ТЕМА 3. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Информационное обеспечение принятия решений в юридической деятельности

Характерной особенностью принятия решения в юридической области является многочисленность вариантов, допускаемых обстоятельствами дела, из числа которых нужно выбрать единственное, наиболее обоснованное решение. При этом объем исходной информации зависит от количества возможных вариантов выбора, а условие задачи может быть задано в громоздком виде. Чтобы оценить степень соответствия выбранного решения поставленной цели, нужно иметь возможность количественно оценить степень достижения цели для каждого из рассматриваемого варианта.

Эта проблема сводится к необходимости математического моделирования ситуации, по которой принимается решение.

Под принятием решения понимается не отдельный акт выбора одного из некоторых готовых решений, а многоэтапный итерационный процесс, который может быть представлен в виде схемы, приведенной на рис.1.

 

Рис. 1

Для принятия решения нужна определенная мотивация, наличие мотивации формирует цель. Это может быть одна цель или система целей.

Для достижения цели нужно сформулировать задачи. Задачи могут быть сложными, требующими применения математических моделей, специальных информационно-вычислительных методов и компьютеров. Вся последовательность шагов по принятию решения реализуется при постоянном поступлении информации с привлечением экспертов, использующих полученную информацию для оценки и выбора вариантов.

Операции сбора, передачи, хранения, переработки и использования информации при квалификации преступлений объединяются в целенаправленный информационный процесс.


1.Информационное обеспечение правоохранительных органов

Под информационно-телекоммуникационными технологиями здесь будем понимать систему операций по сбору, хранению, обработке и передаче правоохранительной информации с помощью компьютеров. Эти технологии используются для обработки криминальной информации, управления, автоматизации офисных работ, принятия решений, функционирования экспертных систем.

В органах внутренних дел имеется Федеральный банк криминальной информации.

Помимо Федерального банка криминальной информации, расширяется сеть региональных информационных центров, связанных с Главным информационным центром. Уже в настоящее время в этой сети ежегодно обрабатывается свыше 200 миллионов правовых документов.

В правоохранительной деятельности по своему назначению можно выделить автоматизированные информационные системы (АИС) для сбора и обработки учетной и статистической информации, оперативные, для следственной практики, криминалистические, управленческие, для экспертной деятельности. Используются также:

- автоматизированные системы обработки данных (АСОД);

- автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

- автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

- автоматизированные рабочие места (АРМ);

- автоматизированные системы управления (АСУ);

- экспертные системы.

Возможны и комбинации этих АИС.

Правовые автоматизированные информационные системы

АИС

АСОД

АИСС

АИПС

АРМ

АСУ

Экспертные системы

для сбора и обработки учетной и статистической информации

«Сводка»

оперативные

«Гастролеры»

 

для следственной практики

«Грузы-ЖД»

 

криминалистические

«Наркобизнес»

 

управленческие

«Картотека-Регион»

для экспертной деятельности

«Спецаппарат»

АСОД обычно применяются для выполнения относительно несложных, стандартных операций с данными, автоматизируют работу персонала невысокой квалификации.

АИПС служат для поиска, отбора, выдачи правовой и криминалистической информации по запросам, оформленным соответствующим образом; бывают документальные и фактографические.

АИСС выдают справки по вопросам правоохраны и правопорядка по запросам без сложного преобразования данных.

АИСС «Сводка» выдает справки о происшествиях, преступлениях по оперативной информации.

АИСС «Гастролеры» выдает справки о преступлениях на транспорте, неразысканных вещах, подозрительных лицах и их связях; с использованием ППП «Flint» может решать поисковые задачи типа «лицо», «нераскрытые преступления», «вещи».

АИСС «Грузы-ЖД» снабжает справками о хищениях груза и багажа на железных дорогах.

АИСС «Наркобизнес» предоставляет справки по криминальному обороту наркотиков.

АИСС «Картотека-Регион» с использованием СУБД «Adabas» выдает фамилии, имена, отчества осужденных, разыскиваемых лиц, бродяг, задержанных; может распределять места отбытия наказания, решать административные задачи по осужденным лицам.

АИСС «Спецаппарат» предназначена для работы со спецаппаратом и поиска информации по спецсообщениям (поиск лиц по однотипным преступлениям и способам совершения, по адресам и т.п.).

Автоматизированное рабочее место (АРМ) представляет собой комплекс технических и программных средств автоматизации профессиональной деятельности. В типовой состав АРМ входят:

: Технические средства

персональный компьютер;

принтер;

плоттер;

cканер;

факс;

cредства сетевой связи

другие устройства.

программные средства

текстовый процессор;

электронные таблицы;

графические процессоры;

офисные приложения.

Под АРМ иногда понимают рабочие места, а иногда — ППП. Существуют три типа АРМ:

1) индивидуального пользования;

2) группового пользования;

3) сетевые.

АСУ представляют собой комплексы технических и программных средств для автоматизированного управления различными службами и органами правоохраны. Основная функция таких АСУ — обеспечение руководителей служебной информацией. Практически это система связанных АРМ. Примером может служить АСУ «Дежурная часть» (АСУ ДЧ), предназначенная для управления силами и средствами ОВД в оперативной работе.

