Андеграунд рэп сегодня


Понятие андеграунда, как и мейнстрима весьма относительны. Особенно сегодня. В американском рэпе до конца 90-х сохранялось это деление. Часть представителей андеграунда сознательно держались в стороне от мейнстрима, часть же была «вынужденно независимой», пока не удавалось подписать контракт с мейджор лейблами. С конца 90-х границы стали стираться – представители обоих направлений стали записывать совместные треки и в целом противоречия стали стираться. Сегодня всё чаще можно услышать от ветеранов похвалы в адрес современных МС, в том числе поп-ориентиированных.

Но всё же, объективно, существует огромный пласт рэп исполнителей, которые издаются на небольших лейблах и не попадают на центральные музыкальные телеканалы, но тем не менее имеют огромное количество поклонников по всему миру. Как правило, их творчество отличается верностью классике хип-хопа, а тексты – остротой и проблемностью. По стилю звучания можно выделять различные направления в андегрунд рэпе. Это и хардкор, и классический соул ориентированный звук и живой хип-хоп, и экспериментальный или как его принято называть альтернативный. Есть и те, кто верен традициям уличного ист коста второй половины 90-х – начала 2000-х.

Тематика этих исполнителей варьируется от рэпа о хип-хопе до политизированного рэпа. Конечно, остались и баттловые темы, и личная лирика.

В хардкор рэпе легендарной командой, которая и сегодня задаёт многие тренды стилю, являются Jedi Mind Tricks. Они начинали в ранние 90-е и под их влиянием и возник современный агрессивный тяжёлый хардкор рэп с политической и мистической лирикой. Правда, стоит отметить, что это направление сегодня всё больше тонет в конспирологических теориях, которые стали популярны в США в последнее десятилетие и в рэпе эти теории превратились в набор клише, повторяющихся чуть ли не в каждом альбоме их сторонников. Помимо Jedi Mind Tricks современный хардкор представляют Army Of The Pharaohs, Chief Kamachi, La Cocka Nostra, Slaine, Ill Bill, M.O.P., Snowgoons и многие другие.

Отдельно стоит отметить самобытный интересный стиль представителей хип-хопа среднего запада. Это Atmosphere, Doomtree, Evidence, Murs, Rusco, Rass Kass, MF Doom и многие другие.

Особняком стоит тусовка Strange Music – лейбла, созданного Tech N9ne. Это исполнители, которые наиболее ярко показывают как сросся андеграунд и мейнстрим. Они отличаются от любых канонов звучанием и лирикой, но их нельзя отрывать от традиций рэпа. Хотя бы от традиций рифмовки и читки.

На протяжении 90-х годов активно развивался битмейкинг. Не только в сфере мейнстрима, где вслед за Dr. Dre к концу 90-х на сцену вышли такие «хитмейкеры» как Pharrell, Timbaland и уже названный выше Kanye West. В независимом хип-хопе сформировались свои легенды – J Dilla и Madlib. Они конечно далеко не единственные. Битмейкеров огромное количество и чуть ли не ежедневно они выпускают по всему миру как инструментальные релизы, так и продюсируют треки различных МС. Но именно J Dilla и Madlib – личности, демонстрирующие каких высот достиг хип-хоп. J Dilla – ныне покойный битмейкер из Чикаго начинал со своей командой Slum Village, а позже стал работать с A Tribe Called Quast, благодаря чему и обрёл легендарный статус. Очень сочные и запоминаемые биты стали его фирменным знаком. Именно на его манеру сэмплирования и работы со звуком стали ориентироваться многие современные битмейкеры. J Dilla писал музыку до самой смерти в 2006-м году. J Dilla стал символом любви к музыке и символом хип-хопа как цели и ценности, а не только способа заработать.

Madlib – мультиинструменталист, играющий по словам его коллег на всём – от реально существующих музыкальных инструментов до подручных вещей, которые позволяют извлекать звук. Количество различных проектов этого битмейкера идёт уже на десятки. Это и хип-хоп и джаз, и обработка в стиле хип-хоп разной музыки. Madlib заядлый коллекционер пластинок. И вообще – сэмплирование стало не только возможностью переработки и воскрешения старых хитов в новом виде, но и толчком к самообразованию битмейкеров.

Также среди современных битмейкеров можно отметить Static Selektah, Ayatollah, Onra и многих других.

Если о мейнстрим рэпе можно долго спорить, говоря о его смешении с поп музыкой и потере связи с хип-хоп культурой, то андеграунд демонстрирует развитие на основе преемственности. И хотя существует определённый застой к тематике, в силу огромного количества выпущенных треков по всему миру и сложности создании на их фоне оригинальных вещей, всё же говорить об упадке андеграунда не приходится. И это радует.