Лекция 5.


Архитектура Древнего Рима.

Влияние общественного устройства на развитие архитектуры.

Развитие римской архитектуры делится на два главнейших периода: республиканский и императорский. За период с VI в. до н.э. до 30х годов до н.э. Римская республика из небольшого города – государства превратилась в мировую рабовладельческую державу. Возникло множество городов и военных лагерей, строились военные сооружения, крепости, мосты и дороги. Наряду с культовыми зданиями получили развитие городские площади – форумы, театры и амфитеатры, цирки, термы. В период республики сформировались основные черты римской архитектуры.

Императорский период (30г до н.э. – IV в н.э.) характеризуется еще большим ростом рабовладения, широким размахом грабительских войн и обогащением римской знати. Архитектура этого периода теряет черты демократичности, на место демократии приходят: помпезность и пышность. Особое значение придавалось строительству дворцов и грандиозных общественных комплексов и сооружений – форумов, терм, амфитеатров, рассчитанных на большую вместимость. Они предназначались не только для знати, но и для тысяч плебеев, требовавших «хлеба и зрелищ». Рядом с грандиозными императорскими постройками стихийно росли тесные жилые кварталы с домами-трущобами для городской бедноты и рабов.

От этого времени сохранился первый из дошедших до нас трактатов по зодчеству – «Десять книг об архитектуре» Витрувия – архитектора и инженера, жившего при Цезаре и Августе (Iв до н.э.). Источниками трактата были не только собственный опыт и знания Витрувия, но и в большей степени ранние труды других теоретиков, в том числе и греческих. В трактате отражается важное понимание архитектуры как синтеза её трех основных сторон: прочности, пользы и красоты.

2. Строительные приемы и конструкции.

В Древнем Риме продолжали развиваться стеновые и стоечно-балочные конструкции, унаследованные от этрусков и греков. Наряду с этим, решающее влияние на архитектуру стало оказывать применение арочных и сводчатых конструкций. (таблица IV).

Широкое распространение со II в до н.э. получили клинчатые (распорные) конструкции арок и сводов. С конца II в до н.э. нашел также широкое употребление обожженный кирпич. Ко II в до н.э. сложилась новая техника возведения монолитных стен и сводов на основе раствора и мелкого заполнителя (камня), которой суждено было сыграть ведущую роль в периоде императорского Рима. Искусственный монолит, полученный смешением раствора из извести и песка с каменным щебнем, получил название римского бетона. Гидравлические добавки в виде вулканического песка – пуццолана сделали римский бетон водонепроницаемым и очень прочным.

Вначале бетон применялся лишь для забутовки пустот в стенах между наружными рядами из тесаного камня; его состав еще был близок к мелкой бутовой кладке. Постепенно заполнитель становился мельче, смесь делалась однородной, и римский бетон приобрел замечательные технические качества искусственного монолита.

Бетонная техника открыла новые широкие возможности и для развития сводчатых конструкций. Однако подлинный расцвет сводостроении в Риме наступил лишь с широким внедрением бетона, позволившего значительно увеличить пролет сводов, разнообразить их форму и композицию.

Распространенными видами сводов в период Республики были цилиндрические и полусферические (купола). В императорский период особенно большое развитие получил – крестовый свод. Техника возведения бетонных сводов существенно отличалась от традиционных приемов строения из каменных квадров. Бетонная смесь образовывалась на месте путем попеременной укладки слоев балласта и раствора по деревянной опалубке. Смесь уплотнялась с большей осторожностью, но иногда она даже не подвергалась трамбованию из опасения повредить опалубку и нарушить форму свода. Работа конструкции как свода начиналась только тогда, когда кладка твердела и приобретала строение монолита.

Особенностью римских бетонных сводов является их армирование кирпичными каркасами. Обожженный кирпич, ставший в период Империи важным компонентом большинства сводчатых сооружений из бетона, применялся в виде арочных ребер, в толще кладки.