Основные функции АСУ:

1) оперативный сбор и анализ оперативной информации, выдача указаний подразделениям ОВД, контроль выполнения оперативной работы в реальном масштабе времени, управление подвижными милицейскими группами (на автомобилях, мотоциклах и других моторизованных средствах передвижения);

2) сбор, обработка, хранение информации; отображение информации о размещении сил и средств, а также о местах совершения преступлений на фоне представленных на экране («электронных») карт;

3) сбор информации о правонарушителях, похищенных вещах и транспортных средствах; выдача информации по запросам органов внутренних дел с использованием банков данных;

4) регистрация деятельности органов внутренних дел, подготовка отчетов о работе, анализ процессов (событий).

Использование АСУ позволяет радикально упростить и ускорить выполнение указанных работ. При раскрытии и расследовании преступлений может использоваться как универсальное, так и специальное программное обеспечение.

2.Информационно – телекоммуникационные технологии в экспертной деятельности

Использование компьютеров существенно ускоряет экспертную деятельность и уменьшает вероятность ошибок. Основным направлением здесь считается создание автоматизированного рабочего места эксперта по различным видам правоохранительной деятельности, автоматизированных банков данных экспертной информации (автоматизированных информационных систем) и соответствующих программных комплексов для экспертных задач. Можно выделить несколько типичных автоматизированных информационных систем (АИС) и банков криминальных данных:

Пулегильзотеки — для идентификации оружия по пулям и гильзам. Таковы, например, АИС «Модель оружия», «Патрон».

Дактилоследотеки (АДИС) — для анализа снятых на дактилокартах отпечатков пальцев с места происшествия. Принадлежность отпечатков конкретным лицам устанавливается экспертом. Отметим, что отпечатки пальцев с трудом поддаются компьютерному анализу из-за отсутствия устойчивости признаков. Зарубежные дактилоскопические системы имеют высокую стоимость и очень требовательны к качеству отпечатков. Так в ходе недавно проведенного в США снятия отпечатков пальцев у всего населения процедуру снятия у многих лиц приходилось проводить неоднократно для получения качества, приемлемого для компьютерной обработки. Из отечественных дактилоскопических систем наиболее известны «Папилон» и «Сонда-Фрес», которые сейчас активно внедряются в ОВД РФ. Хотя в некоторых странах отпечатки снимаются у всего населения, в РФ — только у лиц, привлекавшихся по уголовным делам. Зачастую, правда, отпечатки снимаются и у лиц «криминогенных категорий», хотя это и противозаконно. Более правильно, конечно, дактилоскопировать все население, поскольку это позволяет опознавать не только преступников, но и потерпевших, в том числе трупы. Сейчас в РФ основная масса дактилокарт составлена на лиц в следственных изоляторах, подследственных или ранее судимых. Но качество дактилокарт очень низкое, они плохо выполнены, на плохой бумаге и в подавляющем большинстве непригодны для ввода в АДИС. В целом, дактилоскопический учет поставлен пока неудовлетворительно. В правовом отношении не разработаны формальные основания для постановки на дактилоскопический учет. Не снимаются дактилокарты у трупов, слабо используются АДИС, так что множество уже имеющихся дактилокарт почти не используется в следственной практике.

Оптимальная организация единой АДИС (в масштабах региона) должна иметь два уровня:

первый уровень составляют центральный сервер и связанные с ним рабочие станции, часть из которых размещается в городских ОВД. Базы данных в виде дактилокарт и следов с мест преступления хранятся и обрабатываются на центральной станции, имеющей для этого соответствующее программное и техническое обеспечение для их обработки. Ввиду большого объема передачу графической информации с мест на центральный сервер лучше выполнять не с помощью модемной связи, а с помощью DVD дисков или флешек.

второй уровень составляют местные АДИС в удаленных от регионального центра городских ОВД, связанные с центральной региональной АДИС по обмену информацией из баз данных и проведению поиска по запросам.

Такая двухуровневая система оказывается более эффективной и пригодной для организации круглосуточной оперативной работы.

Следотеки — для исследования следов обуви. Эта важная экспертиза пока в РФ развита недостаточно, хотя имеются некоторые системы для анализа следов, например, «Обувь» и «Сапог». Для анализа используется кодирование элементов подошв обуви и рельефа рисунка.

Анализ шрифтов машинописных текстов, в основном ориентированный на шрифты пишущих машинок различного производства. Поскольку сейчас большинство текстов готовится с помощью компьютерных принтеров, этот анализ сильно усложняется, и надо, по существу, заново проводить всю работу по накоплению баз данных с образцами шрифтов.

Имеется также ряд других баз данных и автоматизированных информационных систем криминалистического профиля:

для анализа взрывчатых веществ (АИС «Взрывчатые вещества»);

для анализа текстильных волокон (АИС «Волокно»);

для анализа рентгенограмм (АИС «Фазан»);

для анализа автоэмалей (АИС «Марка»);

для анализа красителей шариковых ручек (АИС «Спектр»);

для анализа стекол автомобильных фар (АИС «Стекло»);

для анализа бумаги (АИС «Бумага»);

для библиотек инфракрасных спектров (АИС «БИРСИ», Германия);

для анализа металлов и сплавов (или их следов).

Еще одно фундаментальное направление в информационной технологии экспертной деятельности — разработка автоматизированных программных комплексов (АПК) для решения экспертных задач. Примерами могут служить:

АПК «Контакт» для обнаружения контактов волокнистых материалов (например, волокон на одежде);

АПК «Внешняя баллистика» для установления возможности поражения пулей или дробью из огнестрельного оружия;

АПК «ГАЗХРОМ» для криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий из них с использованием газовой хроматографии;

АПК для судебной экспертизы почерков, в том числе умышленно измененных;

АПК для анализа подписей и обнаружения поддельных подписей.

