Понятие «система», особенности системы
Таблица 1.1. Структура деловой информации
Информационный рынок и его сектора
Информационный рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Так же как и обычный рынок, информационный рынок характеризуется наличием спроса и предложения, определенной номенклатурой продуктов и услуг и ценами, а также поставщиками и потребителями; спецификой данного рынка является то, что информационные ресурсы, продукты и услуги могут копироваться в неограниченном количестве.
Составляющие информационного рынка:
1. Информационные продукты и услуги, а также аппаратно-программные средства и соответствующие технологии переработки информации.
2. Нормативно-правовые документы: IV часть Гражданского кодекса РФ (N 231-ФЗ от 18.12.2006), федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (N 149-ФЗ от 27.07.2006) и др.
3. Справочные средства, обобщающие информацию о поставщиках информационных продуктов и услуг.
Информационный рынок можно разделить на несколько секторов:
деловой информации;
научной и профессиональной информации;
социально-политической и правовой информации;
массовой и потребительской информации.
Вид информации | Описание |
Макроэкономическая | Характеризует общее состояние экономики страны и предоставляется специальными государственными или независимыми институтами |
Финансовая | Характеризует текущее и перспективное финансовое состояние фирм, сложившуюся конъюнктуру на рынке капиталов, инвестиции, эмиссии ценных бумаг и т.д., предоставляется специальными службами финансовой информации, брокерскими компаниями, банками и другими фирмами |
Биржевая | Информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных и процентных ставках, фондовых индексах, предоставляется банками, биржами и специальными агентствами или службами |
Коммерческая | Включает сведения о предприятиях (банках, фирмах, корпорациях), их производственных связях, выпускаемой продукции, ключевых сделках, ценах, технологиях, руководителях, акционерах и т.д., предоставляется в виде электронных баз данных и периодически обновляемых печатных изданий |
Статистическая | Экономические, финансовые, биржевые, социальные и другие данные предоставляются в виде динамических рядов и прогнозных оценок |
Деловые новости | Текущая информация из различных сфер бизнеса, предоставляемая информационными агентствами и средствами массовой информации (СМИ) |
Источники внешней деловой информации можно разбить на несколько групп (табл. 1.2).
Таблица 1.2. Источники деловой информации
Название группы | Состав |
Высшие законодательные и исполнительные органы | Президент Правительство Государственная Дума, Совет Федерации Минфин, Минюст, Минэкономразвития Федеральная служба государственной статистики Отраслевые министерства и управления и другие комитеты Федеральная, налоговая служба Банки Специальные органы и службы |
Продукция местных, региональных и зарубежных СМИ | Печать, радио, телевидение |
Корпоративные форумы | Конгрессы, симпозиумы |
Конференции, совещания | |
Семинары, собрания | |
Выставки, ярмарки | |
Заседания, встречи | |
Печатная продукция | Исследовательских, академических, учебных, |
консалтинговых и других организаций | |
Депонированные отчеты и рукописи | |
Специализированная литература издательств | |
Электронная продукция | Специализированные базы данных |
Информация на магнитных носителях, лазерных, | |
оптических и магнитооптических дисках | |
Библиотеки, порталы, сайты | |
Информационные сети и системы | |
Хранилища данных | |
Корпоративные организации | Ассоциации |
Биржи | |
Консультативные и экспертные фирмы | |
Информационно-аналитические агентства | |
Рекламные агентства | |
Партнеры, действующие и потенциальные клиенты | Регистрационные документы |
Бизнес-планы | |
Предложения |
СМИ предоставляют информацию экономического и политического характера.
Корпоративные форумы различного уровня способствуют обмену информацией, обсуждению проблем, позиций, мнений их участников.
Как печатная, так и электронная продукция позволяют ознакомиться с результатами исследований различных организаций. Электронная продукция — центральное звено информационных технологий. Она является важнейшим средством скоростной транспортировки информации. Для нее не существует границ, языковых барьеров, не важны расстояния и другие ограничения, присущие ранее индустриальному обществу и постепенно исчезающие в обществе информационном.
Использование информационных ресурсов, сформированных на основе внешней и внутренней информации, поддерживает деятельность организации и направлено на то, чтобы обеспечить:
• повышение конкурентоспособности на рынке товаров (услуг);
• оперативный учет, входной контроль и долговременное хранение наиболее полных данных о деятельности организации, ее территориальных подразделениях;
• формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для представления во внешние организации (налоговую инспекцию, учредителям, акционерам и т.п.), а также для управления деятельностью организации;
• поддержание технологии единого информационного пространства (в том числе относительно директивной, нормативной и справочной информации) и др.
Информационная система (ИС) – это взаимосвязанная совокупность средств, методов, персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Для описания системы используют такие понятия, как:
структура (множество элементов и взаимосвязей между ними);
входы и выходы (материальные, финансовые и информационные потоки, входящие в систему и выводимые ею);
законы поведения (функции, связывающие входы и выходы системы);
цели и ограничения (процессы функционирования системы, описываемые рядом переменных; на отдельные переменные обычно накладываются ограничения).
Под управлением понимают изменение состояния системы, ведущее к достижению поставленной цели. Процесс управления системой определяется целями управления, окружающей обстановкой и внутренними условиями.
Информационный обмен, который лежит в основе процесса управления системой, заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:
сбора информации о текущем состоянии управляемого объекта;
анализа полученной информации и сравнения текущего состояния объекта с желаемым;
выработки управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;
передачи управляющего воздействия объекту.
На рис. 1.2 представлен пример системы управления экономическим объектом. Как видно из рисунка, управление основано на получении, переработке и использовании информации, которая циркулирует в каналах связи системы управления.
Управленческая информация (совокупность плановой, нормативной и распорядительной информации) формируется управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о внешней среде. Учетно-отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю ситуацию объекта и степень влияния на нее внешней среды.
Информация о внешней среде — нормативно-законодательная информация, создаваемая государственными учреждениями, информация о конъюнктуре рынка, создаваемая конкурентами, поставщиками, потребителями.
Потоки управляющей информации, направляемой от субъекта к объекту управления, и учетно-отчетной информации о достигнутых показателях в обратном направлении, представляют собой информационные связи между субъектом и объектом управления. Эффективность управления достигается с помощью обратной связи — получения информации о текущем состоянии управляемого объекта. На основе анализа потоков информации принимаются соответствующие управленческие решения.