Ялтинско-потсдамская система и биполярный мир


Историография

ЛЕКЦИЯ: «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ СОВЕТСКОГО РУКОВОДСТВА

Холодная война» и внешнеполитическая стратегия советского руководства.

ПЛАН

2. Советский Союз и Запад: зигзаги конфронтации и разрядки.

3. Советский Союз и социалистический блок в Европе.

4. Советско-китайские отношения.

5. СССР и международные кризисы на мировой периферии.

 

Традиционными проблемами «холодной войны» являются генезис послевоенной конфронтации между СССР и его недавними союзниками, ответственность сторон за международный раскол, взаимоотношения внутри социалистического блока, гонка вооружений и политика разрядки, завершение противоборства между СССР и Западом (следует выделить последние труды А.А. Фурсенко, В.О. Печатнова, Н.Е. Быстровой, А.Ф. Носковой, А.Б. Едемского, С.В. Мазова).

Послевоенная система международных отношений, чье основание составили решения Ялтинской и Потсдамской конференций (1945), была связана с возникновением новой геополитической ситуации – биполярного мира, в котором доминировали «сверхержавы» США и СССР, имевшие сопоставимый военный потенциал и политические возможности. Такая структура, получившая в литературе название ялтинско-потсдамского порядка, просуществовала почти полвека до конца 1980-х гг., когда последовал самораспад СССР. Сложившийся биполярный порядок был конфронтационным. Противостояние двух военно-политических блоков - Варшавского договора во главе с Советским Союзом и НАТО во главе с США, - прежде всего, имело место в Европе, однако со временем переместилось на мировую периферию – в Азию, на Ближний Восток, Африку и Латинскую Америку.

«Холодная война»

Послевоенная геополитическая и идеологическая конфронтация между СССР и США, между НАТО и Варшавским договором приобрела форму «холодной войны» – глобального соперничества противоположных социально-политических систем в стремлении распространить свою модель развития на остальной мир при условии, чтобы противостоящие военно-политические блоки не оказались в состоянии «горячей» войны друг с другом. Сверхдержавы старались причинить другой стороне максимальный ущерб, не доводя дело до военного конфликта.

Причины и генезис «холодной войны»

Послевоенное соперничество СССР и США было обусловленною идеологическими расхождениями и геополитической конкуренцией. Причина быстрого расхождения заключалась в конфликте интересов СССР и Запада. Американская администрация, полагаясь на экономическую мощь США и атомный шантаж, стремилась ограничить советское влияние в Европе и в мире, а советское руководство в свою очередь стремилось сохранить и усилить позиции СССР в Европе и Азии. Обе стороны, прежде всего, США и его союзники, начали постепенный отход от предыдущих договоренностей, едва завершилась война в Европе и на Дальнем Востоке. Между странами нарастают трения, которые приводят к возникновению «холодной войны».

В советской историографии отсчет «холодной войны» вели по так называемой фултоновской речи британского экс-премьера Уинстона Черчилля (1946), который воспользовался иранским кризисом как поводом для призыва организовать международное противодействие «советскому экспансионизму». По мнению современных исследователей, фултоновская речь Черчилля была скорее декларацией «холодного мира», а не началом «холодной войны».

Современная историография предпочитает вести отсчет «холодной войны» от «плана Маршалла». Летом 1947 г. американская администрация выступила с программой предоставления срочной экономической помощи европейским странам для ликвидации последствий мировой войны (программа была названа в честь госсекретаря США Джорджа Маршалла). Первоначально советская сторона с интересом отнеслась к инициативе Вашингтона, рассчитывая получить американский кредит для восстановления хозяйства). Однако, вскоре советская разведка сообщила, что американское правительство посредством «плана Маршалла» попытается перевести экономическое сотрудничество США с Европой в политическое партнерство. В итоге в Европе установится политическое и экономическое преобладание США. Сталин пересматривает свое отношение к «плану Маршалла». СССР и ряд восточноевропейских стран, а также Финляндия отказываются принять американскую помощь. В итоге 1948-1949 гг. становятся военно-политическим рубежом в отношениях между Востоком и Западом, за которым последовали окончательный политический разрыв и начало «холодной войны».