Важную роль в работе эксперта-криминалиста играет автоматизация физико-химических исследований для накопления, хранения, анализа спектров в широком диапазоне частот — от инфракрасного до ультрафиолетового — с использованием обширных библиотек спектров. Здесь применяются также методы электронного парамагнитного резонанса и масс-спектроскопии. Наконец, новые информационные технологии успешно применяются для автоматизации судебно-фоноскопических экспертиз. Типичные задачи, которые здесь решаются:

идентификация личности по речевому сигналу;

обнаружение монтажа фонограмм;

идентификация звукопроизводящих объектов;

удаление звуковых помех и шумов при распознавании звуков (речи);

распознавание содержания речи по сильно искаженной фонограмме;

распознавание копий и оригиналов фонограмм.

3.Экспертные правовые системы

Для автоматизации работы эксперта-криминалиста создаются и используются экспертные правовые системы. Экспертные правовые системы, как и экспертные системы любого назначения — это системы искусственного интеллекта, включающие базу знаний, правила вывода и механизм вывода («машина вывода»). Экспертные правовые системы позволяют распознавать криминальную ситуацию, находить возможные направления ее расследования, давать практические рекомендации.

Типовой состав экспертной правовой системы

Правовая экспертная система

Правила вывода

Знания

Механизм вывода

Факты

Убеждения

Правила

Базы знаний

Объекты

Атрибуты

Условия

Ограничения

Используемые в экспертной правовой системе знания складываются из фактов, убеждений и правил, а базу знаний составляет информация о предмете расследования в данный момент, которая создается на основе исследований в данной конкретной области и опыта специалистов. База содержит набор правил и факты в виде объектов, атрибутов и условий. Учитываются также ограничения на достоверность фактов. База знаний формируется специалистами в соответствующей области и при функционировании может активно использовать базы данных. Чтобы ускорить и упростить создание баз знаний, существуют экспертные оболочки.

В правоохранительной деятельности экспертные системы используются, в основном, в следственной практике, хотя имеются примеры и других применений. Так экспертная система «Блок», предназначенная для борьбы с экономическими преступлениями, позволяет расследовать хищения в строительстве с использованием экономических, технологических, товароведческих, бухгалтерских, оперативных материалов и признаков, а также данных о лицах и документах в этой области. Экспертная система «Блок» может адаптироваться в процессе эксплуатации. Экспертная система «Автоэкс» предназначена для экспертизы дорожно-транспортных происшествий и позволяет, например, установить, мог ли водитель транспортного средства предотвратить происшествие.

Новым классом автоматизированных информационных систем являются системы поддержки принятия решений, которые представляют собой объединение АИС и экспертной системы. К экспертным системам можно также отнести автоматизированные информационно-распознающие системы — сложные системы со специальными техническими и программными средствами.

Для автоматизации судебно-экспертных исследований требуется использование экспертных систем и систем искусственного интеллекта. В этой области можно выделить следующие разделы.

Автоматизация сбора и обработки экспериментальных данных, полученных при расследовании, с использованием современных научно-технических способов. Для этого могут использоваться измерительно-вычислительные комплексы на базе измерительных приборов и компьютеров. Для анализа данных используются технологические банки данных.

Создание банков данных и АИПС по конкретным объектам экспертизы, например, «Металлы», «Автоэмали», «Волокно» (текстиль), «Красители» (волокна), «Помада» (губная), «Бумага», «Оружие», «Наркотические средства». Эти АИПС могут работать самостоятельно или совместно с другими информационно-вычислительными комплексами. Так, например, имеются АИПС по взрывчатым веществам гражданского и военного применения, а также боеприпасам (можно определять состав, марку взрывчатых веществ по экспериментальным данным); банки данных «Модель оружия-гильзы» (можно найти тип оружия по пуле или гильзе).

Системы анализа изображений, к которым относятся почерки, подписи, отпечатки пальцев, следы обуви, следы от пуль, портреты. Самые трудные проблемы здесь — это фотороботы для реконструкции лица, реконструкция лица по черепу. Некоторые успехи достигнуты с помощью графического процессора Adobe Photoshop.

Вспомогательные расчеты и модели — моделирование криминальных ситуаций (пожаров, взрывов, аварий, дорожно-транспортных происшествий) в зависимости от условий (где возникают, как развиваются). Для различных версий иногда полезно использовать мультипликацию, это помогает составить план расследования. С помощью расчетов можно отличать самодельное оружие от боевого и т.д.

Автоматизированное решение экспертных задач вплоть до подготовки экспертного заключения. Этой цели служат системы поддержки судебной экспертизы (СПСЭ). С их помощью можно провести исследование и оценку вещественных доказательств, подготовить и сформулировать экспертное заключение. Примерами могут служить СПСЭ:

«ЭВРИКА» (экспертиза и выдача результатов исследования кабелей), работающая в диалоговом режиме;

«Кортик» — экспертиза холодного оружия;

«Балэкс» — баллистическая экспертиза;

«Наркоэкс» — экспертиза наркотических веществ

и многие другие. Принцип работы всех СПСЭ — эксперт отвечает на вопросы компьютера. В случае неоднозначности рекомендаций СПСЭ решение принимает эксперт по своим убеждениям. Поскольку СПСЭ может быть очень много, имеются программные средства их автоматизированной разработки для конкретных приложений. Для работы с СПСЭ желательно использовать «компьютеризованное рабочее место эксперта» с необходимым программным обеспечением. Но эксперт должен понимать математический аппарат принятия решений или работать совместно с математиком.

