Возникновение пролетарских праздников. История праздника 1 мая. Первые маевки.


Потехи

Потехи – празднества, шествия и театрализованные действия.

 

В той огромной работе, которую проводила РСДРП по объединению, сплочению и солидарности рабочих масс, определенное место заняло проведение маевок. К организации маевок РСДРП обратилась после того, как в июле 1889 года решением Первого (Парижского) конгресса II Интернационала Первое "мая было объявлено праздником трудящихся.

Рождению Дня солидарности трудящихся всех стран предшествовали события, наполненные глубоким драматизмом. В 80-е годы прошлого столетия рабочие Америки включились в движение, проходившее под лозунгом «Требуем восьмичасового рабочего дня». Реакционная печать назвала это движение «восьмичасовым безумием». По всей Америке прокатилась волна демонстраций, на которых рабочие пели знаменитую песню:

Мы хотим этот мир переделать, Надоел рабский труд за гроши!

Мы устали корпеть и ни часа

Не иметь для себя, для души.

На фабриках, верфях, заводах

Пусть требует каждый рабочий:

Восемь — на труд,

Восемь — для сна,

Восемь — делай, что хочешь!

Центром борьбы рабочего класса Америки за свои права стал Чикаго — крупнейший промышленный центр США. 1 мая 1886 года рабочие Чикаго объявили всеобщую забастовку. Добиться восьмичасового рабочего дня было целью сорокатысячной армии забастовщиков. В этот день по улицам Чикаго прошла восьмидесятитысячная демонстрация рабочих и их семей.

Правительство повело наступление на забастовщиков. 4 мая 1886 года во время митинга на площади Хеймаркет был спровоцирован взрыв бомбы. Власти арестовали сотни людей. Полиция громила профсоюзные организации, квартиры рабочих; лидеры пролетарского движения были преданы суду и приговорены к смерти. Но это не остановило трудовой люд Америки; продолжая борьбу чикагского пролетариата за восьмичасовой рабочий день, трудящиеся предложили ежегодно 1 мая проводить демонстрации.

Первый конгресс II Интернационала, собравшийся в Париже в 1889 году, принял решение о праздновании 1 мая как дня международной пролетарской солидарности. В 1890 году впервые состоялись первомайские митинги трудящихся Англии, Германии, Франции.

Р. Роллан упоминает о грандиозных первомайских политических манифестациях, проведенных в Бельгии в 1896, 1897, 1898 годах (в Брюсселе, Генте, Шарлеруа). В этих народных манифестациях большое место отводилось искусству — песням, чтению стихов, массовой пантомиме, танцам.

В России массовые первомайские выступления трудящихся Харькова в 1900 году явились убедительным доказательством силы, сплоченности рабочего класса России, его решимости отстоять свои права. В. И. Ленин писал: «Харьковская маевка показывает, какой крупной политической демонстрацией способно стать празднование рабочего праздника...» .

Рабочий праздник становится политической демонстрацией, рождением нового этапа в революционной борьбе пролетариата. Единый сплав политики и народного праздника — вот что будет впоследствии главным, определяющим фактором в создании огромных массовых политических празднеств Советской России. А празднование Первого мая — Дня солидарности трудящихся всех стран — после Великой Октябрьской социалистической революции превратится в один из главных политических массовых праздников нашей страны.

Органично вошли в народное празднество и эксцентрические спектакли «Народной комедии», которой руководил С. Э. Радлов. Как пишет Д. Золотницкий, «лучшие качества цирковых комедий Радлова — площадная общедоступность, готовность к полит-сатире, жизнерадостный юмор, перекличка с залом-партнером — сполна проявили себя на первомайском празднике 1920 года. Вечером актеры «Народной комедии», разбившись на две бригады, завладели передвижными площадками — открытыми трамвайными платформами, убранными кумачовыми лозунгами, зеленью и электрическими лампочками. Платформы, взяв старт на Михайловской площади (нынешняя площадь Искусств), отправились поближе к рабочим окраинам, о прибытии актеров возвещал фанфарой конный герольд»1.

