Массовые праздники в первые годы советской власти.


В год свершения революции и в годы гр. Войны, массовые театрализованные представления разыгрывались во многих городах России на площадях и улицах. Театрализованные представления объединяли всех. Постановки того времени: «Пантомима революции»-в Москве, «Гимн освобожденного труда»-в Петрограде, «Борьба труда и капитала»-в Иркутске и др. Вахтангов мечтает поставить «Коммунистический манифест». Маяковский, Блок, Мейерхольд думают о театре великом, который смог бы выразить революцию

Митинг-концерт — одна из форм театрализованного концерта, популярная в первые послереволюционные годы. Митингам-концертам, сочетавшим политическую пропаганду с высокими образцами искусства, придавалось очень большое значение: в них неоднократно принимал участие В. И. Ленин. «Митинги-концерты, ,— писал С. Дрейден,— это необычная форма общественных собраний, это носившее порой самый неожиданный характер соединение политических речей с концертными номерами, исполнявшими подчас роль своеобразной приманки для слушателей и, по сути, мало связанными с тем, о чем говорилось в речах,— уже стали достоянием истории... Между тем в этих концертах-митингах как в фокусе сошлись многие характерные черты времени, столкновение нового со старым, нащупывание новых, еще невиданных, действенных путей организации общественного мнения и массовой агитации. И недаром такое внимание уделялось Лениным и его соратниками их устройству».

Концерты-митинги, приобретшие такую популярность в первые послереволюционные годы, были превосходным подтверждением этой мысли наркома просвещения. В память об одном из митингов-концертов в Москве на улице Дзержинского установлена мемориальная доска, на которой написано: «Здесь в помещении клуба 7 ноября 1918 года на митинге-концерте сотрудников ВЧК выступил Владимир Ильич Ленин...»

Одной из действенных форм массового театрализованного представления в 1918—1919 годах стали «живые картины».

Конец 1920 — начало 1921 года характеризуется бурным ростом кружков самодеятельности в рабочих клубах. Если в 1920 году в сети Политпросвета было более ста кружков, то в 1921 году число их достигло 250.

Большую роль в создании кружков рабочей самодеятельности сыграли райкомы комсомола Ленинграда. По инициативе комсомольцев Ленинграда на базе кружков самодеятельности впоследствии возник ТРАМ, творческими руководителями которого стали М. Соколовский, Н. Львов и А. Горбенко — бывшие комсомольские кружковцы. Так в авангарде борьбы за новое массовое искусство встала рабочая молодежь, комсомольцы.

В основу революционных празднеств был положен «Красный календарь». Вот памятные даты пролетарской революции:

9 января — «Кровавое воскресенье».

17 января — День памяти К. Либкнехта и Р. Люксембург.

23 февраля — День Красной Армии.

8 марта — День работницы.

18 марта — День Парижской коммуны.

16 апреля — приезд В. И. Ленина в Петроград. 3 — 16 июля — Июльские дни. 6 — 7 ноября — Октябрьская годовщина.

22 декабря — День в память московского вооруженного восстания.

Исследователи справедливо отмечали две основные линии, по которым шло развитие жанра: первая — использование в народных празднествах классического и народного репертуара, вторая — создание собственно массовых политических зрелищ.

Необыкновенно ярко и живописно, по словам А. В. Луначарского, было отпраздновано в Петрограде 1 Мая 1918 года.

Первая годовщина Октября постановлением специально созданной Центральной комиссии по проведению празднества была отмечена широко и разнообразно. Улицы и площади Петрограда украшали огромные плакаты и цветные полотна, изображавшие солдат Революции и людей труда (художник Н. Альтман). В эти дни на улицы и в рабочие клубы выехали 64 театральные труппы.

1 Мая 1919 года, несмотря на сложность военной обстановки, Петроград тоже провел массовое празднество. По сообщению «Северной коммуны» (26 апреля 1919 года), «ввиду недостатка материалов город украшается только в 100 пунктах», из-за чрезвычайных осложнений с транспортом сокращался и план уличных зрелищ.

Тем не менее на рабочие окраины Петрограда выехали четыре платформы-сцены, на одной из которых разыгрывалась агиткомедия А. В, Луначарского «Петрушка», а на площади перед Народным домом Театрально-драматургическая мастерская Красной Армии осуществила постановку «Действа о III Интернационале» — первую военную массовую постановку под открытым небом.

С необычайным размахом было проведено в Петрограде майское празднество 1920 года.

Для доставки артистических бригад профессиональных театров на окраины города были использованы трамваи. К вагонам (так называемому трамваю-театру) прикрепили платформы, на которых установили фанерные щиты и бутафорские фигуры, образующие сценическую площадку, где и выступали артисты (вспомните систему педжентов, родившуюся в площадном мистериальной театре) . Руководили этими своеобразными передвижными театрами крупные театральные деятели С. Э. Радлов, В. Н. Соловьев и другие.