Создание обучающих систем (тренажеров) с соответствующим техническим и программным обеспечением. Имеются, например, тренажеры «Убийство», «Следователь» и др. Многие СПСЭ имеют тренажеры для овладения методами экспертизы.

В сфере ответственности за свои действия следует отметить Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», целью которого является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Действие данного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Применение электронной цифровой подписи предусматривает Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе «Выборы». В соответствии со ст. 160 ГК РФ при совершении сделок может быть использована наряду с другими средствами электронная цифровая подпись в случае и в порядке, предусмотренном законом.

4.Автоматизированные аналитико - статистические информационные системы, системы учета и управления

Автоматизированные аналитико-статистические информационные системы предназначены для сбора и обработки большого объема первичной информации; результаты обработки представляются в виде таблиц и графиков. Накопленная информация может выдаваться по запросам, т.е. система может выполнять справочные функции. В настоящее время существует несколько аналитико-статистических информационных систем, из которых можно отметить следующие.

1. Справочная информационно-аналитическая система Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Система предназначена для сбора, накопления, анализа информации и подготовки отчетов по авариям на транспорте. Основными задачами системы являются ведение и корректировка статистики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по регионам и годам, оценка показателей аварийности, прогнозирование статистики ДТП, сравнительный анализ ДТП по разным регионам, ранжирование регионов по уровню ДТП. Система предназначена для пользователей, плохо владеющих табличными процессорами (например, Excel). С помощью системы можно:

вводить новые статистические показатели;

корректировать введенные показатели;

получать информацию из баз данных;

представлять выборки по годам и регионам в виде таблиц;

формировать отчеты;

прогнозировать аварийность с помощью экстраполяционных моделей;

выявлять регионы с меньшей аварийностью.

2. Автоматизированная информационная система «Кадры»

Система предназначена для управления кадрами и может в интерактивном режиме:

накапливать информацию о кадрах;

анализировать кадровый состав;

рассчитывать выслугу лет (для присвоения очередных званий работникам органов, вычисления пенсий);

автоматически готовить кадровые документы и справки по кадрам;

осуществлять контроль за кадрами;

управлять доступом к данным по кадрам;

выдавать кадровые документы в различной форме;

производить поиск документов по заданным критериям;

выводить на печать кадровые документы в требуемой форме;

готовить статистические данные по кадрам.

3. Автоматизированная информационная система «ГРОВД»

Система «ГРОВД», разработанная Академией МВД, функционирует на базе сети персональных компьютеров и предназначена для информационного обеспечения оперативно-розыскной и управленческой деятельности городских и районных органов внутренних дел. Система помогает решению следующих классов оперативно-розыскных задач:

«лица»;

«преступления»;

«похищенные вещи»;

«оружие»;

«нераскрытые преступления»;

«учет заявлений и преступлений»;

«статистика»;

«автомототранспорт».

Работа системы строится на основе первичных документов (карточек). Функциями системы являются:

защита информации от несанкционированного доступа с помощью паролей и других средств;

накопление, коррекция и поиск сведений по указанным выше классам задач;

вывод сведений в требуемой форме;

сортировка записей по заданным критериям (по алфавиту, по датам и т.п.);

уточнение запросов на выдачу данных в ходе поиска;

проверка других массивов данных на наличие записей, релевантных запросу (например, связь лица с преступлением, оружием, транспортными средствами);

изменение первичных документов без потери нформации.

АИС «ГРОВД» — открытая система и поэтому допускает пополнение средствами решения новых задач. Имеется несколько версий этой довольно широко используемой АИС.

4. АИС сбора и обработки данных «Охрана».

АИС «Охрана» предназначена для службы охраны МВД и позволяет вводить, хранить, корректировать сведения:

об объектах охраны;

о средствах охраны;

о численности охраны;

о лицах, причастных к хищениям;

о работе и дисциплине персонала охраны.

Можно также вводить и корректировать сведения из подразделений службы охраны МВД о кражах, хищениях, объектах охраны, ложных тревогах. По всем имеющимся в системе данным можно готовить и выдавать статистические отчеты за год, квартал, месяц; отчеты по отдельным подразделениям МВД и др.

5. Справочная информационно-аналитическая система ГУ Охраны РФ.

Система предназначена для руководящего персонала, мало знакомого с табличными процессорами, и служит для сбора, накопления, анализа, подготовки отчетов по основным показателям службы охраны. Основные задачи системы — накопление, статистическая оценка, корректировка важнейших показателей службы охраны в регионах по годам; получение и прогнозирование абсолютных и относительных статистических оценок деятельности службы. Система позволяет в диалоговом режиме:

вводить новые статистические показатели;

корректировать старые показатели;

определять состояние базы данных по регионам и годам по разным показателям;

получать выборки абсолютных и относительных показателей по годам и регионам в виде готовых для отчетов таблиц;

улучшать таблицы (например, сортировать строки-регионы);

осуществлять прогнозирование путем экстраполирования;

выводить найденный прогноз в виде таблиц или диаграмм.

6. Автоматизированная система управления «РОВД».