Внешнеполитическая стратегия СССР на начальном этапе «холодной войны» (1945-1953)

Основы послевоенного внешнеполитического курса были заданы Сталиным, который сохранял свою приверженность идеологизированному образу мира. Он был убежден в неизбежности следующего витка конфронтации между СССР и Западом, что заставляло его максимально сплотить вокруг СССР страны Восточной и Центральной Европы. Ожидание очередного экономического кризиса на Западе и поощрение антикапиталистического движения в мире рассматривались им в качестве средства укрепляющего международные позиции СССР.

По завершению мировой войны Сталин, с одной стороны, стремился сохранить партнерские отношения с Америкой и Великобританией, и в 1945-1947 гг. сохранял готовность к компромиссам (этим, например, объяснялось отношение Сталина к гражданской войне и британской интервенции в Греции[1]). При всей своей подозрительности к Западу, Сталин был заинтересован в продолжении сотрудничества ради предотвращения возрождения военной мощи Германии и Японии, получения займов и репараций для восстановления советской экономики.

С другой стороны, решающий вклад СССР в разгром фашизма и возросшее советское присутствие в Восточной и Центральной Европе питали международные амбиции советского руководства. По окончанию войны, например, советское правительство стремится пересмотреть режим черноморских проливов в пользу СССР[2], претендует на получение мандата над бывшей итальянской колонией Триполитанией (Ливией), пытается сохранить привилегированный доступ СССР к иранской нефти и транзитный выход к Персидскому заливу[3].

За реализацию сталинских установок на международной арене в 1945-1949 гг. отвечал Вячеслав Михайлович Молотов, который пытался проводить более осторожную линию во внешней политике. На этапе разрыва партнерских отношений СССР с Западом МИД СССР возглавил Андрей Януарьевич Вышинский (1883-1954), высококвалифицированный юрист, бывший государственный обвинитель на печально известных судебных процессах 30-х годов. Будучи одаренным человеком, он оказался не столько конструктивным дипломатом, сколько умелым полемистом демагогического склада в стенах ООН, - по существу на передовой «холодной войны».

Внешнеполитическая стратегия периода «оттепели» (1953-1964)

После смерти Сталина вопросы внешней политики подлежали коллегиальному рассмотрению членами Президиума. МИД вновь возглавил В.М. Молотов, получивший большую самостоятельность во ванешнеполитических делах. Современные историки допускают, что на данном этапе именно Молотов выступил в качестве главного архитектора советской политики разрядки. Молотов исходил из того, что общий курс на противоборство с капиталистическим миром должен сохраниться, но при этом в «холодной войне» необходима пауза или компромисс с Западом. Именно при нем были предприняты первые шаги к смягчению международной напряженности[4]. В 1954 г. Молотов выступает за создание общеевропейской системы коллективной безопасности, однако не за счет ослабления позиций СССР. Именно поэтому он не торопился с выводом советских оккупационных войск из Австрии (лишь в 1955 г. СССР и США вывели свои войска из Австрии, и та получила нейтральный статус). Полемика между Хрущевым и Молотовым по Югославии привела к изоляции Молотова в Президиуме ЦК и к последующей его отставке (Молотова сместили с должности министра накануне визита в СССР югославской делегации во главе с Тито[5]).

В 1956 г. МИД возглавил бывший студент Вышинского - Шепилов Дмитрий Трофимович (1905-1991). Как человек он обладал научным складом мышления, общей эрудицей и уважительным отношением к экспертным оценкам. Шепилова отличал реалистичный взгляд на международные проблемы и самостоятельная позиция по многим вопросам. Его дипломатический дебют оказался перспективным, но скоротечным – он находился на посту министра иностранных дел всего 8 месяцев. С февраля 1957 г. во главе МИДа встал Андрей Андреевич Громыко, которому пришлось занимать настоящую должность почти три десятилетия.

При Шепилове и Громыко, особенно после поражения «антипартийной группы», определяющее влияние на внешнеполитический курс оказывал Н.С. Хрущев. Значительную роль стал играть Международный отдел ЦК КПСС во главе с Борисом Пономаревым, который курировал международное коммунистическое движение. Международный отдел поддерживал курс на дестабилизацию капиталистической системы. Его клиентами были легальные и нелегальные оппозиционные политические партии и национально-освободительные движения за рубежом (вообще в 1950-1990 гг. финансовую поддержку СССР получили партии и движения из более чем 90 стран мира на общую сумму почти в полмиллиарда долларов). Международный отдел умело манипулировал антиамериканскими, а потом антикитайскими комплексами советских лидеров.

