Возникновение новых архитектурных стилей и их характеристика.


Архитектура эпохи капитализма.

Началом архитектуры эпохи капитализма принято считать середину XIXв. С развитием капитализма совершались коренные изменения в самой социальной базе и её технических средствах. Градостроительство – одна из наиболее сложных и противоречивых проблем, с которыми столкнулся капитализм в процессе своего развития. Частная собственность на землю, вызвавшая спекуляцию городскими участками, породила анархию и произвол в застройке городов. Промышленные районы плотными кольцами окружали сложившиеся города, что привело к антисанитарному проживанию городского населения. Важной проблемой в архитектуре эпохи капитализма явилось многообразие задач, связанных с разработкой новых функциональных типов общественных и производственных зданий. Промышленная архитектура отличалась жестким подчинением функционального решения зданий и сооружений рациональному использованию рабочих мест и оборудованию. Рационализм проявляется и в строительной технике: здесь стали широко использоваться новые строительные материалы и конструкции, применялись механизация и стандартизация, сборные элементы.

Буржуазное общество с его развитой системой деловых связей приводило множество новых типов общественных зданий: контор, выставочных зданий, банков, сберегательных касс и др. С развитием железных дорог, телеграфа и телефона появились обширные здания вокзалов и почтамтов с построенными операционными залами и сетью обслуживающих помещений. Воздушный транспорт – дирижабли, затем самолеты – потребовали строительства огромных помещений эллингов, ангаров, аэропортов и других сооружений.

Развитие новых конструкций повлекло за собой необходимость создания теории сооружений, методов их расчета. В несущих конструкциях зданий и сооружений второй половины XIX-XXвв особое значение имело пользование металла и железобетона.

XIX столетие – «век железа и стали» - принесло выдающиеся достижения в области металлических конструкций. (таблица XXII). Прогрессу металлических конструкций особенно способствовали всемирные выставки, одной из основных целей которых была пропаганда новейших технических изобретений и достижений.

Выдающимся событием было строительство в 1851г из металла и стекла выставочного здания в Лондоне – «Хрустального дворца» по проекту Джозефа Пэкстона. (таблица XXII, 1). Здание длиной 564м и общей площадью 74400м2 было построено менее чем за 4 месяца, благодаря тому, что оно было полностью сборным.

Парижская выставка 1889г стала своеобразным триумфом металлических форм: для нее были созданы два наиболее выдающихся сооружения XIXв из металла – Эйфелева башня и Галерея машин.

Башня высотой 312,3 метра представляет собой грандиозную решетчатую конструкцию на четырех основных опорах, заанкеренных на большую глубину. (таблица XXII, 2).

В Галерее машин, занимавшей площадь 421*145м, центральная часть которой была перекрыта двадцатью стальными трехшарнирными арками пролетом 110,6м с решетчатыми прогонами и балками. (таблица XXII,3).

Особое место в развитии металлических конструкций следует отвести выдающемуся русскому инженеру В.Г. Шухову. Ему принадлежит создание в 1883г первого сетчатого покрытия подвесной системы, сетчатых башен и сводов, и других конструкций. (XXII, 5).

В этот же период наряду с традиционными развиваются новые пространственные конструкции из легких элементов – проката или труб, работающих на осевые, сжимающие плиты (структуры) позволяют перекрывать огромные пространства.

Большое применение после первой мировой войны нашли легкие конструкции из листового металла в виде складок различной формы, придающих конструкции жесткость. Использование стержневых систем и листовых складок в конструировании сферических форм привело также к созданию новых металлических систем.

Особое направление в развитии металлических конструкций послевоенного времени представляют вантовые висячие системы, т.е. конструкции из высокопрочных, работающих на растяжение сильных тросов, несущих покрытие. Первым крупным сооружение послевоенного периода с висячим покрытием была Роули – арена в США, выстроенная в 1953г по проекту архитектора М. Новицкого. (Таблица XXV, 4).

Развитие железобетона в XXв позволило инженерам разработать систему монолитных ребристых перекрытий, опирающихся на железобетонные балки и колонны. (Таблица XXIII).

Также плодотворным оказалось применение железобетона в арочно-сводчатых системах. (Таблица XXIV).

Важнейшим техническим достижением в развитие железобетона предвоенных и послевоенных лет было распространение предварительно напряженных конструкций. Применение предварительно напряженного железобетона сначала в виде небольших элементов (балок, плит и т.д.), затем в большепролетных конструкциях; широко стало использоваться в 50-60х годах в гражданском и промышленном строительстве.

В области тонкостенных железобетонных конструкций в послевоенное время в основном развивались достижения предшествующего периода. (Таблица XXV).

В 50-70х годах все большее значение приобретают пневматические конструкции, используемые главным образом в строительстве временных сооружений.

В деревянных конструкциях – брусья и доски были основным строительным материалом, и узлы выполнялись, как правило, на болтовом соединении. С начала XXв разрабатываются соединения на гвоздях и шпонках различного вида. Впервые были созданы и применены арочные и рамные клееные конструкции сплошного сечения, появились древесностружечные материалы и высококачественная многослойная фанера.

В развитии каменных конструкций, были разработаны различные системы облегченных кладок из кирпича, создаются укрепленные и облегченные блоки. Все большее значение приобретает заводское изготовление деталей и элементов строительства.