционная монархия, сходная с монархиями Западной Европы
Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Недопустимость революционных потрясений. Мирное осуществление преобразований
Отношение к крепостничеству Крепостничество породило петровские реформы. Крестьян нужно освободить Ликвидация крепостничества, но не революционным путем

 

Оживление общественных настроений, распространение в России идей утопического социализма нашли яркое выражение и организационное оформление в революционных кружках петрашевцев (1844 – 1849), возникших в ряде городов России. Эти кружки представляли собой дальнейшее развитие общественного движения и революционной мысли в России. Однако петрашевцам не удалось создать революционную организацию и полностью выйти за рамки дворянской революционности.

Жесточайшей цензурой, усилением политического надзора и репрессиями правительству удалось справиться с волной общественного движения конца 1840-х гг. Этому способствовало и утверждение реакционных режимов в странах Западной Европы. Однако данное движение имело важное значение. Постепенно изживалась дворянская ограниченность движения, боязнь народной революции, была поставлена проблема роли народа в историческом процессе и революционной борьбе, в общественное движение включались разночинцы. В рамках первого этапа освободительного движения, когда основной фигурой был революционер-дворянин, шли поиски и складывались основы новой революционно-демократической идеологии, знаменующей возникновение следующего этапа в российском освободительном движении – разночинского (революционно-демократического).