Лекция 4.


Архитектура античного мира.

Архитектура древней Греции.

Архитектура античной Греции делится на три периода: архаический, классический и эллинистический.

Греками было положено начало многим важнейшим отраслям науки, они заложили основы геометрии, механики и статика, что позднее явилось базой для развития инженерной науки.

Архимед из Сиракуз был первым величайшим геометром мира, а также выдающимся инженером, строившим грандиозные плотины и мосты. Ему принадлежат не найденная еще «Книга о стройке», изобретение «архимедова винта» для подъема и откачки воды, строительство сложных приспособлений для спуска кораблей на воду и многие другие устройства, прямо или косвенно связанные со строительством.

Другим выдающимся техником и строителем был Герон Александрийский, оставивший своеобразное «руководство для инженера» по производству строительных работ с помощью элементарных устройств (лебедок, рычагов, блоков и др.) и более сложных механизмов. Известно о существовании его трактата «О конструировании арок».

1. Строительные материалы и конструкции зданий.

Достижения инженерных наук имели практическое значение при строительстве гаваней, городов, плотин, мостов и др. инженерных сооружений. Конструктивными типами архитектуры общественных и жилых зданий являлись – стена и стоечно-балочная система. Аграрно-сводчатая конструкция была известна грекам, но ни арки, ни своды не нашли широкого распространения.

Наиболее массовым строительным материалом стен был кирпич-сырец. Обожженный кирпич имел очень органичное использование, хотя гончарное производство стояло на очень высоком уровне, и его изделия использовались при украшении зданий. В стоечно-балочных конструкциях несущие деревянные балки и бруски дополнялись изделиями из досок в виде сплошных или решетчатых настилов.

При строительстве монументальных общественных зданий и прежде всего храмов с VII в. До н.э. начал широко применяться известняк, а в некоторых случаях и мрамор. Из камня возводились и стены и стоечно-балочная конструкция портиков и галерей. Каменные квадры, балки, плиты и отдельные барабаны колонн подвергались первоначальной обработке в карырах.

Для передвигания камней и установки на место греки имели в своем распоряжении блоки, вороты и прочие подземные приспособления. Для подъема блоков в них оставлялись выступы или делались гнезда для специальных якорей и крючьев. Часть в боковых гранях камней вырезались пазы, в которые при подъеме и транспортировке вкладывался канат. (таблица III).

Кладка стен и стоечно-балочных конструкций из камня вывелась только «насухо», т.е. без применения раствора. Фундаменты обычно возводились не сплошными, а только под стенами и отдельными опорами. Цокольная часть снаружи выкладывалась большими каменными плитами, поставленными на ребро.

Стены возводились из прямоугольных квадров горизонтальными рядами с чередованием ложков и тычков, и соблюдением перевязки швов. Колонны складывались из цилиндрических блоков – барабанов. Соприкасающиеся грани тщательно обрабатывались. Особенно ровными были горизонтальные грани – постели, через которые передавались вертикальные нагрузки. При кладке стен строители иногда ограничивались стеской только кромкой постели квадра, остальная поверхность, слегка заглубленная, отделывалась более грубо. Во время кладки наружные плоскости квадров стен и барабанов колонн не имели ещё окончательной обработки. Только рельефные плиты и элементы украшения, не связанные со всей конструкцией, вставлялись уже в готовом виде. На наружных гранях камней начисто делались только окантовывающие блок кромки, которые служили «направляющей» при окончательной отделке стены. В верхнем и в нижнем барабанах колонн обозначал начало и конец их отделанной формы.

Устойчивость безраспорных греческих конструкций, работающих на сжатие и изгиб, обеспечивалась самой кладкой «насухо» без дополнительных креплений. Однако опасность землетрясений заставляла иногда скреплять каменные блоки в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. Крепление блоков осуществлялось металлическими штырями и пиронами, вставленными в специальные гнезда и залитым свинцом. Для крепления барабанов применялись также деревянные штыри, установленные в гнезда по оси. (таблица III).

В стоечно-балочной системе особенно важным элементом конструкции являлась основная балка – архитрав, опирающаяся на колонны и воспринимающая вышележащую нагрузку от конструкции кровли. Работая на изгиб, такая балка ограничивала расстояние между колоннами. Позже, для увеличения пролетов до 4 – 4,5м архитравная балка составлялась из двух или трех поставленных на ребро блоков, благодаря чему упрощались её транспортировка и подъем. (таблица III).

Крыши обычно делались двускатными. Несущими опорами для них служили балки, на которые через прокладки опирался деревянный коньковый брус, несущий стропила. Другой конец стропильных балок опирался на конструкцию галерей. Кровля выстилалась из черепицы по деревянной обрешетке, или непосредственно по стропильным брусьям. Помимо устройства обычных стропильных крыш существовали деревянные формы. Конструкция галерей связывалась со стеной поперечными балочками, на которых устраивался плафон.