Кроме «Народной комедии», на «трамваях-театрах» выступала труппа Малого драматического театра, Красноармейская драматургическая мастерская, театральная труппа Военного комиссариата и еще семь театральных групп. В их репертуаре были классика, буффонные комедии типа «Любовь Петруши, который любит груши» и агитобозрения «Антанта», «Барыня-блокада», «Происки капиталистов», «Последний царь». В дальнейшем «трамваи-театры» стали сценическими площадками для выступления «теревсатов» — театров революционной сатиры.

В дни первомайских празднеств Центральная комиссия направила на улицы города 200 театральных трупп, а также группы артистов эстрады. Для доставки артистов на места, помимо «трамваев-театров», был мобилизован весь транспорт — автомобильный, гужевой, даже старинные линейки из царских конюшен. Центром праздника в эти дни был Летний сад и близлежащие парки.

В официальном сценарии, утвержденном Центральной комиссией, говорилось: «На верхней террасе Инженерного замка, лицом к Летнему саду, Военный комиссариат ставит фанфарный хор трубачей. На лестнице под террасой, силами политотдела военного комиссариата, под режиссерством Арбатова, исполняется трагедия Еврипида «Ипполит». На полукруглом пруду Летнего сада, на особо сооруженном плоту — хор Архангельского. Над Лебяжьей канавкой, у площади «спящей Психеи»,— опера Глюка «Королева Мая» в исполнении Академического театра оперы и балета. Площадка освещается прожектором через Неву из Петропавловской крепости. Направо от главного входа — спектакль труппы Всеобуча, налево — оркестр военного комиссариата. На площадке со стороны Фонтанки — раешник, на центральной площадке у Малого павильона — труппа политотдела ставит «Петрушку». В большом шоколадном павильоне — на берегу Фонтанки — кукольный театр. На перекрестках аллей — граммофоны с речами революционных ораторов. По всему саду ставятся оркестры военного комиссариата. На набережной Невы — хор Певческой капеллы. На Неве перед садом с трех военных кораблей сжигается фейерверк. По Неве, Фонтанке, Мойке, Лебяжьей канавке (рекам, обтекающим сад) плавают лодки с певцами и гитаристами»1.

Как видно из сценария, рождение нового жанра еще не состоялось, ибо попытки создания массового празднества пока что строятся на использовании старого репертуара, в основном классического. Нет новых приемов, определяющих жанр. И в режиссерском решении «приметы времени» мы видим лишь во введении в действие праздника записей с речами революционных ораторов да оркестров Военного комиссариата. Пока что это лишь предпосылки к рождению самостоятельного жанра, так сказать, ближние подступы к нему. I

Но потребность эпохи в массовом праздничном действе такова, что жанр должен родиться, и это был вопрос ближайшего будущего.

Необыкновенно ярко и живописно, по словам А. В. Луначарского, было отпраздновано в Петрограде 1 Мая 1918 года.

Первая годовщина Октября постановлением специально созданной Центральной комиссии по проведению празднества была отмечена широко и разнообразно. Улицы и площади Петрограда украшали огромные плакаты и цветные полотна, изображавшие солдат Революции и людей труда (художник Н. Альтман). В эти дни на улицы и в рабочие клубы выехали 64 театральные труппы.

1 Мая 1919 года, несмотря на сложность военной обстановки, Петроград тоже провел массовое празднество. По сообщению «Северной коммуны» (26 апреля 1919 года), «ввиду недостатка материалов город украшается только в 100 пунктах», из-за чрезвычайных осложнений с транспортом сокращался и план уличных зрелищ.

Тем не менее на рабочие окраины Петрограда выехали четыре платформы-сцены, на одной из которых разыгрывалась агиткомедия А. В, Луначарского «Петрушка», а на площади перед Народным домом Театрально-драматургическая мастерская Красной Армии осуществила постановку «Действа о III Интернационале» — первую военную массовую постановку под открытым небом.

С необычайным размахом было проведено в Петрограде майское празднество 1920 года.

Для доставки артистических бригад профессиональных театров на окраины города были использованы трамваи. К вагонам (так называемому трамваю-театру) прикрепили платформы, на которых установили фанерные щиты и бутафорские фигуры, образующие сценическую площадку, где и выступали артисты (вспомните систему педжентов, родившуюся в площадном мистериальной театре) . Руководили этими своеобразными передвижными театрами крупные театральные деятели С. Э. Радлов, В. Н. Соловьев и другие.