АСУ «РОВД» предназначена для информационно-аналитических подразделений районных отделений органов внутренних дел. Информационно-поисковая система «Слежение», представляющая собой подсистему АСУ «РОВД», служит для ввода, хранения, корректировки, выдачи данных для информационно-аналитических отделов РОВД. В ИПС «Слежение» имеются следующие виды учета:

«КУП» — заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, сведения об их расследовании, об уголовных делах для поиска похищенного, об оперативной работе (задержанные лица), об угнанном транспорте;

«Форма 1» — статистическая карточка на преступление, составленная на основе «КУП»;

«Форма 1.1» — статистическая карточка о результатах расследования, раскрытии преступления, деятельности следователей;

«Форма 2» — статистическая карточка на преступника;

«Форма 3» — статистическая карточка о прохождении дела и решении;

«Форма 6» — статистическая карточка о результатах суда.

В АСУ «РОВД» имеется ряд программ для ввода информации о событиях, лицах, объектах, представляющих оперативный интерес; для хранения и корректировки данных, для управления данными; для выявления связей между различными видами информации по конкретному событию, лицу, объекту; для ввода, хранения, корректировки кодов предметов, преступников, происшествия, места происшествия, способа совершения преступления; для интерактивных запросов, для подготовки необходимой отчетности.

7. Автоматизированная система паспортного отделения («АСПО»).

Система АСПО предназначена для автоматизации работы паспортных столов в районных отделениях внутренних дел и содержит информацию о данных на конкретное лицо и на его родственников; о паспортах, прописке и выписке; об утраченных и похищенных паспортах, о судимости некоторых категорий лиц (должники, неплательщики алиментов), о паспортных правонарушениях, об административном надзоре за лицами, о выездах за рубеж. По запросам на экран дисплея может выдаваться полное досье на лицо; досье может пополняться. Система обеспечивает достаточно гибкую работу, даже с переводом на другие языки. Возможно ограничение доступа с использованием паролей, кодов и других средств. Для сохранения информации можно автоматически создавать ее дубли. Обычно «АСПО» входит в локальную вычислительную сеть районного ОВД.

5.Информационные технологии следственной и оперативно – розыскной деятельности

Компьютерные информационные технологии успешно используются в следственной деятельности. С их помощью решаются следующие основные задачи:

автоматизация следственной работы при создании документов;

автоматизация составления календарных планов и графиков расследования;

сбор, накопление и анализ информации по следственным делам (особенно со многими лицами и эпизодами), автоматизация составления по результатам анализа следственных документов и заключений;

получение справочной информации по уголовным делам из многих источников;

разработка автоматизированных методов расследования по различным видам преступлений;

статистический анализ расследуемых уголовных дел;

автоматизация контроля хода следствия и соблюдения сроков расследования;

создание, ведение, использование баз данных следственной информации;

анализ информации о прошлых преступлениях.

Автоматизация процесса раскрытия преступлений — наиболее сложная задача правовой информатики, хотя вполне можно автоматизировать составление следственных документов, отнимающее много времени. Существенную помощь может оказать «Специализированная территориально-распределенная автоматизированная система Следственного комитета РФ» («СТРАС-СК») с банками данных, включающая три уровня:

1) для центрального аппарата Следственного комитета;

2) для следственных управлений (отделов) МВД-УВД;

3) для следственных подразделений городских и районных органов внутренних дел.

Информационное обеспечение СТРАС-СК состоит из ряда подсистем по следующим направлениям.

«Расследование». По данным о составе, способе, месте, объекте, жертве преступления компьютер выдает рекомендации для планирования расследования, автоматизирует составление документов, поиск и сопоставление материалов по другим делам.

«Контроль». Автоматизируются контроль деятельности следователя (дело «на контроле»), ведение каталога дел, планирование и соблюдение сроков.

«Статистика». Формируются и анализируются статистические данные, ведется накопление данных о преступлениях, лицах, ущербе. Автоматизируются составление обзорных и статистических отчетов, анализ работы конкретного следователя, выдача различных видов статистической информации.

«Справочные системы» по законодательству, нормативным актам и постановлениям, касающимся работы следователя.

«Банки данных» по различным категориям уголовных дел.

«Подсистема связи с банками криминальной информации» (Федеральным и региональными) для получения информации из учетов.

Подсистемы для автоматизации работы секретариата, канцелярии, учета кадров следственного аппарата.

Но в целом система СТРАС-СК еще находится в процессе дальнейшей разработки.

Реализация компьютерных технологий в деятельности следователя может осуществляться с использованием автоматизированного рабочего места следователя (АРМС). Такие рабочие места создаются на базе персональных компьютеров локальной или глобальной сети МВД и снабжаются соответствующим программным обеспечением.

Программное обеспечение процесса расследования уголовного дела дает возможность выполнять такие трудоемкие действия, как:

создание следовательских документов (протоколов, постановлений, запросов, карточек и т.п.);

получение информации (справок) по запросам;

анализ документов (обвинительного заключения, обвинения, постановления о прекращении уголовного дела и др.);

заполнение документов, в том числе различных бланков;

отыскание необходимых сведений в материалах дела (фамилии, имена, отчества; клички, даты, эпизоды, протоколы, места происшествий и др.);

оформление материалов;

составление планов профилактических мероприятий;

систематизация материалов дела;

составление формулы обвинения;

составление обвинительного заключения и других документов по делу;

подготовка материалов для суда.

Для ускорения работы могут использоваться стандартные (типовые) бланки и образцы документов.

Программное обеспечение для обработки сопутствующей информации обеспечивает:

получение информации о фигурантах по уголовному делу;

поиск и анализ связей фигурантов;

получение сведений о вещественных доказательствах;

поиск и анализ данных об эпизодах преступления (место, время, участники, способы совершения, вещественные доказательства и др.).