Первое время главным приоритетом Хрущева было укрепление социалистического лагеря и распространение советского влияния в мире, а не разрядка и политика европейской безопасности. Позже благодаря Хрущеву состоялась ревизия сталинских представлений о международных отношениях. Концепция мирного сосуществования была освобождена от сталинского тезиса о неизбежности новых вооруженных конфликтов. Акцент смещался на возможность длительного мирного периода международного развития, когда между социалистическими и капиталистическими странами будет существовать баланс сил. Мирное сосуществование предусматривало продолжение идеологической борьбы с империализмом – бескомпромиссную борьбу идей. Задача СССР в этом смысле состояла не в вооруженной борьбе с капиталистическим миром, а в мирном экономическом соревновании с ним, демонстрации преимуществ социалистического образа жизни. В то же время Хрущев с поразительной легкостью переходил от мирных инициатив к вызывающим заявлениям, угрозам и ультиматумам. На международной арене Хрущев нередко прибегал к блефу и шантажу. По мнению историка В.О. Печатнова, ни до, ни после Хрущева советская политика не была столь новаторской и авантюрной, столь миролюбивой и одновременно воинственной, столь амбициозной и порою просто комической. Порывы к мирному сосуществованию соседствовали в ней с самыми опасными кризисами «холодной войны».

Внешнеполитическая стратегия периода «развитого социализма» (1964-1985)

Отставка Хрущева частично возобновила порядок коллегиального обсуждения внешнеполитических вопросов. В 1968 г. была создана «Большая пятерка» - специальная комиссия ЦК, которая рассматривала и выносила рекомендации по внешнеполитическим и военно-политическим вопросам. В неё входили руководители МИДа, Минобороны, КГБ, Международного отдела ЦК и Военно-промышленной комиссии при Совете Министров.

После 1964 г. председатель правительства А.Н. Косыгин в течение нескольких лет оказывал весомое влияние на формирование внешней политики СССР и её воплощение[6]. Отстранение Косыгина от дипломатии произошло, видимо, в 1971 г., когда переписка между СССР и США по вопросам ограничения стратегических вооружений неожиданно стала вестись не от имени председателя Совмина СССР, а от имени Генерального секретаря Брежнева. С настоящего времени центральной фигурой дипломатической хроники становится Л.И. Брежнев, который искренне стремился к сохранению мира. Мирное сосуществование, по Брежневу, являлось мирной формой классовой и идеологической борьбы с империализмом при развитии взаимовыгодного экономического сотрудничества и политического диалога с ним. Он внес существенный вклад в укрепление международных позиций СССР, достижение ядерного паритета с США и общую стабилизацию международных отношений в Европе.

Непосредственное руководство дипломатией было сосредоточено в руках министра иностранных дел Андрея Андреевича Громыко, считавшего, что социализм и капитализм не обречены на вооруженный конфликт. Первостепенное значение Громыко уделял отношениям с США (коллеги говорили, что министр смотрит на мир сквозь звездно-полосатый американский флаг). Министр продолжил курс на закрепление политико-территориальных итогов Второй мировой войны, и, прежде всего сложившихся границ в Центральной и Восточной Европе. За въедливость и дотошность Громыко называли в дипломатических кругах «бормашиной». Для его дипломатического почерка были характерны некоторая медлительность, порою пассивность и дефицит свежих решений. Громыко не относился к «ястребам» в советском руководстве, хотя никогда не конфликтовал с оппонентами, например, с Борисом Пономаревым. Свою позицию Громыко согласовывал с министром обороны Д.Ф. Устиновым и председателем КГБ Ю.В. Андроповым. Последний, как и Громыко, был сторонником стратегии мирного сосуществования с Западом, нахождения с ним возможных компромиссов, однако он являлся более четким сторонником гибкости, чем Громыко. С другой стороны, Андропов всегда был убежденным приверженцем классового подхода к международным делам и совершенно чужд методам уговоров и односторонних уступок.

