ГЕНЕЗИС ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ


Прежде, чем рассматривать современные избирательные системы, необходимо сделать небольшой исторический экскурс, чтобы лучше понять их генезис, связи и зависимость от политической системы, органов государственного управления как важнейшей составляющей этой системы.

Классическим примером рабовладельческой демократической республики до сегодняшнего дня считается Афинское государство, достигшее своего расцвета в V-IV вв. до нашей эры.

В процессе длительного реформирования, завершившегося деятельностью Эфиальта и Перикла в середине V в. до н.э. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов), каждая состояла из 3-х расположенных в различных местах территорий (триттий) – городской, прибрежной, земледельческой. Триттии делились на демы. Их было около ста. Сущность такого деления заключалась в окончательной ликвидации старых племен. Вместо родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Впервые в истории человечества была введена в практику так называемая «избирательная география». Это привело к тому, что, например, аристократический род Керкиров был разделен на 19 демов, принадлежащих к разным триттиям и филам, род Аминандритов – на 26 демов. Естественно, что выступать единым фронтом, как прежде, они уже не могли.

Верховным органом государственной власти в это время являлось Народное собрание, которое созывалось в установленные сроки сорок раз в год. В него допускались только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины в работе собрания не участвовали. Кворум (не менее шести тысяч человек) требовался лишь при решении особых вопросов, например, об остракизме. Обычно же собиралось 2-3 тысячи человек и менее. Численно преобладала в собрании городская беднота, привлеченная в начале IV в. до н.э. платой за посещение собрания. Каждое собрание рассматривало обычно определенный круг вопросов. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло должностных лиц, обсуждало продовольственное положение, внешнюю безопасность, обвинения в государственной измене и др. В главном собрании шестого месяца, кроме того, решались вопросы об остракизме (т.е. вопрос об угрозе существующему строю со стороны кого-либо из граждан, процедура решения этого вопроса и получила название остракизма от слова «остракон» – черепок на котором голосующий писал имя лица, угрожающего существующему строю) и обвинениях должностных лиц. Три другие собрания месяца имели более узкую повестку дня: одно – рассматривало жалобы граждан, два других – религиозные, административные и внешнеполитические вопросы. Но основным дело народного собрания было законодательство.

Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Эта инициатива, однако, ограничивалась системой сдержек:

· Автор законопроекта нес уголовную ответственность (плоть до смертной казни), если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам и об этом не было определенно заявлено;

· Всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета;

· Окончательное решение принадлежало гелиэе, игравшей роль второй палаты. Обсуждение велось в форме судебного процесса. Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов. Их защитников назначало народное собрание. Решение принималось большинством присяжных тайным голосованием.

Выступать в собрании по любым вопросам мог каждый его участник, но на практике это делали профессиональные ораторы - демагоги, представляющие интересы тех или иных группировок рабовладельцев.

Совет пятисот являлся высшим органом управления. В него входили от каждой территориальной филы по 50 избранных по жребию на один год граждан, достигших 30-летнего возраста. За исполнение своих обязанностей члены Совета получали плату. По окончании срока полномочий они должны были отчитаться за свою деятельность и могли быть преданы суду. В работе Совета имели право принимать участие (вносить предложения, выступать с сообщениями) высшие должностные лица. Это позволяло им воздействовать на Совет, а через него и на народное собрание. Для ведения текущих дел Совет делился на 10 комиссий по 50 представителей от одной филы. Комиссии по очереди, установленной жребием, выполняли функции Совета пятисот. Из членов комиссии ежедневно жребием избирался председатель Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем.

Совет контролировал должностных лиц, принимал их отчеты, давал указания и в случае злоупотреблений мог возбудить против них судебное преследование. Он изыскивал источники государственных доходов, определял значительную часть расходов, заботился о снабжении Афин продовольствием, регулировал торговлю, следил за укреплением военной мощи и снаряжением военного флота. Совет принимал иностранных послов и направлял своих представителей для ведения переговоров.

Круг полномочий Совета показывает его важную роль в государственном механизме Афин: он распространял свое влияние на законодательную деятельность, руководил исполнительной и принимал некоторое участие в судебной.

Гелиэя была высшим судебным органом и играла важную роль в законодательстве. Она состояла из 6000 граждан, достигших 30-летнего возраста, избираемых по жребию на один год (по 600 от каждой филы). Членам гелиэи за выполнение обязанностей выплачивалось вознаграждение. Гелиэя делилась на 10 коллегий по 501 члену, (остальные считались запасными). Для предотвращения злоупотреблений дела между коллегиями распределялись по жребию. В день суда гелиэя играла определенную роль и в области управления. Она проводила докимасию и утверждала отчеты должностных лиц.

Должностные лица. В Афинах сложились демократические принципы замещения должностей: выборность, срочность, возмездность (кроме стратегов), подотчетность, коллегиальность (как правило), отсутствие иерархии (кроме военных должностей).

