Культура 16 века


Грамотность, образование и просвещение.
Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри. В них же и в церквах, имелись библиотеки рукописных, позднее и печатных книг, подчас весьма значительные (например, в Соловецком, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском, Кирилло-Белозерском, Ростовском и других обителях, в новгородском Софийском соборе и т.д.).Учителями были монахи, дьяки.
На многих актах ставят свои подписи бояре и дворяне; в меньшей степени - крестьяне и посадские люди.
Учили сначала азбуку, потом - Часослов (молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтирь (псалмы царя Давида). На этом учение обычно заканчивалось. Тем, кто побогаче, удавалось его продолжить - на очереди были "Апостол", Евангелие. Премудрость математическая сводилась к счету до тысячи и далее, сложению и вычитанию, реже проходили умножение и деление.
Тексты и цифирь учили наизусть и вслух, в общей школьной комнате, и оттого она заполнялась шумом и разноголосицей. За нерадение учитель, в соответствии с обычаем, мог и должен был "сокрушать ребра", "учащать раны" ученикам своим. Той же цели - внушению "книжной премудрости" - служила и "душеспасительная" розга
При Иване IV , Федоре Ивановиче и Борисе Годунове некоторых молодых людей посылали в Константинополь изучать греческий язык и грамматику. Ездили "паробки" с аналогичными целями и в европейские страны.

Некоторые знатные люди собирали у себя дома библиотеки рукописных книг. Большое собрание таких книг имел царь Иван Грозный ( Либерея).Согласно легенде, библиотека изначально принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих веков. Последним из императоров, владевших библиотекой, называют Константина XI. После падения Константинополя книжное собрание было вывезено в Рим, а затем переместилось в Москву в качестве приданого византийской царевны Софьи Палеолог, выданной замуж за московского князя Ивана III.Утверждается, что к переводу книг Либереи сын Ивана III Василий III привлёк известного учёного Максима Грека.
Куда делась его библиотека, неизвестно. Может быть, она замурована в кремлевских подземельях.

КНИГОПЕЧАТАНИЕ
Поворотное для просвещения значение имело появление книгопечатания. Еще при Иване III пытался печатать книги в России Варфоломей Готан, любекский первопечатник. Но первый опыт не удался. 1 апреля 1564 г. Иван Федоров издал "Апостол". Затем последовали "Часослов" и другие книги. Года через два Федоров перебрался в Великое княжество Литовское и умер во Львове в 1583 г. В Москве издавали книги сотрудники и последователи Ивана Федорова (Андроник Невежа Тимофеев, Петр Мстиславец, Никифор Тарасиев); всего появилось около 20 книг богословского содержания. В деле обучения, просвещения был сделан большой шаг вперед.

 

Научные знания.
Элементы научных знаний, умножавшиеся из столетия в столетие, носили прикладной характер. Так, необходимость точного учета земель и исчисления налогов с них породила сложную систему сошного письма - одинаковую сумму денег брали с сохи, т. е. с определенного количества земли, неодинакового у разных сословий.

Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам при изготовлении пушек, пищалей, в том числе и нарезных орудий, созданных в России. То же - и со строительством зданий, каменных и деревянных, подчас очень высоких, до 50-60 м; в этом деле не обойтись без точных расчетов, знания строительной статики, техники.

 

Литература. Историческая и политическая мысль.
В этой области происходил заметный подъем. В летописных сводах, повестях и сказаниях разрабатываются идеи величия великокняжеской и царской власти, мировой роли России. Как сказано в "Хронографе" (обзоре всемирной истории) 1512 г., после покорения турками Византии и других "царств", которые они в "запустение положиша и покориша под свою власть", "наша же Российская земля... растет и младеет и возвышается".

"Повести о Вавилонском царстве" с их идеей преемственности власти византийских императоров от правителей Вавилона на русской почве дополняются версией о передаче шапки Мономаха, порфиры и скипетра византийским императором Львом великому князю киевскому Владимиру Мономаху: "...и доныне та шапка Мономахова в Русском государстве, в богохранимом в царствующем граде Москве".

"Сказание о князьях Владимирских" начала XVI в. выводит родословную московских правителей от Августа, кесаря римского. Так возвеличивались самодержавие и суверенность власти российских монархов. Это использовали и в последующей публицистике, и в политической практике. "Царское место" Ивана Грозного, к примеру, на одном из затворов имеет резьбу с рассказом о присылке из Византии шапки Мономаха. А сам Грозный в письме к шведскому королю без тени сомнения утверждал: "Мы от Августа кесаря родством ведемся".

Повести и сказания сообщают о важнейших событиях той эпохи - присоединении Новгорода Великого и иных русских земель к Москве, царе Иване Грозном и его деяниях, борьбе России с иноземными захватчиками (например, "Повесть о Молодинском сражении" 1572 г , "Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков" в 1581 г. и др.).

ЛИЧНОСТИ. Публицисты.
Начну с Максима Грека ( причислен к лику святых)
Максим Грек (настоящие имя и фамилия — Михаил Триволис). Родился в Греции. публицист, писатель, переводчик. Долгое время учился в Италии. Около 10 лет жил в Ватопедском монастыре на Афоне, откуда по приглашению великого князя Василия III Ивановича в 1518 прибыл в Русское государство для перевода церковных книг. В Москве принял деятельное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами.
Некоторые труды Максима Грека: "Начало грамоты греческой и русской", "Предисловие о буковице, рекше о азбуце", "Беседа о учении грамоте...", "Сказание грамотичным степеней" и т. д. Знающие люди высоко чтили грамматику, она, сказано в "Азбуковнике" конца XVI в., "основание и подошва всяким свободным хитростям".

