Переписка Грозного с Курским.
Грозный защищает новую идею государства от бояр, их должны заменить новые люди.
Автобиографические моменты от Грозного. В юности Г. страдал от бояр, при нем бояре чуствовали себя маленькими царьками. Шульский больше всех выпендривался. Бояре разбогатели, присвоив казну нашей матери.
В письме Г. вспоминает еще одну обиду: при его болезни бояре нашли ему замену 0 князя Владимира. Еще и с женой Анастасией разлучили - ее отравили (намек)
"Сильные воизраили" - так их Г. называет.
1)Борьба в этой переписке старых и новых сил.
Курдский был учеником заволжских старцев. И у него строгий синтаксис, его речь в письмах -высокая ораторская речь, риторическое искусство.
А Грозный пишет иначе:
-памфлетные черты в письмах Г.
- писательная ирония
-сатирические образы изменников-бояр
-снижение образа противника
Мухояр - в шубе мех был внутри, и покртыия были бумажные, Шуба на ветхих куницах. И бояре разбогатев приоделись получше.
2)Г. не прочел до конца Библию, так как она была не жоконца переведана.
Доходил до таких слов: "пес смердящий", "Пес", "Собака", "как бог на душу положит" - так говорили в то время. Но если нужно было, он прибегал в литературному стилю.
Вывод: Стиль Г. неровный: то жаргонизмы, то литературнные.
И его за эту неровность ругают.
3)Переписка интересна столкновением двух индивидуальностей. (отличие от Киево-печерского патерика)
Курдский обманул всесильного царя.
После двух писем произошел перерыв в 13 лет. В 1577 году Г. взял г.Волмир, в кот. жил Курдский. И курдский пытался убежать до прихода русских войск. И Грозный написал письмо не для надсмехания над Курдским, а для того , чтобы тот "подумал о спасении своей души".
Курдский же написал о Г. последний раз 1573. История о Великом князе Московском. Причина: в Польше не было никого на престоле и К. беспокоился, что бы Г. не избрали королем Польши. И это письмо адресовано польскому читателю. Курдский пишет о садистких наклонностях, о его жестокости.
16 век - век публицистики, и она проникает и воскточные сказания Ивана Пересветова, и в переписке Г. с Курдским, и в церковных произведениях.
К Концу 16 века Россия подошла к кризису
1598 году Рюроковичы, тк умер . Крестьянская война при Болотникове. Пришел к власти Годунов, затем Россия присягнула к Федору. Толпа его растерзала. Затем наступило смутное время.
Мишка Отрепьев - в 1610 году был убит. На троне самозванцы
Последний из Рюриковичей Василий насильно постригли в монахи. Россию спасло восстания
1611 и 1612 под руководством Минина и Пожарского
Михаил Романов на троне.
Хар-я особенность публицистики смуты - хаос. Публицистика разъяняющая и размышляющая
"Новая повесть о преславном россикйском царстве"
Автор:
жанр: "подметные" письма
Контроля за лит-рой не было.
Цель: агитация, освободить царство от поляков.
"Сказание об аавраме павлицаме"
Он был келарем, учавствоал в освобождении царства
Речь о героической защите Троице-Сергеевом монастря. Народное страдание, голодание. Бояре придерживали свои запасы.
Здесь видно состояние народное сознания.
художественного в этом произведении мало.
Но Пушкин много читал об этом
Др. литература 17 века - не древняя литра.
1)Литература имеет светский хар-р.
2)Новые герои ( не князь, не монах, а появляются авантюрситы - фрол скобеев, пр-я против суда, церки),
3)новые жанры - быт. повесть, сат. повесть, драмы,
1654 году произошло событие в России - воссоединение России и Украины. => вход в европейскую цивилизацию. И это падение ддля России. Живопись стала безвкусной.
Жанр жития.
Житие Илириане Лазаревской. Она живет в миру, у нее и муж и дети, редко ходит в церковь. Идеал святости в миру. Житие напоминает бытовую повесть. "Житье Авакума" вообще не в сравнении.
Жанр - поэтическая повесть "Осадное сидение донских казаков" - 1642 год
в 1637 захватили крепость казаки. Москва снабжала донских казаков всем, но офиц. отнекивалась от них, не желая войны с Турцией. Пишут о том что они Москве не нужны.
Цель: вызвать жалость и склонить Москву на свою сторону.
Количество и хар-р вооружения. С др стороны многое взято из арсенала воинских повестей. Птицы и звери кот ожидают.
Народная поэзия: "простите нас, поля, море синее и реки быстрые..." - эпитеты, олицетворения,
Земский собор. Царь сказал отдать АЗов.
Федор Порошин был отправлен в сибирь( беглый казак)
Утрачена монолитность русской культуры - реформа патриарха Никона 1653 года. => был раскол русской церкви. отделились старообрядцы. Произошла народная трагедия.