Монополия и монопсония. Антимонопольное законодательство в России


Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. Основные черты:

· в отрасли существует единственная фирма, осуществляющая производство данного товара или данной услуги. Поэтому понятия «фирма» и «отрасль» тождественны;

· отсутствуют близкие товары-заменители. Продукт данной фирмы уникален, а у покупателей нет приемлемых альтернатив;

· фирма-монополист контролирует основной объем предложения на данного рынке и осуществляет контроль над ценой;

· невозможность вступления в данную отрасль другого предприятия. Вход в отрасль блокирован;

· отсутствует конкуренция.

Существует несколько типов монополий:

· искусственная монополия. Возникает в результате заключения между отдельными предприятиями соглашений, которые определяют объемы выпуска продукции, рынки сбыта, устанавливают цены и т.д.;

· естественная монополия. Состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства, обусловливающих меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.п.);

· государственная (легальная) монополия – на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.;

· временная монополия, обусловленная научно-техническим прогрессом. Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения;

· случайная монополия – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит закрепляется искусственно.

Фирма-монополист обладает монопольной властью. Монопольная власть– возможность влияния и определения цены производимого в данной отрасли экономического блага с целью максимизации прибыли, завоевания более выгодного финансового и экономического положения в отрасли, получения преимущественного доступа к сырью, квалифицированной рабочей силе и т.д. Степень монопольной власти фирмы определяется степенью монополизации рынка. Для оценки степени монополизации рынка используется индекс рыночной концентрации Герфендаля(Н): Н = (Р1) 2 + (Р2)2… (РN)2, где РN – процентная доля каждой фирмы на рынке.

Монополия со стороны покупателя – монопсония. Такая ситуация характерна для военной промышленности, продукцию которой закупает исключительно государство (это относится, прежде всего, к стратегическим вооружениям). Однако государство далеко не всегда использует это свое преимущество. Гораздо чаще монопсоническое преимущество реализуется на локальных рынках. Например, единственное в районе предприятие по переработке сельхоз. продукции.

Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию.

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

22 марта 1991 г. в России был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет). Согласно российскому законодательству, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%, считается доминирующим на рынке, и для него предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен, возможность установления фиксированных, предельных цен, предельного уровня рентабельности (прибыльности). Такие хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять статистическую отчетность по объему производства в натуральном выражении, показателям качества и т.п.

Антимонопольная политика в России осуществляется через прямые (административные) и косвенные (экономические) методы регулирования:

Методы прямого антимонопольного регулирования:

· запрет соглашений между товаропроизводителями или потребителями с целью ограничения доступа на рынок конкурентов, установления монопольной цены;

· постоянный контроль над деятельностью товаропроизводителей, доминирующих в определенном секторе рынка. Государство осуществляет контроль над ценами и качеством продукции таких предприятий;

· принудительное разукрупнение всех форм объединений предприятий, занимающих монопольное положение на рынке;

· предотвращение новых монопольных образований. Для этого все новые объединения должны получить согласие специально созданных антимонопольных комитетов на регистрацию нового предприятия.

Методы косвенного (экономического) антимонопольного регулирования предполагает:

· контроль над ценами предприятий-монополистов, ограничение их роста (установление предельных значений);

· установление предельного уровня рентабельности (прибыльности);

· всесторонняя поддержка со стороны государства малых и новых фирм (налоговые льготы, субсидии из бюджета, льготное кредитование, государственные заказы и т.п.);

· допущение иностранного капитала и помощь инофирмам, совместным предприятиям.

Важным объектом государственного регулирования является естественная монополия. Государство должно четко определить рынки естественных монополий и контролировать их деятельность, определяя уровень цен и тарифов, основные параметры объема, ассортимента производимых ими товаров и услуг.