И.С ПЕРЕСВЕТОВ
В середине века многие публицисты остро и страстно обсуждают проблемы самодержавия и устроения государства, боярства и положения крестьян. И. С. Пересветов выступает сторонником сильной царской власти, поддержки ею "воинников" - дворян и ограничения прав бояр, централизации управления. Он писал: "Царю нельзя быть без грозы: как конь под царем без узды, тако и царство без грозы". Он выступает сторонников "правды" ("Бог не веру любит, а правду"), "книг", "мудрости", противником холопства, кабальной зависимости, "которая земля порабощена, в той земле зло сотворяется .. всему царству оскудение великое" . Его программа государственных реформ совпадала в значительной степени с политикой Избранной рады. Однако утверждение , что "правда" выше "веры", а также осуждение им всякого "закабаления" не могли быть одобрены Иваном IV. Высказывался против существования холопства и кабальной зависимости. Придавал огромное значение книгам и философской "мудрости", которыми должен руководствоваться монарх при проведении преобразований.

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ (Ермолай Прегрешный) — русский писатель и публицист XVI века, автор повести о Петре и Февронии Муромских.
священник одной из церквей Московского Кремля, призывает облегчить положение крестьян, ибо, как он говорит: "Больше всего полезны пахари, их трудами созидается главнейшее богатство".

МАТВЕЙ БАШКИН- — представитель реформационного движения, основатель «ереси Башкина». Происходил из боярского рода, одним из первых на Руси выступил против холопства.отрицал церковные обряды и иконы и даже таинство исповеди

ФЕОДОСИЙ КОСОЙ– беглый холоп, постригшийся в монахи был настроен еще более решительно (его учение, названное «рабьим» проповедовало равенство людей, он выступал против официальной церкви)

СИЛЬВЕСТР
русский церковный, политический и литературный деятель 16 в., протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, один из членов и руководителей Избранной рады.
Автор ДОМОСТРОЯ
памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
«Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям:
О строении духовном (Как веровати)
О строении мирском (Как царя чтити)
Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
Кулинарная группа
Послание и наказание ото отца к сыну
Последняя глава является посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму.

Вторая половина столетия отмечена яркой, эмоциональной перепиской царя Грозного и князя-беглеца А. М. Курбского. Первому из них принадлежат также послания многим другим лицам, светским и духовным; второму - "История о великом князе московском" и другие сочинения. Царь исходит в своих суждениях из представлений о богоуставленности власти самодержца, ее неограниченности: "Мы вольны жаловать своих холопов (всех подданных.- В. Б.), а казнить вольны же есмя".

Курбский же - противник "лютости" царя, который, по его словам, должен править вместе с "мудрыми советниками". Будучи последователем нестяжателей (он был учеником Максима Грека), князь выступает противником иосифлянского духовенства. С критикой опричнины выступают, наряду с Курбским, Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря, составитель псковского летописного свода 1567 г., авторы повести о разгроме Новгорода царем Грозным в 1570 г., вставленной в Новгородскую летопись.

Четий-Миней (собрание житий русских святых, расположенных по месяцам года).
Большую работу по собиранию «святых книг, которые в Русской земле обретаются», предпринял в те годы новгородский митрополит Макарий (1528–1563). Именно ему принадлежит заслуга в составлении сводного варианта Четий-Миней – так называемых Великих Миней-Четий, носящих теперь его имя

 

Архитектура.
В церковном зодчестве получает распространение храм шатрового типа, по образцу деревянных церквей ("на деревянное дело"). Самый выдающийся образец этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построенная в ознаменование появления на свет Ивана Грозного.

Храм Василия Блаженного ( Покровский собор)
Он возведен по случаю взятия Казани в 1552 г.
Храм в народе именовался Покрова на Рву: собор был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Позднее в одном из пределов храма был похоронен юродивый Василий Блаженный, благодаря которому собор приобрел свое новое название.
Легенда!
Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих - Постника и Барму. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

 

Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году в честь взятия Смоленска.Монастырь явился частью южного оборонительного пояса Москвы.
Самая знаменитая монахиня - царевна Софья.
В 1812 году французские войска предприняли попытку взорвать монастырь, но монахиням удалось обезвредить заряды.

ПАМЯТНИК 16 века
Царь-пушка — средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером А. Чоховым на Пушечном дворе

 

Живопись.

В живописи усиливается преобладание московской школы В иконопись все больше проникают жанровые мотивы, имеются элементы реализма. Еще больше это характерно для второй половины XVI в.

Живопись становится все больше делом государственным Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор за иконописцами

 

В конце XVI в. получают известность иконы "строгановского письма". Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью. В этой манере работали московские мастера Прокопий Чирин, Истома Савин и другие "царские иконописцы". Они нередко исполняли иконы по заказам именитых людей Строгановых

Истома Савин. Икона Богоматери Владимирской с восемнадцатью клеймами 1580