В обучении информатике


Теория решения изобретательских задач

Общеизвестно, что ребенка нужно заинтересовать, особенно когда речь идет о непростых теоретических вопросах.

Основная цель применения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в курсе информатики младшей школы — активизация творческого мышления школьников, развитие творческих способностей, фантазии, воображения, интуиции за счет формирования умений решать специально подобранные задачи, идти от практики к теории.

Существуют принципы отбора таких задач: от простого — к сложному, от разрозненных фактов — к поиску закономерностей, от изучения следствий — к анализу причин, от информации — к знаниям и умению их использовать.

Можно выделить несколько классов задач, построенных на основе ТРИЗ, которые уже нашли отражение в учебных программах и учебниках информатики для начальной школы: задачи на выявление аналогии и закономерности, игры с выигрышной стратегией, «все наоборот», «предметы-гибриды» (объекты с необычным составом), задачи на конструирование, выявление противоречий. Приведем несколько примеров таких заданий:

1) изобразите как можно больше предметов, используя в качестве составных фигур круг, треугольник, квадрат;

2) завершите незаконченные рисунки;

3) из группы букв составьте как можно больше слов: а, у, к, и, б;

4) составьте цепочки слов, позволяющие путем изменения каждый раз только одной буквы перейти от начального слова к заданному конечному: ворона — корова, щит — меч, жаба – рыба;

5) наберите из 20-литровой бочки 6 л волы, используя два бидона: 7 л и 5 л. В конце лишняя вода из вспомогательного бидона должна быть перелита в бочку. Задача решается за 11 команд;

6) когда об воду можно порезать руку? и т.л.

Существующий разрыв между количеством информации, требующей усвоения, и качеством знаний, которые могут усвоить учащиеся, ставят школу в сложное положение. Неправильная организация нагрузки, отсутствие системного подхода в обучении способны оттолкнуть детей и негативно отразиться на мотивации к учению в последующем. И в первую очередь это касается школьной информатики, развитие которой идет очень быстрыми темпами. Именно в этих случаях необходимы инновационные подходы к обучению, одним из которых как раз и является ТРИЗ-педагогика.