В цилиндрическом своде сначала по деревянным кружалам выполнялись кирпичные арки, связанные друг с другом продольными рядами, кирпичей – плит. При возведении сложных конструкций свода изменяли вес и прочность балласта в зависимости от нагрузок: в наиболее напряженных местах использовали самый прочный и тяжелый камень – травертин; в менее нагруженных частях – туф, кирпичный щебень и даже пористую пемзу.

Большое развитие получили в римскую эпоху деревянные конструкции. Для покрытия больших пролетов применялись решетчатые деревянные конструкции, близкие к современным формам. Имеются основания предполагать употребление металла в строительных конструкциях. Железо широко применялось в виде скоб, скрепок, штырей, хомутов, затяжек и других изделий.

Высокого совершенства достигли римляне в технической отделке, особенно штукатурных работ. Штукатурные растворы приготавливались из извести и речного песка. В раствор для декоративной отделки стен добавлялась мраморная крошка, нередко гипс. Для лучшего впитывания краски и большей долговечности по еще непросохшему слою производилась окраска и наносилась живопись. Живопись, нанесенная подобным образом на стены, получила название «фресковой».

Организация труда на римских постройках отличалась высоким уровнем. Грандиозные сооружения возводились в краткие сроки (Колизей был построен всего за 5 лет), что было невозможно сделать без высокоорганизованной технологии производства и применения механических устройств.

3.Ордерные системы и их развитие.

В римской архитектуре ордер продолжал оставаться одним из главнейших средств художественной выразительности. Но в отличие от Греции, здесь нашли применение пять видов ордеров: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный). (таблица V).

Тосканский ордер – самый простой, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Если устраивался каменный антаблемент, его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента.

Римско-дорический ордер – в отличие от греческого, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента, карниз имел более развитую поддерживающую часть.

Римско-ионический ордер в наибольшей степени наследовал формы и пропорции, греческих образцов. Однако с развитием тенденций к обогащению несколько усложнились элементы, особенно карниз, в котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.

Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в императорский период. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством. Его капитель украшена изящными угловыми валютами и тремя ярусами стилизованных листьев аканта. Ствол колонны часто каннелирован и имеет богатую по профилировке базу. Карнизная часть близка по составу обломов к римско-ионическому ордеру.

Композитный ордер в основном повторяет коринфский ордер, но отличается от него капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.

На основе наложения ордера на арочный проём в стене зародилась и получила широкое распространение новая тектоническая структура – ордерная аркада. (рисунок 4, таблица V). Абрис арки выделен полуциркульным наличником, называемым архивольтом. В многоэтажных и развитых по высоте композициях римляне применяли ярусную ордерную аркаду с расположением различных ордеров по вертикали: в первом ярусе обычно устанавливался тосканский или дорический ордер, далее – более легкие ордера (ионический, коринфский). (таблица V).

В конце императорского периода получает развитие стоечно-арочная структура, в которой обрамленные архивольтами арки опираются на колонны, которым возвращена конструктивная функция. (рисунок 5, таблица V). Примером может служить дворец Диоклетиана в Салоне, где антаблемент центрального пролета портика изгибался по полуциркульной кривой, превратившись в поддерживающую колоннами арку. (рисунок 26).

С развитием декоративности связано и широкое применение в римской архитектуре раскрепованного ордера, т.е. выдвинутой по отношению к стене колонны (пиместры) вместе с находящейся над ней частью антаблемента. (рисунок 3, таблица V). Иногда раскрепованные колонны достигали больших размеров, особенно в мемориальных сооружениях (триумфальные арки и другие). (рисунок 20).

4.Здания, сооружения и архитектурные ансамбли.

Для проведения общественных собраний, культовых действий, торжественных церемоний и т.д. в Риме создавались парадные площади (форумы) – городские ансамбли, включающие: прямоугольную в плане площадь, по периметру которой размещалась колоннада в один или два ряда; в центре площади могла располагаться мемориальная колонна с завершением в верхней части статуей императора; в глубине осевой композиции на подиуме возвышался храм с входными портиками. Часто императоры трактовали форум как монумент собственной славы. (рисунок 19). Например: форум императора Трояна (112-117г.г.).

