Лекция от 04.12.09


Методика

 

Функции знаний и их понятий:

1) познавательная

2) ориентировочная

3) регулятивно-практическая (направлена на оперирование понятий). У нас отсутсвуеи многозначность определения понятий – полисемия.

Понятие не является статичным, постоянным – потому что изучая историю отечества в 20 веке, мы даем различные интерпритации, т.з. на теории, процессы, ценности. Например, приватизация. Понятия отражают различные научные трактовки знаний.

Дидактические принципы формирования понятий.

1) принцип научности – даются современные трактовки

2) принцип сознательности – овладение знаниями (ученик должен овладеть понятием, чтобы понять ПРОЦЕССЫ , например, в экономике)

3) принцип творческой активности (если уваивать понятие машиноально, не перерабатывая в мозгу понятие, то получается каша). Достигается понимание от системы познввательных заданий.

4) Принцип систематичности и системности в определении понятий (все знания – логическа цепочка, и нужно постоянно к знаниям обращаться, чтобы их закреплять)

5) Принцип «положительного эмоционального фона» - достигается за счет интересного рассказа, обращения к личности ученика.

6) Принцип «связи с жизнью» - если изучаем Древность, то реализуем только через современные научные открытия, например археологию.

7) Наглядность – картинки, мультимидийные средства.

8) Доступность – модно закручсивать какие угодно научные формулировки, но это не значит, что ученики усвоят это.

Логические пути развития понятий:

- дедуктивный: от общего к частному. Даем опрелделение понятия, выделяем его существенные признаки (например, если про госудастство, то выделим суверенитет, территориальность и т.д. Есть и несущественные признаки), потом нужно какждый признак раскрыть.

- индуктивный: от частного к общему: сначала расскажем, например, об авторитете князя, его дружине, какие законы существовали, и только после этого вводим определние: Древнерусское государство – это...

Чаще применяется индуктивный путь – очень много фактов, пояснений.

 

Н акаких уровнях происходит усвоение понятий?

1-й уровень: просто знание термина: мы его просто вводим, и он не требует дальнейшего раскрытия.

2-й: само понятие.

3-й: знание существенных признаков понятия в их определенной взаимосвязи.

4-й: знание – развернутая характеристика понятий.

Все понятия, как было в прошлой лекции, можно рассмотреть в вертикальном срезе (постепенное углубление содержания понятия в системе уроков) и горизонтальном срезе (когда понятия формируются на одном уровне).

Есть еще одна классификация понятий: всеобщее, общее (вертикальный срез) частное, единичное (горизоньтальный срез).

Формирование понятий (условно):

1-й этап: опора на знания учащихся.

2-й этап: уяснение структуры понятия, его внутренних связей и признаков

3-й: введение научного определения понятия

4-й конкретизация признаков понятия с учетом новых сведений, их углубления.

5-й: установление связи данного понятия с другими, ранее усвоенными.

6-й: обогащение понятия на новом теоретическом уровне, его более полное определение, установление новых связей с другими понятиями.

7-й: оперирование понятиями (приминение их в новых ситуациях).

Последовательность этапов формирования понятий меняется от выбранного логического пути (дедуктивного или индуктивного).

Приемы изучения теоретического материала: рассужедение, дрказательство, эвристическая беседа, сравнительная и обобщающая характеристика, составление развернутых планов, тезисов, логичесиких схем, таблиц, памяток и т.д.

+ приемы умственной деятельности: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д.

Все это для реализации функций знаний: ценностной, познавательной, ориентирвочной, прогностической, регулятивно-практической.Гора первый предложил такую классификацию.

Методические условия для формирования понятий:

1) отбор фактов и теоретических положений для формирования знаний (мнение Клоковой)

2) выявление и конкретизация существенных признаков данного знания или понятия

3) поэтапное углубление с целью формировния знаний

4) целенаправленная систематизация знаний на основе внешпредметных и внутрипредметных связей.

5) отбор методических приемов и средств (иначе урок тю-тю)

6) планирование системы знаний, которая должны быть усвоена на уроке, которая может быть отражена как в расширенном тематическом планировании, так и в конспектах урока.