С помощью этого программного обеспечения автоматизируются поиск, анализ и выдача информации о лицах по делу и их связях, о вещественных доказательствах, эпизодах, сходных происшествиях. Основными требованиями к программному обеспечению АРМС должны быть:

эффективная работа с текстовой информацией и документами;

проверка грамматики документов;

печать документов;

ведение архивов стандартных форм документов и отчетов;

поиск и компоновка текстовых фрагментов;

автоматизированный подбор данных для таблиц;

простейшие статистические расчеты;

поиск и анализ информации;

работа в диалоговом режиме.

Для следственной деятельности разработан ряд автоматизированных информационных систем. Одной из таких систем является «Диалоговый конструктор БИНАР-3» для информационного обеспечения принятия решений, информационно-логических задач, анализа связей и объектов в уголовном деле. БИНАР-3 может хранить и обрабатывать структурированные символьные и числовые данные, а также текстовые фрагменты; имеет средства настройки баз данных и получения отчетов по запросам. База данных конструктора состоит из так называемых объектов учета, включающих:

информацию по делу (учетная карточка, эпизоды, лица, организации);

источники документов (показания лиц, описание вещественных доказательств, сведения о документах по делу).

База данных может включать много сведений (до миллиона записей по каждому объекту учета). На экран или на принтер могут выводиться:

реквизиты учитываемых объектов и связанных с ними объектов;

перечень прямых и косвенных связей большой глубины, т.е. с большим числом звеньев в цепочке связей;

статистические данные о лицах, суммах, эпизодах;

сведения о лицах, фигурирующих в базах данных;

материалы допросов;

фрагменты обвинительных заключений;

взаимосвязи эпизодов, лиц, объектов.

Имеется календарный план расследования по дням и часам. Для работы конструктора используется СУБД Clipper; ряд программных модулей составлен на языке Ассемблера и языке С. Диалоговый конструктор удобно использовать в локальной сети с распределенной базой данных для коллективной работы следственной бригады.

Система анализа и учета уголовных дел САУД-М функционирует на основе интегрированного пакета прикладных программ МАСТЕР. В САУД-М входят:

текстовый процессор;

табличный процессор;

простая СУБД;

ППП для графического отображения данных;

пакет для электронной телекоммуникации;

программы систематизации и анализа материалов дела;

программы учета фигурантов;

программы учета и анализа объектов преступных посягательств; времени, места, способа совершения, мотивов преступления.

Работа САУД-М организуется с помощью меню, как в ОС Windows. Имеются готовые бланки документов, удобно анализируются связи между различными следственными данными. Недостаток системы — невозможность работы в локальной вычислительной сети.

Большие возможности открывает гипертекстовая система ИНТЕЛТЕКСТ, предназначенная для создания текстовых документов (отчетов, обзоров, рекомендаций, обоснований, результатов анализа). С ее помощью можно вести базу текстовых документов, устанавливать связи между ними, строить комбинированные тексты, создавать фрагменты текстов из первичных документов и компоновать их. Работа основана на оконной технологии. Для поиска фрагментов используются ключевые слова, рубрики (типы фрагментов: допросы, показания, протоколы, лица и др.), ссылки на источники фрагмента. Для источников составляется каталог. Для каждого фрагмента имеется набор атрибутов в виде меню. По комбинации атрибутов можно находить фрагмент и запоминать его в соответствующих папках, для которых имеется каталог папок. Папки можно просматривать и корректировать. Фрагменты могут иметь двунаправленные смысловые связи с другими фрагментами. Благодаря связям фрагменты могут объединяться в смысловую сеть в виде гипертекста. Связи могут указываться пользователем (например, по ключевым словам) в интерактивном или автоматическом режиме. По смысловой сети можно осуществлять навигацию автоматически или вручную. Созданная тематическая подборка затем преобразуется в единый текстовый документ, редактируется и отправляется в файл или на принтер. Само текстовое окно может иметь до трех полей: собственно текст, аннотация, заголовок. Допускаются «прокрутка», изменение размеров окна, масштабирование и другие редакционные действия. Информацию в базе текстовых документов можно отыскивать по строке текста, заголовку, строке аннотации и другим признакам.

АРМС для расследования конкретных видов преступлений разрабатываются Следственным комитетом МВД РФ совместно с ВНИИ МВД и предназначены для автоматизации методики раскрытия таких типичных преступлений, как, например:

грабежи и разбойные нападения;

кражи из жилищ;

незаконный оборот наркотиков.

АРМС для расследования грабежей и разбойных нападений имеет обширный банк данных, основанный на эмпирических исследованиях, нормативных актах и специальной литературе. АРМС включает три блока:

уголовно-правовую квалификацию грабежей и разбойных нападений;

методику расследования грабежей и разбойных нападений;

справочный архив.

Методика расследования — это рекомендуемые следственные действия для различных случаев, а именно:

имеются или не имеются подозреваемые;

имеются или не имеются свидетели;

имеются или не имеются потерпевшие;

каковы вид и способ преступления (грабежа, нападения);

применялось ли оружие;

каков вид применявшегося оружия;

применялось ли насилие;

каковы другие характеристики преступления.

Даются рекомендации по осмотру места происшествия, экспертизе оружия, проведению допросов и другим следственным действиям. Указываются рекомендуемые экспертизы по каждой категории преступлений. Приводится словарь жаргонных слов уголовного лексикона.