Выборы проводились путем открытого голосования народного собрания или по жребию. В отличии, например, от Спарты, где голосование в собрании было примитивным: граждане расходились в разные стороны, после чего на глаз определяли большинство. Избрание же должностных лиц в этой аристократический республике производилось криком: за кого громче кричали, тот и считался избранным. В темном помещении, стоявшем на самой площади, наглухо запирались несколько человек. Они должны были отмечать по порядку силу крика. По окончании «голосования» эти наблюдения сопоставлялись с порядковыми номерами баллотировавшихся. Аристотель, проводя сравнение этого способа с обычным для Афин поднятием рук, называл спартанские выборы «детскими».

В Афинах голосованием избирались на все военные должности, а также на важнейшие в финансовом управлении и некоторые требующие специальных познаний (строители кораблей, руководители празднеств). Остальные должностные лица избирались жребием по территориальным филам. Жребий, таким образом, является формой выражения и реализации равенства. Участники жребия в одинаковой мере равны перед судьбой. Не разрешалось занимать должности (кроме военных) дважды, или две должности одновременно. Все должностные лица избирались на один год. За исполнение должностей была установлена плата (исключение – должности стратегов). По истечении срока пребывания в должности все должностные лица представляли отчет о своей деятельности. Большинство должностей было коллегиальными и не находились в иерархической соподчиненности (кроме военных). Все должностные лица подвергались докимасии – проверке качеств, необходимых для занятия должности. Она проводилась в гелиэе. Во время докимасии проверялось наличие необходимого для занятия должности возраста, ценза (для стратегов – имущественного и семейного), обсуждались моральный облик и политические взгляды кандидата. Завершалась докимасия голосованием. Перед вступлением в должность приносилась присяга.

В Западной Европе времен феодальной раздробленности возникают сословно-представительные учреждения, причем монархи неохотно прибегали к созыву широких представительных собраний дворянства и духовенства, так как иногда из их руководителей короли делались пленниками этих собраний. Возникновение городов изменило ситуацию. Различие интересов и борьба сословий выдвигали короля в качестве законного арбитра. Сами сословия не возражали против того, чтобы их привлекали к обсуждению политики. Возникают представительные учреждения. Во Франции это – генеральные штаты, в Германии – рейхстаг и ландтаги, в Испании – кортесы, в Англии – парламент. Главное отличие всех этих учреждений от феодальных съездов определяется участием в них трех сословий. Феодальные собрания были чаще всего орудием знати в борьбе против централизаторской политики королей; напротив, сословно-представительные учреждения были орудием этой политики.

В России образование сословно-представительной монархии (XVI-XVП вв.) выразилось в созыве Земских соборов, имевших в своем составе бояр, высшее духовенство, представителей от дворян и богатой части городского населения. Организация выборов в Земские соборы, нормы представительства от различных сословий, их численность были неопределенными. Особые преимущества на выборах имело столичное дворянство, посылавшее, как правило, по 2 человека от всех чинов и рангов, тогда как дворяне других городов посылали столько же от города в целом. Например, из 192 выборных членов Земского собора 1642 года 44 были делегированы московскими дворянами. Большее представительство, по сравнению с посадом других городов имели и высшие торгово-ремесленные круги Москвы. Общее число депутатов-горожан иногда достигало 20%.

Земские соборы собирались не систематически, но в первой половине ХVП века довольно часто. Созыв объявлялся специальной царской грамотой, которая определяла и порядок проведения выборов. Вопросы, обсуждавшиеся Земским собором, подготавливались царем и Боярской думой. Они относились обычно к таким важным сторонам государственной жизни, как внешняя политика, финансы, законодательство. Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно, решения же должны были приниматься всем составом собора. Они должны были оформляться принятием специального соборного документа – приговора. Продолжительность работы Земских соборов была различна – от нескольких часов до нескольких месяцев и лет.

Особый интерес представляет формирование избирательной системы Великобритании, теснейшим образом связанной с английским парламентаризмом и монархией.

С 1295 года парламент превращается в постоянное законодательное собрание Англии. Его структура определилась не сразу. Наиболее знатные приглашались поименно, все другие – рыцари и горожане избирались. Некоторое время они заседали совместно. В ХIV в. духовенство оставляет парламент, чтобы затем воссоединиться с лордами в верхней палате, получившей название палаты лордов. Рыцари и горожане составили палату общин. Эти названия английские палаты сохраняют до настоящего времени.

Средневековое по происхождению избирательное право было отменено при Кромвеле и восстановлено при реставрации Стюартов в ХVП веке.