2. Здания и архитектурные ансамбли.

Вершиной развития в греческой архитектуре архаической и классической эпохи стали храмы Афинского акрополя: Парфенон, Эрехтейон и храм Ники Аптерос. (рис. 16).

Основным типом здания общественного назначения являлся храм. В связи с его представлениями о храме как о жилище божества его первоначальная композиция формировалась под воздействием древнейшего жилого дома – мегарона с портиком перед ним и статуей внутри помещения. Простейшим и небольшим по размером храмом Афинского акрополя считается храм Ники Аптерос («Бескрылой победы») по проекту Калликрата, как памятник победы Афин над персами. (рис. 12, таблица III, 7). Размеры в плане по стилобату 5,4*8,14; высота колонн 4,04м.

Парфенон, посвященный покровительнице богине Афине, был возведен на самой высокой площадке города (рис. 13, таблица III; 1,2,5). Этот храм самый большой в ансамбле Акрополя, его размеры по стилобату 30,86*69,51м, а высота колонн – 10,43м при диаметре в нижней части 1,905м. Внутри 2 больших зала – прямоугольный и квадратный, входы в которые располагались с противоположных сторон. Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделен на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера. Квадратный зал – служил сокровищницей и носил название Парфенон, что означает «помещение для девушек». Существует предположение, что именно здесь избранные афинские девушки ткали пеплос, который во время торжественных панафинейских праздников одевали на статую богини Афины.

Эрехтейон – последняя во времени постройка Акрополя расположен рядом с Парфеноном (рис. 14, таблица III; 3,4,6,9). Он имеет значительно меньшие размеры (11,63*23,5м по стилобату), но более сложную форму в плане. Два основных входа расположены на разных уровнях – с восточной и северной стороны, с устройством двух самостоятельных храмовых помещений. Храм на восточной части посвящен Афине, с западной стороны – Посейдону. Со стороны основных входов поставлены портики ионического ордера, стена, обращенная к Парфенону, имеет портик, в котором место колонн заняли статуи девушек – кариатиды.

В ансамбле Афинского акрополя большое значение имеет комплекс сооружений, создающих торжественный вход на акрополь – Пропилен, построенный по проспекту архитектора Мнесикла. (рис. 15). Завершив возвышающуюся над городом скалу, ансамбль Афинского акрополя органически слился с ней. (рис. 16).

С IVв до н.э. храмы начинают терять ведущее значение в общественной жизни, а все большее развитие получают здания и комплексы светского значения. Особенно следует выделить зрелищно-спортивные комплексы, органично сочетавшиеся с природным ландшафтом.

Стадионы устраивались в естественных впадинах, достигая иногда значительных размеров (Афины, Олимпия, Эпидавр), театры использовались склоны гор для устройства естественного полукруглого театрона с круглой площадкой – орхестрой, где обычно выступал хор. К орхестре примыкала прямоугольная стена, огражденная с трех сторон декоративной стенкой. Наиболее известны: театр в Эпидавре (IVв до н.э.), театрон которого в диаметре равен 115м, театры в Приене, Пергаме и др. (см. рис. 17).

В эпоху эллинизма масштаб преобразований, связанный с завоеваниями Александра Македонского и последующим образованием крупных государств существенно повлиял на архитектуру зданий и комплексов: театры, залы собраний, рынки, спортивные сооружения, строящиеся теперь, как и храмы, из дорогостоящих материалов и столь же богато украшающиеся. Благоустройство греческих городов достигало высокого уровня, особенно в эллинистический период. Жилые кварталы снабжались водой, растекавшиеся по керамическим и свинцовым трубам и канализациям со сточными каналами, выложенными камнем и перекрытыми каменными плитами. Главные улицы разделялись на тротуары и проезжую часть с тщательно выложенными камнем мостовыми.

Характерным примером эпохи эллинизма, когда при сочетании со стеной ордер иногда превращался в деталь, акцентирующую вход и другие элементы здания является башня ветров в Афинах. (середина I в до н.э.; рис. 18).

Архитектура периода эллинизма, основанная на развитии греческой архитектуры периода классики и впитавшая в себя традиции многих народов Средиземноморья, во многом подготовила почву древнеримской архитектуры.

 

 

Таблица III. Конструкции и ордера в архитектуре Древней Греции.

 

10. Ордера в Греции V в до н.э.

11.Схема, показывающая зависимость пропорций ордера от его абсолютной величины.

 

 

 

12. Храм Ники Аптерос, архит. Калликрат

13. Парфенон, архитекторы Иктин и Калликрат

14. Эрехтейон. Восточный фасад

15.Припилен Акрополя, архит. Мнесикл

16. Ансамбль Афинского акрополя 18. Башня ветров в Афинах