В комплексе с форумами на главных дорогах строились триумфальные арки – один из наиболее распространенных в Риме типов мемориальных сооружений. Примером является арки Константина IV в, где монументальный массив одет в богатый декоративный убор с раскрепованным ордером. (рисунок 20).

Арочные и сводчатые формы первоначально получили широкое распространение в утилитарных сооружениях – мостах и акведуках. Городские водопроводы-акведуки – занимали особое место в благоустройстве городов, рост которых требовал все большего количества воды. Некоторые из этих сооружений поднялись до уровня лучших образцов римского зодчества. К ним можно отнести мост Трояна в городе Алькантре (Испания) 98-106г.г. до н.э. (рисунок 15, таблица IV) и мост-акведук в городе Ниме (Франция) II в н.э., пересекающий реку Гард. (рисунок 12, таблица IV). Протяженность Гардского моста-акведука 275м; он состоит их 3х ярусов арочных устоев общей высотой 49м. Пролет наибольшей арки составляет необычную для того времени величину – 24,5м. Устои и арки сложены насухо из точно притесанных камней.

Одной из известнейших построек императорского периода является крупнейший амфитеатр Рима – Колизей (75-80 г.г. н.э.), предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний. (рисунок 13, таблица IV; рисунок 2, таблица V и рисунок 21). Эллиптический в плане (размеры 156*188м) и грандиозный по высоте (48,5м) он вмещал в себя до 50 тыс. зрителей.

Сложными комплексами с многочисленными помещениями, предназначавшимися для омовения и различных занятий, связанных с отдыхом и развлечениями, были римские термы (бани). В Риме было построено 11 крупных императорских терм Каракалы (206-216 г.г. рисунок 12). Главное здание терм размером в плане 216*120м. Окруженное садами, площадками для отдыха и развлечений, оно вместе с последними занимало значительную площадь (363*535м). Центральный зал терм круглой формы и перекрыт купольным покрытием, размеры которого диаметр 34м.

Развитие купольных конструкций в термах способствовало возникновению композиции типа ротонды, в которой купольная форма стала доминирующей.

Пантеон в Риме (около 12,5г.) – наиболее совершенный образец грандиозного храма – ротонды (рисунок 23; рисунок 1-3 таблица IV), в которой диаметр купола достиг 43,2м. Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, представляя собой монолитную, лишенную каркаса массу. Для облегчения веса купола слои бетона и ряды кирпича в нем постепенно утончаются к вершине, а в состав бетона вводится легкий заполнитель – пемзовый щебень. Купол опирается на стену толщиной 6м. Фундамент – бетонный с заполнителем из травертина.

Важное место в строительстве занимали крытые залы – базилики, служившие для различного ряда собраний и заседаний трибунала. Это вытянутые в плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства – нефы. Средний неф делался шире и выше боковых, освещался через проемы в верхней части стен. Трехнефная базилика Константина (312г.) одна из крупнейших базилик Рима (рисунок 24, рисунок 7, таблица IV). Средний неф шириной 23,5м, длиной 80м и высотой 35м был перекрыт тремя крестовыми сводами.

В IV в с принятием Рима христианства на основе базилики начали развиваться новые типы культовых зданий – базиликальные церкви (рисунок 25). Христианская базилика получила особенно широкое распространение в культовом строительстве западного средневековья.

 

Таблица IV. Конструкции в архитектуре Древнего Рима

Таблица V. Ордерные системы в архитектуре Древнего Рима.

 

19. Древнеримские форумы: а – реконструкция общего вида, б – форум Траяна

 

в – колонна Траяна

 

 

20. Арка Константина в Риме

 

17. Город Пергам эллинистического периода.

а – реконструкция общего вида

б - алтарь Зевса

22. Термы Каракаллы в Риме

а – реконструкция интерьера

 

б – план

 

23. Пантеон в Риме

 

 

24. Базилика Константина

а – аксонометрия, б – план