Декабристы.
Направления русской политической мысли в XIX веке.
Тема 12.Политико-правовые учения в России ППУ в XIX веке.
1. Конституционные проекты декабристов.
2. Государственно-правовые проекты Сперанского.
3. Западники и славянофилы.
4. Либеральные теории права в России.
5. Либеральная концепция Б. Н. Чичерина.
6. Политическая концепция русского консерватизма (Леонтьев, Данилов).
7. Теократическая утопия Владимира Соловьева.
8. Учение Ленина о диктатуре пролетариата.
9. Радикально-демократические проекты преобразования. Россия во второй половине XIX века.
Основным событием стали:
- реформы 60-х – 70-х;
- восстание декабристов;
- крымская война;
- убийство Александра II;
- «кво» конституция.
- консерватизм (статус «кво» – сохранение настоящего положения вещей);
- либерализм (славянофилы и западники);
- социалистические теории (народнический, марксизм).
14 декабря 1825 г. – первая попытка восстания против самодержавия.
14 декабря 1861
Сформировалось два направления – северное и южное общество.
Руководитель южного общества – полковник Пестель «Русская Правда».
Социально-экономические преобразования в России:
- немедленная и полная отмена крепостного права;
- уничтожение всех сословных привилегий;
- наделение крестьян землей на уравнительной основе (для этого предполагалась частная конфискация собственности помещиков);
- внести ограничение в распоряжении землей, чтобы не допустить разорения крестьян. Россия должна быть страной фермеров.
Государственные преобразования:
- введение революционной диктатуры (допускалось ограничение прав человека);
- республиканская форма правления (Россия должна стать демократической республикой). Монархия должна быть уничтожена физически.
Демократическая республика.
1. Народное Вече (представительный орган, мужское избирательное право);
2. Державная Дума (правительство состоит из 5 человек), правительство должно быть маленьким, немногочисленным;
3. Верховный Собор сочетает функции: высший конституционный надзор и общий надзор.
Отсутствуют избирательные права у кочевого народа.
Муравьев Никита Михайлович (1796-1843).
Монархический проект:
- отмена крепостного права;
- наделение крестьян землей на возмездной основе (крестьяне должны покупать землю у помещиков);
- введение юридического равенства;
- отмена сословных привилегий;
- Россия должна стать конституционной монархией.
Элементы конституционной монархии:
1) Власть императора;
2) Законодательная власть осуществляется двухпалатным народным Вече.
Нижняя палата – представитель население.
Верхняя палата - представитель территории, субъектов государственной власти.
3) Исполнительная власть осуществляется правительством;
4) Судебная власть – независимыми судьями.
Форма государственного устройства – федерация. Россия включат 14 держав, каждая из которых является субъектом государственной власти.
Общие моменты:
- Естественно-правовая методология;
- европейский конституционализм;
- идея революции;
- отрицание самодержавия и крепостного права;
- архаическая терминология.
Чичерин Борис Николаевич (1828-1904):
этический позитивизм.
Вл. Соловьев.
Н. Коркунов – представитель социологического позитивизма II половины XIX века.
Основные работы: «Русское государственное право»; «Указ и закон».
1. Отвергал философию права, понятие естественного права;
2. Наука о праве, право должно изучать рациональные формы общественной и юридической науки;
3. Неразрывная связь права и общества:
А) право регулирует общественные отношения;
Б) право – способ разграничения частных интересов, публичных и частных интересов.
4. Право регулирует общественные отношения по средствам норм – правил поведения;
5. Право устанавливает должный порядок общественных отношений;
6. Государство – общественный союз, обладающий силой принуждения. Власть – это сила;
7. Власть опирается на психологические основания;
8. Развивал правовую концепцию происхождения государства.
1839 год – «Философские письма Чаадаева»
Основные идеи:
1. Россия и ее место в мировой истории;
2. Россия – аномальная страна, развивается вопреки общественному развитию;
3. Не вложил никакого вклада в развитие истории;
4. В России все плохо:
- отсутствие культуры, традиций, собственных идей, героев;
- идет по пути заимствования;
- не извлекает уроки из опыта других народов, все на собственном опыте;
- Россия сохраняет крепостное право.
Принятие православия – основной регулятор изоляции России от стран Европы; Россия отрезана от античной культуры. Россия должна стать европейской страной.
Западники:
(Чичерин Борис Николаевич, Кропоткин Петр Алексеевич)
1) Россия – европейская страна. Единство запада и России.
2) Россия отстала от Европы.
3) Догоняющий тип развития. Причины:
- принятие православия;
- т.-м. Период.
Принятие православия помогло преодолеть: слабость персонального начала, преобладает коллективизм. Община подавила личность.
4) Культ Петра I – идеальный государственный деятель (главное – политика европеизации России.).
5) Главный фактор в истории – личность.
Славянофилы:
(Аксаков Константин Сергеевич, Хомяков Александр Степанович, Киреевский Иван Васильевич)
- Критика Петра I:
- насаждение деспотизма;
- насаждение европейских форм быта, которое породило два главных явления:
1) разрыв между властью и народом;
2) утрата духовного единства народа (разрыв между интеллигенцией и народом);
- Отмена крепостного права;
- Возвращение общинной собственности;
- Возвращение общины (местного самоуправления);
- Методы слова и печати;
- Возвращение сословно-представительных учреждений;
- Церковь – единый источник правды.