АРМС по расследованию краж из жилищ также имеет три блока:

уголовно-правовую квалификацию краж;

методику расследования;

типовые версии.

Блок методики расследования предназначен для работы в диалоговом автоматизированном режиме с учетом разнообразных данных о происшествии:

задержаны подозреваемые или нет;

где задержаны;

подозреваемый явился сам или нет;

потерпевший известен или нет;

есть ли свидетели;

каков способ совершения преступления;

как осуществлено проникновение в жилище и т.п.

Даются рекомендации по осмотру и анализу места происшествия, порядку опознания лиц и предметов, проведению допросов, возможным экспертизам. В блоке типовых версий приводятся возможные предположения о личности преступника.

Программное обеспечение АРМС по расследованию незаконного оборота наркотиков содержит следующие блоки:

выдвижение версии;

методику расследования;

обстоятельства, подлежащие выяснению;

словари (жаргонные термины, названия наркотических средств, синонимы их названий, способы употребления, криминалистические рекомендации);

пояснения (классификацию наркотических средств, краткие сведения о них);

формы следственных документов.

Версии выдвигаются в зависимости от исходных данных. Методика расследования зависит от обстоятельств дела, например:

подозреваемый задержан, известен, не известен;

оперативные данные (подозреваемый задержан с поличным или по другим причинам);

есть ли свидетели или очевидцы;

цель действий задержанного (задержанных): сбыт наркотических средств или без сбыта.

АРМС предназначено для работы в интерактивном режиме и не требует специальной подготовки по ее освоению.

Имеется также специальная информационная система (СИС), предназначенная для автоматизации следственных действий, анализа работы следователей и следственных отделов, управления их работой. Система имеет несколько модулей.

Учет уголовных дел (обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие, свидетели; дела в целом).

Работа с документами — формирование следственных документов по уголовным делам, вплоть до обвинительного заключения.

Контроль сроков выполнения расследования и оформления документов.

Архив уголовных дел (хранение исполненных документов и дел, направленных в суд).

Модуль отчетности (статистика уголовных дел, статистический учет).

Сервис (справочники и вспомогательная информация).

Настройка (на аппаратные средства, обслуживание баз данных, копирование информации).

Пользователь устанавливает для СИС расчетный период, в течение которого все документы сохраняются в оперативном ведении; по истечении расчетного периода документы отправляются в архив. Существуют локальный и сетевой варианты системы. Локальный вариант предназначен для следственных подразделений с малой нагрузкой (с одним компьютером), сетевой — для подразделений с большим объемом работы (с несколькими компьютерами и сетевым программным обеспечением).

Отметим, наконец, следственные экспертные системы, применяемые для раскрытия и расследования преступлений.

Экспертная система прогнозирования преступлений, позволяющая оценить зависимость между характерными особенностями личности преступника и возможным местом совершения преступления.

Экспертная система выявления скрытых преступлений (например, скрытых хищений в производстве или торговле) на основе анализа деятельности предприятий позволяет получить материал для ревизий.

Экспертная система поиска и установления личности преступника позволяет сделать предположения о личности преступника по материалам следствия и сузить круг подозреваемых лиц.

Экспертные системы расследования убийств, анализирующие следственные данные о преступнике, потерпевшем, способе совершения и сокрытия преступления, орудии убийства, возможных мотивах, месте и времени преступления. Такие экспертные системы могут иметь несколько разновидностей в зависимости от криминалистической характеристики преступления (убийство на сексуальной почве, с расчленением трупа, с особой жестокостью и др.).

Экспертные системы для расследования грабежей и разбоев и многие другие.

Широкое использование информационных технологий в следственной деятельности позволит поднять ее на более высокий уровень, но пока это использование лишь внедряется, учитывая, в частности, появление все новых видов преступлений, таких, например, как терроризм (в том числе — действия террористов-смертников), захват заложников, похищение людей, изготовление и сбыт фальшивой продукции и др. Важнейшей задачей здесь является создание технического и программного обеспечения, необходимого для решения рассмотренных выше разнообразных правовых задач пользователями, не являющимися специалистами в области прикладной информатики.

6.Справочные правовые системы

В настоящее время в России интенсивно формируется рынок информационных услуг и технологий. В число инструментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы: коммерческие базы данных тематического характера; системы электронных бирж и рекламных досок (объявлений); системы удаленной обработки информации, средства предоставления информационных услуг. Рынок информационных ресурсов опосредует связь между индустрией информации и потребителями информации.

Информационными продуктамиявляются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги. Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Среди данных услуг большое значение играют справочно-правовые системы — это новое поколение справочников, справочники эпохи информационных технологий.

Справочные правовые системы (СПС) — необходимое средство в правоохранительной деятельности при работе с правовой информацией. СПС позволяют:

1) работать с большими объемами информации, которые могут постоянно пополняться;

2) использовать архивы правовых документов;

3) использовать поисковые средства в режиме реального времени;

4) использовать различные средства телекоммуникаций, включая электронную почту, Интернет, компьютерные сети.

Сейчас имеется много СПС, хотя широкое распространение получили всего несколько. Основными характеристиками СПС можно считать:

1) объем информационных ресурсов;

2) метод формирования пользовательской базы;

3) скорость поиска информации (документов, фактов, указаний);

4) актуальность информации;

5) оперативность поступления новой информации;

6) аутентичность документов оригиналу;

7) возможности юридической обработки документов;

8) возможности удаленного доступа к СПС;

9) возможности использования гипертекста.