Органично вошли в народное празднество и эксцентрические спектакли «Народной комедии», которой руководил С. Э. Радлов. Как пишет Д. Золотницкий, «лучшие качества цирковых комедий Радлова — площадная общедоступность, готовность к политсатире, жизнерадостный юмор, перекличка с залом-партнером — сполна проявили себя на первомайском празднике 1920 года. Вечером актеры «Народной комедии», разбившись на две бригады, завладели передвижными площадками — открытыми трамвайными платформами, убранными кумачовыми лозунгами, зеленью и электрическими лампочками. Платформы, взяв старт на Михайловской площади (нынешняя площадь Искусств), отправились поближе к рабочим окраинам, о прибытии актеров возвещал фанфарой конный герольд».

Кроме «Народной комедии», на «трамваях-театрах» выступала труппа Малого драматического театра, Красноармейская драматургическая мастерская, театральная труппа Военного комиссариата и еще семь театральных групп. В их репертуаре были классика, буффонные комедии типа «Любовь Петруши, который любит груши» и агитобозрения «Антанта», «Барыня-блокада», «Происки капиталистов», «Последний царь». В дальнейшем «трамваи-театры» стали сценическими площадками для выступления «теревсатов» — театров революционной сатиры.

В дни первомайских празднеств Центральная комиссия направила на улицы города 200 театральных трупп, а также группы артистов эстрады. Для доставки артистов на места, помимо «трамваев-театров», был мобилизован весь транспорт — автомобильный, гужевой, даже старинные линейки из царских конюшен. Центром праздника в эти дни был Летний сад и близлежащие парки.

В официальном сценарии, утвержденном Центральной комиссией, говорилось: «На верхней террасе Инженерного замка, лицом к Летнему саду, Военный комиссариат ставит фанфарный хор трубачей. На лестнице под террасой, силами политотдела военного комиссариата, под режиссерством Арбатова, исполняется трагедия Еврипида «Ипполит». На полукруглом пруду Летнего сада, на особо сооруженном плоту — хор Архангельского. Над Лебяжьей канавкой, у площади «спящей Психеи»,— опера Глюка «Королева Мая» в исполнении Академического театра оперы и балета. Площадка освещается прожектором через Неву из Петропавловской крепости. Направо от главного входа — спектакль труппы Всеобуча, налево — оркестр военного комиссариата. На площадке со стороны Фонтанки — раешник, на центральной площадке у Малого павильона — труппа политотдела ставит «Петрушку». В большом шоколадном павильоне — на берегу Фонтанки — кукольный театр. На перекрестках аллей — граммофоны с речами революционных ораторов. По всему саду ставятся оркестры военного комиссариата. На набережной Невы — хор Певческой капеллы. На Неве перед садом с трех военных кораблей сжигается фейерверк. По Неве, Фонтанке, Мойке, Лебяжьей канавке (рекам, обтекающим сад) плавают лодки с певцами и гитаристами».

Как видно из сценария, рождение нового жанра еще не состоялось, ибо попытки создания массового празднества пока что строятся на использовании старого репертуара, в основном классического. Нет новых приемов, определяющих жанр. И в режиссерском решении «приметы времени» мы видим лишь во введении в действие праздника записей с речами революционных ораторов да оркестров Военного комиссариата. Пока что это лишь предпосылки к рождению самостоятельного жанра, так сказать, ближние подступы к нему.

10 мая 1925 года состоялся первый общемосковский карна­вал книги. По улицам Москвы, заполненным многотысячными толпами, двигались карнавальные колонны. Автомашины, оформ­ленные в виде книг, являлись сценическими площадками, на ко­торых выступали чтецы, музыканты, танцоры, коллективы художе­ственной самодеятельности. (Е. Рюмин в книге «Массовые празд­нества», 1927 г., дает подробное описание этого карнавала.)

Узловым моментом всего праздника явились массовые инсцени­ровки на Хамовническом плацу, посвященные темам борьбы тру­дящихся с империализмом, единению народностей нашей страны и др. В осуществлении этих инсценировок принимали участие круп­нейшие издательства: Госиздат, Центральное издательство наро­дов СССР и др. В 1926 году, в дни Первомая, на Каланчевской площади в Москве было поставлено массовое представление, прославляющее людей труда. За два дня представление собрало более семидесяти тысяч человек. Оно явилось «грандиозным спектаклем на откры­том воздухе, ярким и красочным зрелищем».

Говоря о московских опытах в области различных форм мас­совых зрелищ, мы должны с благодарностью вспомнить выдающе­гося деятеля Советского государства Н. И. Подвойского. По его инициативе и под его руководством в мае 1928 года на Воробьевых горах в Москве было поставлено массовое представление «Вели­кий Октябрь». Это был спектакль, полный веры в революцию, в ле­нинские идеи, в торжество социализма, он явился большим собы­тием для Москвы. По режиссерскому решению спектакль продол­жал традиции массовых постановок Красного Петрограда. Он осуществлялся силами Коллектива массового действия при Обще­стве строительства международного Красного Стадиона, которое возглавлял Н. И. Подвойский. Нужно сказать, что Коллектив мас­сового действия в 20-е годы создал целый ряд и других постановок, посвященных революции и текущему политическому моменту.

К проводившейся в Москве I Всесоюзной спартакиаде наро­дов СССР был приурочен и водный праздник на Москве-реке.