Релаксопедия как средство активного усвоения
В нашей стране интерес к суггестопедии сочетался с попытками дополнить его методами гипнопедии, релаксопедии и ритмопедии. В гипнопедии обязательным условием процесса обучения становится погружение учеников в измененные состояния сознания. Считается, что в этих случаях снижение активного контроля и повышение роли неосознаваемых процессов способны приводить к увеличению «поглотительной способности памяти». В частности, были проведены многочисленные эксперименты по восприятию речи во время естественного сна. В этих случаях время на заучивание иностранной лексики сокращалось в несколько раз.
В ряде работ релаксопедией называется теория и практика решения учебных и воспитательных задач с помощью психической саморегуляции учащихся [28; 108]. При этом часть знаний, требующих усвоения на репродуктивном уровне, школьники приобретают, находясь в состоянии релаксации (мышечного расслабления). Достижение учащимися такого состояния обеспечивается главным образом за счет внушения и самовнушения (аутогенной тренировки).
Для этого каждое релаксопедическое занятие состоит из двух основных частей.
В ходе первой части проводится психорегулирующая тренировка (релаксация) и лишь затем осуществляется ввод новой учебной информации. Это позволяет более четко удерживать направленную фиксацию внимания ученика. Проведенные исследования показали, что в состоянии релаксации учащиеся могут прочно запомнить значительный объем учебной информации. В качестве основного варианта психорегулирующей тренировки предлагается рассматривать четырехэлементный комплекс, включающий в себя физическое и психическое расслабление, ощущение тяжести и теплоты правой руки. Для усиления расслабляющего эффекта использовались определенные формулы словесного внушения. Наиболее эффективным оказался следующий вариант формул:
Я лежу на берегу реки в лесу.
Журчит вода, поют птицы. ;
Шумит листва деревьев.
Я спокоен.
Я лежу на спине, смотрю в голубое небо.
Там плывут облака.
Надо мной качаются верхушки деревьев.
Я слушаю успокаивающий шум леса.
Я как будто повис в воздухе.
Будто нахожусь в состоянии невесомости.
У меня такое ощущение, будто я растаял.
В правой руке тяжелый портфель, набитый книгами.
Портфель своей тяжестью тянет правую руку вниз.
Моя правая рукатгогружена в нагретый солнцем песок.
Песок нагревает правую руку.
В правой руке нагретый солнцем камень.
Проведенные исследования показали, что достаточно двух-трех подготовительных занятий групповой релаксации под руководством педагога (продолжительностью 30-35 минут) для подготовки учащихся к вводу учебной информации или формул воспитательного содержания. Постепенно время на релаксационную подготовку обучаемых сокращается. Начиная с пятого занятия на релаксацию в дидактических целях отводилось 7-10 минут.
Во время проведения занятия важно систематически поддерживать установку на активность работы учащихся. Ведущий сеанса должен исходить из того, что релаксация — это не гипноз. Поэтому здесь испытуемые не должны сидеть пассивно, а направлять свои усилия на выработку требуемого состояния. Для стимулирования активности обучаемых преподаватель может использовать следующие формулы: «Повторите шепотом»; «А теперь прочувствуйте сказанное!»; «Вспомните это ощущение!»; «Мысленно представьте себе это ощущение!»
Вторая часть любого занятия — ввод учебной информации. В том случае, когда обучение строилось на материале изучения иностранных языков, одна из главных задач состояла в создании языковой среды. Для этого использовались все моменты, начиная с доклада дежурного на иностранном языке и заканчивая использованием иноязычных формул для ввода в релаксационное состояние. Тем самым обеспечивается интенсивное освоение лексики, что позволяет создавать на занятиях беспереводную среду. Родная речь применяется главным образом для объяснения грамматического материала.
Для закрепления интереса к изучению иностранного языка ре-лаксопедический сеанс заканчивается формулами следующего типа: «Я уверен в себе»; «Я хорошо усвоил и помню учебную программу»; «Я люблю заниматься французским языком»; «Я охотно сажусь за выполнение домашних заданий по французскому языку».
Исследования показали, что в ходе организованных таким образом занятий достигалось более полное переключение обучаемых с родного языка на иностранный. Возрастало сосредоточение обучаемого на объекте изучения, снижалось опосредующее влияние родного языка. Вырабатывалась внутренняя установка ученика на запоминание нового материала. В итоге учащиеся могли усвоить до 50-60 новых слов за один сеанс.
Такая методика проведения занятий предполагает как соответствующую разработку тематических планов и учебных материалов, так и специальную подготовку преподавателей. Подготовка педагогов к руководству психорегулирующей тренировкой должна включать в себя следующие компоненты:
• изучение специальной литературы;
• наблюдение сеансов релаксации, проводимых специалистами;
• прослушивание магнитофонных записей формул внушения;
• самостоятельные пробы ввода в измененное состояние одного-двух учащихся;
• проведение нескольких сеансов групповой релаксации под руководством специалиста.
Свое непосредственное воплощение такая подготовка находит в ходе релаксопедического занятия, построение которого в обобщенно виде может быть представлено следующим образом.
Предварительное знакомство с новой лексикой — 8-10 минут. Ввод обучаемых в состояние релаксации — 7-10 минут. Релаксопедическое усвоение новой лексики — 20-25 минут. Вывод из состояния релаксации и упражнения, актуализирующие применение усвоенной лексики, — 5-10 минут.
Особое внимание необходимо обращать на такие психологические компоненты занятия, как музыкальный фон, упражнения на релакса- цию, экспрессивная окраска специально подготовленной лексики. При этом влияние музыкального фона при вводе в состояние релаксации и предъявлении учебного материала оценивается неоднозначно. Многим ученикам музыка помогает в выработке требуемых реакций, а некоторые жалуются на то, что музыка их отвлекает. Поэтому влияние данного фактора нуждается в дополнительных исследованиях.
Одним из возможных вариантов интенсификации учебных возможностей школьников выступает ритмопедия. Для этого на психику учеников оказывается ритмостимуляция — воздействие низкочастотными физическими раздражителями, с помощью которых организму навязывается определенный ритм интеллектуальной деятельности в процессе усвоения учебной информации. Естественно, в реальном учебном процессе эти приемы используются в сочетании с другими методами обучения школьников.
Как психолого-педагогические разработки суггестопедия, гипнопедия и релаксопедия обладают, по мнению Г. Лозанова, своими определенными чертами (табл. 7.2) [61, с. 15].
Таблица 7.2