Привлекательность партнера по общению,


3. и отношение к наблю­дателю.

1. Фактор превосходства - «запускает» схему социально­го восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для не­го параметру - уму, материальному, социальному положению и др.).

 

2. Фактор привлекательности - реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.

 

3. Фактор отношения к наблюдателю - ставит в зависи­мость восприятие партнера по общению от его отношения к на­блюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разде­ляют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно.

 

Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола.

Эффект ореола заключается в приписывании несущест­вующих черт человеку в зависимости от полученной информа­ции.

Австралийский психолог Пауль Р. Уилсон провел экспери­мент. Он представил пяти группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов опреде­лить на глаз его рост. Результаты оказались поралельными. Ко­гда человек был представлен студентом, его рост определялся в среднем 171 см, ассистентом кафедры - до 176. При звании старший лектор ему был приписан рост 180 и наконец, рост профессора равнялся 184 см.

 

Таким образом на восприятие дру­гого человека часто оказывает влияние занимаемое им положение.

 

Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику сво­их достоинств или недостатков.

Например. когда у человека за­мечательное расположение духа, все окружаюшие кажутся ему милейшими людьми.

 

Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека, - стереотипов.

Это чрез­мерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д.

Они играют как положительную, так и отрицатель­ную роль:

Ø помогают принимать решения в типичной, повторяющей­ся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс по­знания.

Ø в то же время стереотипное поведение препятствует приня­тию новых решений.

 

Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.

 

В результате стереотипизации формируется социальнаая уста­новка - предрасположенность, готовность человека восприни­мать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом.

 

Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к облегчению, алгоритмизации познания, а также приобщению индивида к системе норм и ценностей дан­ной социальной среды.

 

Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации:

 

I. Первый этап - период детства до 12 лет. Уста­новки, развивающиеся в этот период, соответствуют родитель­ским моделям.

 

II. Второй этап с 12 до 20 лет установки приобретают более кон­кретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей.

III.Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений.

К 30 годам установки человека приобретают стабильность и фиксированность.

 

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что на форми­рование модели партнера по общению влияют субъективные факторы (схема 2).

 

Процесс общения и отношение к партнеру задается целью об­щения.

 

Ø Если общение нужно нам, то происходит «подстройка к партнеру снизу» (взгляд снизу вверх). Очень часто идет преувели­чение качеств партнера

Например, студент обращается к препода­вателю с просьбой пересдать экзамен, считая, что он справедливый, значит, разрешит.

Возникает эффект ореола - перенос уже извест­ных качеств на всю личность, что искажает восприятие.

 

Ø Если обще­ние нужно партнеру, то мы подстраиваемся к нему сверху (взгляд сверху вниз).

При этом предполагается, что тот, кому нужно, дол­жен вести себя соответственно, то есть смотреть на нас снизу вверх, в интонации должна слышаться просьба.

 

На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов.

Например, роль преподавателя, студента, декана.

Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие.

 

За счет установки идет достраивание образа партнера и по­строение своих ожиданий.

 

Посредством механизмов социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипиза­ция, рефлексия, каузальная атрибуция) мы интерпретируем действия, понимаем и оцениваем другого человека.

 

Например: успех на экзамене однокурсника

§ мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция),

§ а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объективная

ат­рибуция),

§ или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция).

 

Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает эффективному нала­живанию отношений.

 

Техники слушания. Основные приемы

О том, что нужно уметь слушать сказано много.

Особенно ценным собеседником считается именно тот, который умеет слушать.

 

Так как же правильно слушать? Каковы условия эффективного слушания?

 

1. Во время разговора нужно убрать посторонние мысли.

2. Слушайте, не перебивая, дайте собеседнику выговориться.

3. Если ваш собеседник проявляет излишнюю эмоциональность, вслушивайтесь в смысл сказанного, не поддавайтесь под власть эмоций.

 

Но важно не только внимательно слушать, но и показывать это. Показать, что вы слушаете собеседника, можно несколькими способами.

 

Существует два вида слушаниянерефлексивное и рефлексивное слушание.

 

Ø Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.

 

При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами,

например: «Да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д.

 

Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным.

 

Пример. Участников одного эксперимента попросили записать на магнитофон свою речь на любую тему. За это им предложили оплату, которая зависела от времени, в течение которого длится речь. Некоторые участники проговорили несколько дней подряд. Почувствовав себя лучше, так как некоторым из них впервые представилась возможность выговориться, многие отказались от оплаты и решили, что магнитофон лучше всякого собеседника.

 

Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для не дискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации.

 

Приёмы активного слушания

Среди переговорных техник принято выделять приемы активного слушания. Активное слушание необходимо для того, чтобы: