Новое время


Постепенно централизованная власть в государствах Европы пришла на смену феодальной раздробленности. Междоусобные войны прекратились. Рабство было запрещено.

В XVI веке возникает система соглашений («картелей и капитуляций») между командующими противоборствующих армий. В этих документах оговаривалось обращение с ранеными, женщинами, условия обмена пленными и т.д.

Философы-схоласты этого периода оказали благотворное влияние на развитие права войны. Испанский доминиканец Франциско де Витториа, например, если и не до конца ушел от концепции «справедливой войны», но допустил возможность того, что война бывает справедливой для обеих сторон. Витториа осудил ненужные страдания и резню тех, кого он осмелился назвать невинными.

В XVII в. большой вклад в развитие законов и обычаев войны внес голландский просветитель Гуго Гроций, которого называют отцом международного права. Он рассматривал закон уже не как некое божественное установление, а как продукт человеческого разума. Гроций был первым, кто утверждал, что «справедливая причина», которую заявляет государство, чтобы начать войну, не освобождает воюющих от обязанности соблюдать законы войны (война в его трактовке – одно из средств сохранения государства, а не «божественная кара»). Однако, как и Витториа, Гроций смотрел на население враждебной страны как на врагов, зависящих от милости победителя. В то же время он утверждал, что насилие сверх пределов, необходимых для победы, не может быть оправдано, что гражданское население, и даже солдаты, должны быть оставлены в живых, если это допускает военная необходимость. В своем основном труде «От законной войны к миру» (лат. De jure belli ac pacis) Гроций перечисляет пути смягчения ужасов войны.

Но во времена Гроция воюющие стороны редко руководствовались данными принципами. Тридцатилетняя война представляла собой последовательность позорных и кровавых деяний. Живя разбоем, одинаково на своей и на вражеской территории, солдаты грабили крестьян, издевались над женщинами. Армии того времени представляли собой по сути банды плохо оплачиваемых наемников. Только после реформ Людовика XIV и Фридриха II были созданы регулярные армии, дисциплинированные, национальные по духу и составу.

Идеи просвещения набирали силу, обретали приверженцев среди правителей, полководцев и сыграли существенную роль в развитии гуманитарного права.

В XVIII в. война в Европе превратилась в противостояние регулярных армий. Это была эпоха «войн-парадов», как назовут ее впоследствии. Гражданское население уже, в основном, не вовлекалось в военные действия. Грабеж был запрещен, так же как вероломство и излишняя жестокость. Хотя иногда эти правила и нарушались, но, в основном, все же соблюдались.

Русское военное законодательство уже в начале XVIII в. содержало ряд норм, запрещающих под страхом строгого наказания жестокое обращение с мирным населением. В разработанный Петром I Воинский артикул 1715 г., были включены положения об ответственности за грабежи и разрушение церквей, насилие над женщинами, детьми и престарелыми. В толковании к артикулу указывалось, что «убийство безоружных людей является преступлением, позорящим честь русской армии».

Как огромный шаг вперед в развитии гуманитарного права можно рассматривать трактат Жан Жака Руссо «Об общественном договоре» (1762 г.). «Война, – писал Руссо, - это отношения не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты… Если цель войны – уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но как только они бросают его и сдаются – они перестают быть врагами… и вновь становятся людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать».

Руссо отверг прежнюю теорию справедливой войны, противопоставленной несправедливой войне и предложил более значимое различие: между комбатантами (людьми, принимающими участие в боевых действиях – от фр. сombatant – сражающийся) и некомбатантами (теми, кто не участвует в боевых действиях). Применять силу можно только против первых – и то только до тех пор, пока они оказывают сопротивление. Ибо целью войны, по мысли Руссо является победа над враждебным государством, но не физическое уничтожение его граждан.

Увы, с введением в ряде стран Европы всеобщей воинской повинности в конце XVIII – начале XIX вв. (впервые введена во Франции в 1793 г.), с началом массовых войн, в которых целые народы мобилизовали почти все свои ресурсы для взаимного уничтожения, гуманитарные принципы все чаще предаются забвению. Ярким примером этого могут служить войны, которые вел Наполеон Бонапарт. Еще будучи генералом, во время Египетской кампании, он хладнокровно велел убить 4000 турецких солдат гарнизона города Яффы, сдавшихся на условиях сохранения им жизни. Наполеон Бонапарт почти не заботился о раненых – ни о своих, ни, тем более, о чужих. К сожалению, примеру великого завоевателя последовали и другие европейские правители, в том числе и его племянник, Луи Наполеон (Наполеон III).