Поиск в СПС осуществляется по названию органа, принявшего документ (решение, приказ, постановление); по названию документа, по дате принятия, по типу документа. После нахождения документ посылается на печать или в файл на компьютере пользователя.

Наиболее используемой в Российской Федерации справочной правовой системой является «Консультант-Плюс», обеспечивающая полное и оперативное включение, обновление, коррекцию всех правовых документов Правительства, Государственной Думы, Центрального Банка и многих других органов. Если какой-либо документ отсутствует в информационной базе СПС, его можно заказать и получить в виде ксерокса или файла. Информационно-поисковая система СПС написана на языке С++, использует мощные поисковые средства, оригинальный формат базы данных и способы индексации. Поиск правовых документов осуществляется по следующим данным:

1) вид документа;

2) регистрационный номер документа;

3) наименование органа, принявшего документ;

4) название документа;

5) ключевые слова. (Под ключевыми словами понимаются несколько, обычно не более 20, слов и словосочетаний, по которым можно понять, чему посвящен документ);

6) название рубрики документа;

7) дата принятия документа;

8) дата и номер регистрации документа в Министерстве юстиции и регистрационный номер;

9) статус документа;

10) слова и словосочетания из текста документа.

Использование в поисковом запросе логических условий дает возможность работать только с новейшими редакциями документов; отбирать лишь документы, полученные при очередном пополнении; отбирать документы, поступившие за некоторый промежуток времени. Заказанную информацию можно получить через сеть Интернет или по телефону. Принятые алгоритмы и форматы обмена данными между Центральным Эталонным Информационным Банком и абонентами сети «Консультант-Плюс» полностью обеспечивают целостность данных, т.е. передачу только новых и измененных документов.

Из полученной информации пользователь может создать собственный информационный банк на своем компьютере. Недостающие документы всегда можно дополнительно заказать из СПС. СПС «Консультант-Плюс» отличается простотой и удобством работы, имеет высокую степень сжатия информации. В ней используются многоуровневый рубрикатор в виде дерева, сложные поисковые запросы по разным признакам, гипертекст с переходом по ссылкам. При этом возможны два типа ссылок: прямые ссылки, на которые ссылается просматриваемый документ, и обратные ссылки, которые ссылаются на просматриваемый документ. При запросах пользователю передаются только новые и измененные документы.

Пользователь СПС может создавать собственные «папки документов» по различным темам, производить объединение и пересечение множеств документов. Возможна организация коллективной работы нескольких пользователей над одной проблемой. Можно использовать фрагменты документов из Информационного банка СПС, сохранять историю запросов, выполнять многие другие действия, часто встречающиеся в юридической практике.

СПС «Консультант-Плюс» представляет собой объединение нескольких справочных систем — так называемых «версий».

- "Арбитраж" — собрание документов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, обзоры дел в судах, обзоры адвокатской и арбитражной практики.

- «Бухгалтер» — нормативные акты, регламентирующие бухучет и налогообложение; консультации квалифицированных специалистов по наиболее часто встречающимся в бухгалтерской практике вопросам бухучета и налогообложения. Имеются две независимые базы данных:

- нормативные документы, регламентирующие бухучет и налогообложение;

- «Вопросы—ответы» — ответы квалифицированных специалистов на вопросы, часто встречающиеся в бухгалтерской практике.

«Деловые бумаги» — формы деловых документов.

«МоскваПроф» — тексты нормативных актов московской мэрии, Правительства Москвы, Московской Городской Думы, Москомимущества и других московских органов.

«Проф» — справочная система по российскому законодательству, содержащая законы и подзаконные акты, принятые на федеральном уровне.

«Региональные выпуски» — документы местных законодательных органов в свыше 50 регионах Российской Федерации.

«Региональное законодательство» — нормативные акты более чем 58 регионов РФ.

«Россия-СНГ» — многосторонние документы СНГ, двусторонние договора РФ с другими субъектами СНГ.

«Судебная практика» — включает как официальную информацию (документы Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, Совета Судей РФ), так и неофициальную информацию (статьи и обзоры о рассмотренных судами делах, образцы исковых заявлений и т.п.). Кроме того, банк данных содержит тексты судебных актов (или извлечения из них) судов разных инстанций. Имеются возможности удобной работы для поиска частей документов, отбора нужных частей, формирования списков документов.

Финансист» — консультации специалистов (сотрудников государственных ведомств, экспертов ведущих аудиторских и консалтинговых фирм) по вопросам законодательства о финансах и кредитах. Консультации касаются налогов, взносов, платежей, расходов предприятий, выплат физическим лицам. Имеются словари финансовых и бухгалтерских терминов. Из текста консультации можно переходить в текст нормативного документа, на основании которого дана консультация.

«Эксперт-Приложение» — справочная система, содержащая законы и нормативные акты Российской Федерации, а также документы свыше 80 министерств и ведомств, включая и все документы из версии «Проф».

Справочные правовые системы семейства «Консультант-Плюс» могут распространяться на компакт-дисках, функционируют для аккредитованных пользователей на IBM-совместимых компьютерах, в операционных системах MS DOS, Windows и в локальных вычислительных сетях, доступны через Интернет. Банк данных СПС уже сейчас содержит свыше 2 миллионов документов и практически ежедневно пополняется. В базах правовых данных СПС «Консультант-Плюс» имеется также более 100 тысяч правовых документов многих российских регионов. Пользователи СПС могут вести собственные базы данных.