В ХVШ в. Англия не была разбита на однотипные избирательные округа, периодически призывающиеся к голосованию. Основную массу депутатов нижней палаты общин (467 из 658) «выбирали» мелкие города и сельские населенные пункты – «местечки», получившие в разное время соответствующую привилегию. Узким и замкнутым был круг избирателей. В некоторых местечках их было не более 3-4 человек. В других избирательное право принадлежало мэру и его советникам. «В графстве Бьюте, - пишет французский историк Сеньобос, - (14 тыс. человек – 21 избиратель) рассказывали историю выборов, на которые явился всего один избиратель; он образовал собрание, вызывал, отвечал от своего имени и выбрал себя председателем, говорил в пользу своего избрания депутатом, поставил свою кандидатуру на голосование и объявил себя избранным единогласно». В среднем на одно местечко приходилось 12 избирателей и по 2 депутата. Лондон со своим полумиллионным населением (конец ХVШ в.) посылал четырех депутатов; в то же время графство Корнуэллс, на территории которого проживало 165 тыс. жителей – 44. Депутатские места служили предметом торга, стоимость мандата достигала 2 тыс. фунтов. Города либо вообще не избирали, либо избирали такое число депутатов, которое никак не соответствовало численности населения. Но именно они являлись оплотом буржуазии, которая, не покушаясь на палату лордов, хотела руководить выборами и формировать угодную ей палату общин. Началась борьба за избирательную реформу. В 1832 году Билль о реформе, предложенный правительством вигов, стал законом. Эта реформа не может быть названа радикальной. По ней:

1. Более 50 «гнилых», т.е. старых, давно оставленных деревень, были лишены представительства в парламенте;

2. У 30 местечек было сокращено число депутатов;

3. Освободившиеся места были отданы новым городам, графствам, а также Шотландии, Ирландии, Уэллсу;

4. Старинный избирательный ценз – 40 шиллингов – отменен. В средние века, когда он был установлен, именно столько требовалось на содержание и экипировку солдата. В ХIХ веке сумма изменилась.

5. Городским избирателем делался тот, кто имел в собственности или арендовал дом, склад, контору, лавку или другое строение, которое приносило не менее 10 фунтов стерлингов в год. (Для сравнения – годовой заработок рабочего едва достигал тогда 5 фунтов).

6. Избирательным правом наделялись земельные собственники и долгосрочные арендаторы с доходом 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочные – с доходом 50 фунтов.

По реформе 1832 года правом голоса была наделена 1/22 часть населения (375 тыс. из 12 мил.). Править Англией уполномочивался собственник. Реформа сделала необходимой борьбу за голоса избирателей, чем раньше пренебрегали. В стране существовали, с ХVIIвека две партии – тори и виги. Тори объединяли тогда в своих рядах консерваторов-роялистов, связанных с крупным землевладением, виги представляли интересы промышленности и торговли. Партии эти не были организационно оформлены, не собирались на съезды, не имели выборных органов. Заметную организацию они имели только в парламенте. Соперничеством ториев и вигов определяется действие английской двухпартийной системы в течение XVIII-ХIХ вв.: победившая на выборах партия приходит к власти, то есть формирует правительство; побежденная – переходит в оппозицию. Правительство составляется из наиболее ответственных руководителей данной партии. После реформы 1832 г. обе партии поменяли свои прежние названия (происходившие, по некоторым версиям, от бранных кличек, пришедших из Ирландии - ториями там называли уличных воров, вигами – презрительно протестантов). Тори стали «консерваторами», виги – «либералами». Шумная полемика между этими партиями создавала впечатление борьбы там, где ее не было. Однако ситуация изменилась с возникновением в 1906 году лейбористской (рабочей) партии, с того момента, когда, оттеснив либералов на политическую периферию, лейбористы сделались действительным противовесом консервативной партии.

Борьба консерваторов и либералов за новый социальный элемент – рабочую аристократию, привела к принятию в 1867 году следующего избирательного закона, состоявшего из двух частей: нового распределения мест в парламенте и избирательного ценза. Существенное значение имело расширение ценза. Право голоса получали не только те, кто уплачивал 10 фунтов арендной платы. Если дом был обложен налогом в пользу бедных (таких домов было много), право голоса получали все те наниматели небольших квартир, которые его вносили. До 1867 г. они уплачивали налог через посредство домохозяина, и только он считался налогоплательщиком. Количество избирателей в графствах выросло наполовину, в городах – на 200%. Новый миллион голосующих составился из ремесленников, мелкой буржуазии, квалифицированных рабочих.

В 1872 году в Англии вводится тайное голосование.

Третья избирательная реформа 1884-1885 гг. распространила на сельских рабочих условия имущественного ценза, установленного для избирателей местечек. Избирательные права получили и мелкие арендаторы. Существенным в новой реформе было введение избирательных округов. Каждый из них выбирал одного депутата.

В ХХ веке в Англии были проведены две важные избирательные реформы. 1918 год – принят Акт о народном представительстве и реформа 1928 года явившаяся продолжением предыдущей. В результате этих реформ вводилось всеобщее мужское и женское избирательное право, из всех ранее действующих цензов сохранялся лишь один – ценз оседлости (равнялся трем месяцам). Наиболее важное изменение после Второй мировой войны – предоставление избирательных прав с 18 лет (в 1969 году).