В 1960-1970-е гг. СССР ориентировался на взаимопонимание с Западом и на поддержание сложившегося в глобальном масштабе примерного военно-стратегического равновесия между Варшавским Договором и НАТО (настоящий подход нашел отражение в Программе мира, выдвинутой советским руководством в 1971 г.). В отношениях с США Советский Союз стремился избегать прямого столкновения, кроме как в случае нападения на территорию СССР или стран Варшавского договора. СССР удавалось локализовать региональные конфликты, способные перерасти в общий конфликт с США. На данном этапе внешняя политика стала более предсказуемой и эффективной. На базе признания сложившегося положения дел произошло временное сближение СССР с западноевропейскими странами и США. Эта новая тенденция получила название разрядки международной напряженности (детанта). Разрядка оказалась всего лишь «передышкой» в «холодной войне». В конце 1970-х начинается новый виток конфронтации и гонки вооружений. Страна теряет способность финансировать проведение активной внешней политики, приобретать новых партнеров посредством экономических методов, добиваться выгоды при помощи пропаганды образа СССР как процветающей державы.

Внешнеполитическая стратегия периода Перестройки (1985-1991)

В 1985 г. по инициативе Генерального секретаря М.С. Горбачева на смену министру иностранных дел Громыко пришел бывший руководитель Грузии Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе – не профессиональный дипломат[7]. Его назначение вызвало основательные кадровые перестановки в МИДе. Дипломаты эпохи Громыко постепенно «отодвигаются» на второй план. В 1985-1986 гг. в министерстве сменилось 35 послов, а к весне 1987 г. сменилось 7 из 9 заместителей министра. Выдвижение Шеварднадзе означало введение прямого контроля над дипломатией со стороны Горбачева. Показательно, что за годы Перестройки на Пленумах ЦК ни разу не было доклада по вопросам внешней политики. Именно при Горбачеве Международный отдел ЦК КПСС во главе с профессиональным дипломатом Анатолием Добрыниным, сосредоточенный на выработке альтернативного внешнеполитического курса на стратегическую перспективу, утратил свое значение.

В 1984 г. вышла книга ученого-африканиста Анатолия Громыко (сына экс-министра иностранных дел) и журналиста Владимира Ломейко «Новое мышление в ядерный век». Авторы, опираясь на идеи Альберта Эйнштейна, обосновывали важность, а иногда и приоритетность надклассовых общецивилизационных ценностей. Формула нового мышления была заимствована Горбачевым и положена им в основу концепции нового политического мышления. Концепция утверждала преобладающее значение в международной политике общечеловеческих ценностей по отношению к интересам отдельных держав и социальных групп. Именно поэтому из новой редакции Программы КПСС (1986 г.) было снято определение мирного сосуществования государств с различным общественным строем как «специфической формы классовой борьбы». В ряду общечеловеческих ценностей главной провозглашалось выживание человечества.

Горбачев призвал все страны к созданию всеобъемлющей системы международной безопасности. В качестве элементов такой системы он предлагал:

- в военной области – отказаться от войны, прекратить гонку вооружений, снизить уровни военных потенциалов до пределов «разумной достаточности», сократить военные бюджеты и распустить военные группировки;

- в политической области – уважать права каждого народа избирать пути и формы своего развития, урегулировать международные кризисы и региональные конфликты, укрепить доверие между государствами и уважать неприкосновенность государственных границ;

- в экономической области – отказаться от политики экономических блокад и санкций, если это не предусматривается рекомендациями мирового сообщества;

- усиление влияния ООН – международная организация должна играть главную роль в будущей системе международной безопасности.

Под давлением комплекса внутриполитических и международных обстоятельств Горбачев торопился с реализацией перспективной внешнеполитической программы. Дипломатический стиль Горбачева - Шеварднадзе отличался стремлением достичь быстрого успеха, чего бы это ни стоило. В результате Советский Союз стал добиваться сотрудничества с Западом ценой односторонних уступок, не уравновешенных встречными уступками США и его союзников (дипломат М. С. Капица назвал дипломатию Горбачева игрой в поддавки). Внешнеполитический курс Горбачева – Шеварднадзе приблизил завершение эпохи военно-политической конфронтации. В декабре 1989 г. во время встречи на острове Мальта Горбачев и президент США Дж. Буш официально провозгласили окончание «холодной войны». В 1990 г. президенту Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира. Тогда же генералы убедили Горбачева отказаться от услуг Шеварднадзе, который, по их мнению, проиграл бой на разоруженческом поле. Потом последовали самороспуск Варшавского договора и самораспад Советского Союза, растратившего своих союзников на международной арене.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1946-1991)