Переписка Грозного с Курским.


Грозный защищает новую идею государства от бояр, их должны заменить новые люди.

 

Автобиографические моменты от Грозного. В юности Г. страдал от бояр, при нем бояре чуствовали себя маленькими царьками. Шульский больше всех выпендривался. Бояре разбогатели, присвоив казну нашей матери.

В письме Г. вспоминает еще одну обиду: при его болезни бояре нашли ему замену 0 князя Владимира. Еще и с женой Анастасией разлучили - ее отравили (намек)

"Сильные воизраили" - так их Г. называет.

1)Борьба в этой переписке старых и новых сил.

Курдский был учеником заволжских старцев. И у него строгий синтаксис, его речь в письмах -высокая ораторская речь, риторическое искусство.

А Грозный пишет иначе:

-памфлетные черты в письмах Г.

- писательная ирония

-сатирические образы изменников-бояр

-снижение образа противника

Мухояр - в шубе мех был внутри, и покртыия были бумажные, Шуба на ветхих куницах. И бояре разбогатев приоделись получше.

2)Г. не прочел до конца Библию, так как она была не жоконца переведана.

Доходил до таких слов: "пес смердящий", "Пес", "Собака", "как бог на душу положит" - так говорили в то время. Но если нужно было, он прибегал в литературному стилю.

Вывод: Стиль Г. неровный: то жаргонизмы, то литературнные.

И его за эту неровность ругают.

3)Переписка интересна столкновением двух индивидуальностей. (отличие от Киево-печерского патерика)

Курдский обманул всесильного царя.

После двух писем произошел перерыв в 13 лет. В 1577 году Г. взял г.Волмир, в кот. жил Курдский. И курдский пытался убежать до прихода русских войск. И Грозный написал письмо не для надсмехания над Курдским, а для того , чтобы тот "подумал о спасении своей души".

Курдский же написал о Г. последний раз 1573. История о Великом князе Московском. Причина: в Польше не было никого на престоле и К. беспокоился, что бы Г. не избрали королем Польши. И это письмо адресовано польскому читателю. Курдский пишет о садистких наклонностях, о его жестокости.

16 век - век публицистики, и она проникает и воскточные сказания Ивана Пересветова, и в переписке Г. с Курдским, и в церковных произведениях.

К Концу 16 века Россия подошла к кризису

1598 году Рюроковичы, тк умер . Крестьянская война при Болотникове. Пришел к власти Годунов, затем Россия присягнула к Федору. Толпа его растерзала. Затем наступило смутное время.

Мишка Отрепьев - в 1610 году был убит. На троне самозванцы

Последний из Рюриковичей Василий насильно постригли в монахи. Россию спасло восстания

1611 и 1612 под руководством Минина и Пожарского

 

Михаил Романов на троне.

Хар-я особенность публицистики смуты - хаос. Публицистика разъяняющая и размышляющая

"Новая повесть о преславном россикйском царстве"

Автор:

жанр: "подметные" письма

Контроля за лит-рой не было.

Цель: агитация, освободить царство от поляков.

"Сказание об аавраме павлицаме"

Он был келарем, учавствоал в освобождении царства

Речь о героической защите Троице-Сергеевом монастря. Народное страдание, голодание. Бояре придерживали свои запасы.

Здесь видно состояние народное сознания.

художественного в этом произведении мало.

Но Пушкин много читал об этом

 

Др. литература 17 века - не древняя литра.

1)Литература имеет светский хар-р.

2)Новые герои ( не князь, не монах, а появляются авантюрситы - фрол скобеев, пр-я против суда, церки),

3)новые жанры - быт. повесть, сат. повесть, драмы,

1654 году произошло событие в России - воссоединение России и Украины. => вход в европейскую цивилизацию. И это падение ддля России. Живопись стала безвкусной.

Жанр жития.

Житие Илириане Лазаревской. Она живет в миру, у нее и муж и дети, редко ходит в церковь. Идеал святости в миру. Житие напоминает бытовую повесть. "Житье Авакума" вообще не в сравнении.

Жанр - поэтическая повесть "Осадное сидение донских казаков" - 1642 год

в 1637 захватили крепость казаки. Москва снабжала донских казаков всем, но офиц. отнекивалась от них, не желая войны с Турцией. Пишут о том что они Москве не нужны.

Цель: вызвать жалость и склонить Москву на свою сторону.

Количество и хар-р вооружения. С др стороны многое взято из арсенала воинских повестей. Птицы и звери кот ожидают.

Народная поэзия: "простите нас, поля, море синее и реки быстрые..." - эпитеты, олицетворения,

Земский собор. Царь сказал отдать АЗов.

Федор Порошин был отправлен в сибирь( беглый казак)

Утрачена монолитность русской культуры - реформа патриарха Никона 1653 года. => был раскол русской церкви. отделились старообрядцы. Произошла народная трагедия.