Понятие бизнес-плана цели, задачи и приемы разработки


Лекция. Бизнес планирование в организации

Бизнес-план - план развития предприятия (деловой единицы), необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса или количественного и качественного улучшения существующего вида деятельности.

Бизнес-план в отличие от внутрихозяйственного плана предприятия обычно отражает развитие одного конкретного направления его работы на определенном рынке.

Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов. В фермерских хозяйствах внутрихозяйственный план и бизнес-план могу совпадать как по объему, так и по содержанию.

Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития.

Бизнес-план является частью стратегического плана с конкретной проработкой определенной проблемы (бизнес-план по продукту, техническому решению, стратегическому центру хозяйствования и т.п.).

Бизнес-план — это форма обоснования предпринимательского проекта, гибко сочетающая производственную, финансовую, техническую, кадровую и другие стороны деятельности организации с маркетинговой ориентацией.

Бизнес-план служит выполнению многих задач: он может помочь определить цели предполагаемого бизнеса и создать сам бизнес, выявить пути его развития и предусмотреть проблемы еще до их возникновения, а значит — справиться с ними более эффективно.

Под бизнес-линией понимают бизнес-планы, разрабатываемые по определенному продукту (товару), работе, услуге, техническому, технологическому или организационному решению.

В широком смысле бизнес-линию называют еще продуктовой линией. В инвестиционном анализе бизнес-линию именуют также инвестиционным проектом, который может находиться на разных стадиях своего жизненного цикла.

В узком смысле о бизнес-линии говорят как о совокупности контрактов (особенно долгосрочных), включая лицензии на вид деятельности и на технологии, которые являются ключевыми (так называемые закупочные и сбытовые линии бизнеса) для обусловленного ими потока доходов.

Соответственно бизнес-линии могут служить в качестве:

· продуктовых линий либо инвестиционных проектов (бизнес-линии в широком смысле);

· совокупности контрактов, обеспечивающих закупочные и сбытовые линии бизнеса (бизнес-линии в узком смысле).

Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение основополагающих принципов, присущих стратегическому планированию. Принимая во внимание, что в рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре, могут применяться различные их типы.

Бизнес-план как стратегический план организации охватывает достаточно длительный период, обычно — 3— 5 лет, иногда больше, хотя может разрабатываться на 1-2 года.

Бизнес-план как форма обоснования предпринимательского проекта постепенно вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельности бизнеса. В нем «вложены» преимуществагибкого сочетания производственного и рыночного, финансового и технического, внутреннего ивнешнего аспектов деятельности фирмы.

Виды бизнес-планов,разрабатываемых на предприятии, зависят от цели, стоящей перед организацией, отрасли в которой они осуществляют свою деятельность, и т.д. К примеру, всельскохозяйственном производстве могут составляться бизнес-планы, охватывающие всю деятельность предприятия, одной отрасли (растениеводства, кормопроизводства, животноводства), группы культур, видов животных, одной культуры, одного вида животных. Здесь можно выделить классификацию бизнес-планов по количеству охватываемых отраслей или бизнес-линиям.

Бизнес-планы различаются и по их предназначению ( 4):

внутреннего действия — при финансировании затрат на реализацию проектов за счет собственных средств предприятий;

внешнего действия — при финансировании затратна реализацию проектов за счет кредитов банков, заинтересованных частных лиц и предприятий, поддержки из федерального и региональных бюджетов.

В перерабатывающих отраслях АПК— это планы по выходу на заданную мощность предприятия, освоения новых видов продукции, технологий идр.

В предприятиях, обслуживающих сельскоехозяйство, бизнес-планы могут иметь направленность на увеличение предоставления ему сложившихся и новых видов услуг, повышения их качества и др.

Кроме этого бизнес-планы разрабатывают на различные инновационные объектыили процессы, связанные спроектированием или созданием новых предприятий и их подразделений, разработки ипоставки на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкции предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствование технологии иорганизации производства, повышением качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т. д.

Бизнес-план вконечном счете должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений: какова возможная стоимость проекта и планируемые доходы, какова степень риска при освоении проекта.

Бизнес плана призван:

· определить степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;

· конкретизировать перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

· привлечь внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов предприятия;

· помочь получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду.

Как видно, в отличие от традиционного плана организации, бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Помимо инвесторов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы.

Цели и задачи бизнес-плана:

· основной целью бизнес-плана является обоснование предполагаемого бизнеса и оценка результатов за определенный период времени. В этой связи бизнес-план может рассматриваться как индикатор степени достижения успеха;

· бизнес-план является документом, позволяющим «высветить» курс действий и управлять бизнесом. В этом аспекте бизнес-план — неотъемлемый элемент стратегического планирования и руководство для исполнения и контроля. В бизнес-плане цели и задачи переводятся на язык цифр, благодаря чему можно сравнивать свои прогнозы с реальными результатами, что помогает обеспечивать контроль;

· бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций, то есть является «наживкой» для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса;

· бизнес-план важно рассматривать как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Поэтому бизнес-план представляется как постоянно обновляемый документ, который делает организацию восприимчивой к различного рода нововведениям — техническим, технологическим, информационным, организационным, экономическими др.;

· бизнес-план, создавая «деловую репутацию» и являясь своеобразной «визитной карточкой» организации, может стать хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса;

· бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, следовательно, рассматривается, как готовность идти на риск, что очень важно в предпринимательской деятельности;

· бизнес-план — это инструмент самообучения. В этом аспекте разработка бизнес-плана — это непрерывный процесс познания и самопознания.

Таким образом, можно утверждать, что бизнес планирование — это творческий процесс, требующий профессионализма и искусства при его составлении и реализации.

Приемы и методы составления бизнес-плана в основном те же, что и применяются во внутрихозяйственном планировании АПК, но с учетом изменений этих инструментов планирования в рыночной экономике на основе законов спроса и предложения.

Однако каждый разработчик бизнес-плана может выбрать соответствующую или разрабатывать свою методику, при использовании которой, по его мнению, возможно получение наиболее эффективных решений предпринимательского проекта. Поэтому универсальной методики, подходящей для всех случаев, нет.

В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от обоснования стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке.