Интеллектуальное развитиеличности.


В педагогике под интеллектуальным развитием понимают –формирование способности к овладению и пользованию различными видами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим и т.д. в их единстве). Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения, а так же речевое развитие: владение и свободное пользование словарным богатством языка. Содержательной стороной интеллектуального развития является общедуховное, включающее в себя определённый объём основных научных знаний о мире и способность философской, конкретно-исторической оценки действительности. (Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С.Рацапевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005. С. 027.) Интеллектуальное развитие- это так же процесс приобщения к стандартам культуры, к шаблонам восприятия, мышления, поведения, т.е. отстоявшиеся знания и проверенные опытом способы деятельности.

Интеллектуальное развитие личности проходит в онтогенезе т. е. от рождения и до смерти. На уровень интеллектуального развития оказывают влияние два фактора: наследственность ( какой уровень интеллекта достался от предков) и социальная среда в которой и проходит жизненный путь человека. Значительное влияние на интеллектуальное развитие личности оказывает учебная деятельность. В процессе учебной деятельности формируются ментальные (умственные) внутренние психические структуры которые внешнепроявляются в успешности выполнения разнообразных видов интеллектуальной деятельности обучаемого и высоких показателях уровня интеллекта при тестировании, что является показателем интеллектуальной культуры личности.Важно заметить, что не всякая модель обучения наиболее эффективно способствует интеллектуальному развитию обучаемого. Традиционная система обучения чаще формирует репродуктивный тип интеллекта. Наиболее эффективной для развития интеллекта личности является развивающее обучение.

В педагогике и психологии существуют две противоположные позиции интеллектуального развития.

Применительно к развитию интеллектуальной сферы личности некоторые психологи защищают положение о том, что интеллект человека завершает свое развитие к 12-16 годам, то есть по достижении уровня логического интеллекта личности и возникновения способности действовать в уме. Следует сослаться на результаты исследований, проведенных школой Ж. Пиаже по проблеме онтогенетического развития интеллекта. Согласно Ж. Пиаже, высшая, завершающая стадия интеллектуального развития приходится на старший школьный возраст. Все личностно-психологические новообразования, все способы активного отношения к миру, возникающие на последующих стадиях развития личности, рассматриваются как вспомогательные и теряющие свой смысл на стадии зрелости.

В последнее время данные о снижении интеллекта в зрелом возрасте подвергаются критике. С точки зрения гуманистической педагогики и психологии, эти концепции должны быть пересмотрены и заменены новыми, основанными на положении о безграничности личностного развития человека, о развитии как основном способе существования личности.

Однако анализ научных исследований по проблеме развития личности на протяжении жизненного пути выявил в современной науке представлено двумя гипотезами. Согласно первой гипотезе развитие человека происходит постоянно, непрерывно, на протяжении всей его жизни. Согласно второй – основные характеристики человека развиваются до определенного уровня, пика, после чего наблюдается спад.

Неравномерность, гетерохронность развития человека, существование сензитивных к определенным явлениям жизни периодов развития описываются в трудах Б.Г. Ананьева, Ю.Н, Кулюткина, Е.Н. Степановой и др.

Одним из сензитивных периодов развития и саморазвития личностной культуры является возраст юности. Границы учеными указываются разные, мы же будем придерживаться в этом вопросе позиции отечественной психологии, выделяющей раннюю юность (15 -18 лет) и позднюю юность (18 – 23 года). В период студенчества особенно интенсивно формируются личностные особенности человека. В этом возрасте получают большую определенность особенности темперамента, характера человека и общая направленность личности. У студенческой молодёжи 18 – 25-летнего возраста формируется гражданская и профессиональная позиция личности, её интеллектуальное и нравственное развитие.

Вышесказанное дает возможность констатировать, что юношеский возраст несет в себе богатые психологические предпосылки для становления культуры интеллектуального труда студентов.

Развитие культуры интеллектуального труда может происходить спонтанно: в результате возрастных изменений в интеллектуальной сфере студента по мере накопления им опыта умственного труда, под влиянием изучения различных дисциплин. Однако развитие культуры интеллектуального труда будущего учителя происходит особенно эффективно, если этому процессу обеспечено адекватное управление, использования технологии интерактивного, контекстного обучения, рефлексивного обучения, и технология обучения действия, элементы игр и упражнений тренинга интеллектуального роста.

Интеллектуальный труд не может быть ограничен рамками детства и юности, в преоразующемся виде он составляет особый уровень в функционировании личности взрослого человека, а также является условием сохранения его психического здоровья и полноценной созидательной деятельности.

В педагогической литературе нет единой точки зрения на проблему развития культуры интеллектуального труда. До сих пор не выработано целостног, объяснительного и описательного термина, адекватно раскрывающего научное содержание самого феномена «культура интеллектуального труда».

Обобщая можно сделать вывод, что культура интеллектуального труда – это один из видов деятельности развивающийся в культуре, механизмом передачи опыта интеллектуальной деятельности выступает образование, результатом которого является интеллектуальное развитие личности.