Славянофильство сочетает консерватизм и либерализм.
Значение славянофильства: славянофильство – это первая оригинальная самобытная русская философия.
1. консерватизм
2. народничество
3. Ленин
II половина XIX века – возникает три направления: консерватизм, социализм, либерализм.
Консерватизм: Данилевский Николай Яковлевич, Леонтьев Константин Николаевич.
1. Отрицательное отношение к революции;
2. Неизбежность неравенства;
3. Приверженность к традициям;
4. Антидемократизм;
5. Религия – источник нр-тси;
6. Приоритет общественных ценностей (антидемократизм);
7. Православие, самодержавие, народность.
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885):
Принцип цикличности – развитие истории.
Субъектом всемирной истории являются культурно-исторические типы (этносы, народ, нации).
Каждый народ представляет собой самостоятельный биологический вид.
Виды культурно-исторических типов:
1. устойчивые;
2. неустойчивые.
Условия расцвета – политическая обособленность (государство).
Государство – хранитель национальных ценностей.
Недопустимо скрещивание народов исторических типов.
Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891):
1. Критика прогресса. Обоснование неизбежности неравенства, несправедливости.
Неравенство – условие культурного расцвета.
2. Критика демократии и социализма, союза государства и православной церкви.
Либерализм – направление политической теории, в которой разрабатываются следующие ценности:
- приоритет прав и свободы личности;
- неприкосновенность частной собственности;
- невмешательство государства в социально-экономическую среду;
- разделение властей;
- конституция;
- права государства.
Основатель Джон Локк.
I этап – ранний, революционный;
II этап – классический (антиреволюционный).
В России возник во II-ой половине XVIII века.
Представители: Сперанский Михаил Михайлович, Чичерин Борис Николаевич, Муромцев Сергей Андреевич, Новгородцев Павел Иванович.
Особенности русского либерализма:
1. Монархизм;
2. Отрицательное отношение к революции;
3. Обоснование антивоенной социально-экономической политики государства;
4. Западничество;
5. Правовое государство должно быть социальным.
Чичерин Борис Николаевич (1828-1904).
Основные работы: «Собственность и государство», «Философия права», «История политических учений», «Курс государственного права».
Последователь Гегеля, но отвергал этатизм Гегеля.
Четыре вида союзов:
1. Семьи;
2. Гражданское общество;
3. Церковь;
4. Государство:
- реализация идей общественного блага;
- юридическая личность и юридическое лицо (с юридической точки зрения, с социальной точки зрения);
- общественный союз (территория, власть, право с философской точки зрения);
- воплощение идей общего блага (оптимальное сочетание коллективных и общественных интересов).
Проблема происхождения государства:
1. войны;
2. религия;
3. потребности жизни.
Основатель государственной школы в российской историографии…
Предметы: община.
1. Россия должна развиваться по пути запада;
2. Организующая роль государства и пассивность народа.
Правовые взгляды Чичерина.
1. Основатель школы возрождения естественного права (философия права).
Естественное право – духовные начала, принципы, разумные идеи права (свобода индивида, справедливость, солидарность);
2. Природа не является источником прав человека. Источник прав – Конституция;
3. Классификация прав человека:
- гражданские (личные);
- политические (право избирать и быть избранным; против всеобщего субъективного права).
Либеральные теории права в России во II половине XIX века.
Два направления юридической мысли:
1.Философия права (Чичерин Борис Николаевич, Новгородцев Павел Иванович, Соловьев Владимир Сергеевич);
2.Позитивизм – методология, которая использует эмпирические методы познания для изучения реально существующих объектов, стремящихся к объективности, беспристрастности:
- юридическая позиция (Шершеневич Габриель Феликсович);
- социальная позиция (Муромцев Сергей Андреевич, Коркунов Николай Михайлович);
- психологическая школа права (Лев Иосифович Петражицкий);
- историческая школа права (Ковалевский Максим Максимович, Муромцев Сергей Андреевич).
Теократическая утопия Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900).
Основатель формулы идеального государства:
Христианское государство + социальное + правовое + либеральное = идеальное государство.
1) Приоритет христианской ценности. Христианство – абсолютное добро. Ценность христианства - три чувства:
- любовь к Богу;
- любовь и жалость к людям;
- совесть.
2) Государство – воплощение христианского чувства; организованно-собирательная жалость, принудительное осуществление добра;
3) Фундамент христианства – нравственные ценности.
Фундамент христианского государства:
- сдерживание явного зла;
- содержание условий для свободного развития личности.
Свобода – Божественный дар.
- социальная философия (право человека на достойное условие существования).
Недемократические элементы:
Политический идеал – всемирная христианская риократия.
Приоритет церкви над государством (условный характер).
Божественный суверенитет – источник абсолютного добра.
Христианское государство должно быть правовым.
Право – это минимум нравственности.
Право – это сфера разграничения частных интересов.
Право – это равенство, ограниченное свободой, свобода, ограниченная равенством.
Цель права – право способствует нравственному прогрессу.