Метод различия


Метод сходства

Научная индукция

Через отбор фактов

Общий вывод о классе предметов делается на основании некоторых предметов данного класса, но отобранных из общей массы предметов по определенному признаку, уменьшающему вероятность случайных совпадений.

Например, статистическая выборка.

Такой вид индукции применяют в тех случаях, когда класс содержит большое количество предметов, которые трудно (а иногда и невозможно) исследовать в полном объеме.

Вывод основывается на существовании между исследуемыми обстоятельствами причинно-следственных отношений.

 

В зависимости от способов исследования различают:

Индукция методом отбора (селективная)

Индукция методом исключения (элиминативная)

 

Вывод в селективной индукции строится на основе знания о некотором образце, полученном методичным отбором фактов. Весь нюанс в составлении образца. Если в популярной индукции признак «Р» некоторого класса считается равномерно распределенным, то здесь признак распределен неравномерно, поэтому составлять образец надо с учетом его веса т значимости в различных частях класса предметов, явлений, фактов.

В элиминативной индукции вывод строится на исключении случаев, в которых свойства исследуемых предметов и явлений не согласуются с предполагаемым общим свойством или закономерностью.

Такой метод эффективен при анализе причинных связей между явлениями и поиске общей для них причины. Путем проверки значительного числа случаев, исключаются те, в которых общая причина отсутствует. Остаются лишь те, где она действительно присутствует.

 

 

Как установить эту причинную связь?

Ф. Бэкон, предлагая свой индуктивный метод, основывается на нескольких правилах. Впоследствии эти правила были систематизированы и уточнены Джоном Стюартом Миллем, который считал их не правилами, а методами. Поэтому их часто называют методами Бэкона-Милля :

Метод сходства

Метод различия

Объединенный метод сходства и различия

Метод сопутствующих изменений

Метод остатков

Сравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление наступает; при этом все случаи сходны лишь в одном и различны во всех других обстоятельствах.

Схема рассуждения:

ABC – вызывает d MBF – вызывает d KBC – вызывает d
По-видимому, В является причиной d

Сравнивают несколько случаев, в одном из которых наступает исследуемое явление, а в другом – нет. Единственный фактор, которым отличаются эти случаи, по всей видимости и является причиной явления.

Схема рассуждения:

ABCD – вызывает d ABC – не вызывает d BCD – вызывает d
По-видимому, D является причиной d