7) Использование разнообразных форм учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия)

8) А этотого у Клоковой нет: использование инновационных технологий (игровые формы урока).

 

Пример: понятие «Цивилизация». Понятие рассматривается в курсе всеобщей истории, а также в курсе отечествоенной истории и обществознания.

Учитель должен знать:

I блок: само определение понятия и его различные варианты. Сюда входит то, что мы будем говорить: цивилизация употрбляется как термин, понятие и теория.

II блок: различные подходы к классификации цивилизации

III рассказать различные цивилизационные теории (теория культурно-исторических типов Данилевского, теорию культур Шпенглера, теория локальный цивилизации Тойнби, фазы этногенеза Гумилева)

IV типы цивилизаций и их характерные черты

V цивилизация и культура

VI блок: рассказать цивилизацонный и формационный подходы к общественному развитию

I блок. 1) цивилизация как «слово»: цивилизация как общество. Или как городское сообщество. Или как современный тип общественного устройства. Или представление о результатах человеческой деятельности. Или определенная ступень в развитии человечества.

2) нужно рассмотреть, что ученые с давних времен (18-19 века) пытались раскрыть свои взглядф на цивилизацию. Вальтер гноворил, что цивилизация это этап в жизни общества, связанный с развитием культурой. А вот Бердяев противопоставил цивилизацию культуре, ибо он считал, что цив. Это преавлирование идеального над духовным. Шпенглер тоже считал, что они противоположны друг другу. Для него это опадок общества, склеразированность формы кульутры. Морган и Энгельс – для них цивилизация это высший этап развития общества. Данилевский – цив. Это культурно-исторический тип, котррый имеет замкнутый характер развития этого общества. Тойнби – он рассматривает цивилазии как локальный (местные) и каждая представляет из себя целостность, где целостность – есть взаимосвязь частей. Бердяев – цив. Это экономические циклы.

3) теперь вводим выбранное нами понятие цивилизации. Лучшее дал Барг: Цивилизация – это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру.

Подходы – культурологический (цивилизация это культура, Данилевский, Шпенглер). 2) формационный (Маркс и Энгельс). 3) цивилизационный (Сен-Симон, Огюст Конт, Макс Вебер, Тойнби).

Типы цивилизаций: локальные (Тойнби, но по нему это более цилокое понятие, чем отдельная нация). Мировые – это многовековый исторический цикл, определенный этап в развитии человества.

Классификация цивилизации по Яковцу (мировые):

1) неолитическая цивилизация (30-37 столетий).

2) Раннерабовладельческая (20-27)

3) Античная (12)

4) Раннефеодальная (5,5)

5) Позднефеодальная (2,8)

6) Индустриальная (1,8)

7) Постиндустриальная (до 2130 года).

Классификация по Баргу:

1) типы хозяйствееной деятельности – отсюда может быть земледельческая, либо индустриальная.

2) Естественно-географическая среда (приморские (Финикия), континентальные (Коринф).

3) Направленность творческой энергии: интроверные (когда энергия направлена на внутреннее обустройство общество) и экстраверные (энергия направлена на расширения своих внешних империй).

Классификация ЮНЕСКО:

1) европейская

2) дальневосточная

3) индийская

4) латино-американская

5) северо-американская

6) арабо-мусульманская

7) тропическо-африканская

Критерии, отличающие цивилизацию от варварства:

- новая система экономических отношений (разделение труда). Средства производства контролируются правящим классом, и в его интресах осуществляется перераспределение прибавочного продукта.

- наличие обмена, оссществление контроля государством

- появляются судебные, исполниткльные, административные органы, изменяются этические системы.

 

1) в чем вы видете отличие мировых цивилизаций от локальных

2) в чем отличие циилизации от варварства. Конкретизируйте примерами.

3) что такое «локальная цивилизация»? Каковы ее характеристика? К какому типу цивилизации можно отности Россию? Обоснуйте.

4) возможна ли единая мировая цивилизация? Обоснуйте. В совей работе Хангтингтон утверждал, ибо грядет война цивилизаций.