Релаксопедия как средство активного усвоения


В нашей стране интерес к суггестопедии сочетался с попытками до­полнить его методами гипнопедии, релаксопедии и ритмопедии. В гип­нопедии обязательным условием процесса обучения становится по­гружение учеников в измененные состояния сознания. Считается, что в этих случаях снижение активного контроля и повышение роли нео­сознаваемых процессов способны приводить к увеличению «поглоти­тельной способности памяти». В частности, были проведены много­численные эксперименты по восприятию речи во время естественного сна. В этих случаях время на заучивание иностранной лексики сокра­щалось в несколько раз.

В ряде работ релаксопедией называется теория и практика решения учебных и воспитательных задач с помощью психической саморегуля­ции учащихся [28; 108]. При этом часть знаний, требующих усвоения на репродуктивном уровне, школьники приобретают, находясь в состоя­нии релаксации (мышечного расслабления). Достижение учащимися такого состояния обеспечивается главным образом за счет внушения и самовнушения (аутогенной тренировки).

Для этого каждое релаксопедическое занятие состоит из двух ос­новных частей.

В ходе первой части проводится психорегулирующая тренировка (релаксация) и лишь затем осуществляется ввод новой учебной ин­формации. Это позволяет более четко удерживать направленную фик­сацию внимания ученика. Проведенные исследования показали, что в состоянии релаксации учащиеся могут прочно запомнить значитель­ный объем учебной информации. В качестве основного варианта психорегулирующей тренировки предлагается рассматривать четырехэлементный комплекс, включаю­щий в себя физическое и психическое расслабление, ощущение тяже­сти и теплоты правой руки. Для усиления расслабляющего эффекта использовались определенные формулы словесного внушения. Наибо­лее эффективным оказался следующий вариант формул:

Я лежу на берегу реки в лесу.

Журчит вода, поют птицы. ;

Шумит листва деревьев.

Я спокоен.

Я лежу на спине, смотрю в голубое небо.

Там плывут облака.

Надо мной качаются верхушки деревьев.

Я слушаю успокаивающий шум леса.

Я как будто повис в воздухе.

Будто нахожусь в состоянии невесомости.

У меня такое ощущение, будто я растаял.

В правой руке тяжелый портфель, набитый книгами.

Портфель своей тяжестью тянет правую руку вниз.

Моя правая рукатгогружена в нагретый солнцем песок.

Песок нагревает правую руку.

В правой руке нагретый солнцем камень.

Проведенные исследования показали, что достаточно двух-трех подготовительных занятий групповой релаксации под руководством педагога (продолжительностью 30-35 минут) для подготовки учащих­ся к вводу учебной информации или формул воспитательного содер­жания. Постепенно время на релаксационную подготовку обучаемых сокращается. Начиная с пятого занятия на релаксацию в дидактичес­ких целях отводилось 7-10 минут.

Во время проведения занятия важно систематически поддерживать установку на активность работы учащихся. Ведущий сеанса должен исходить из того, что релаксация — это не гипноз. Поэтому здесь ис­пытуемые не должны сидеть пассивно, а направлять свои усилия на выработку требуемого состояния. Для стимулирования активности обучаемых преподаватель может использовать следующие формулы: «Повторите шепотом»; «А теперь прочувствуйте сказанное!»; «Вспом­ните это ощущение!»; «Мысленно представьте себе это ощущение!»

Вторая часть любого занятия — ввод учебной информации. В том случае, когда обучение строилось на материале изучения иностранных языков, одна из главных задач состояла в создании языковой среды. Для этого использовались все моменты, начиная с доклада дежурного на иностранном языке и заканчивая использованием иноязычных фор­мул для ввода в релаксационное состояние. Тем самым обеспечивает­ся интенсивное освоение лексики, что позволяет создавать на заняти­ях беспереводную среду. Родная речь применяется главным образом для объяснения грамматического материала.

Для закрепления интереса к изучению иностранного языка ре-лаксопедический сеанс заканчивается формулами следующего типа: «Я уверен в себе»; «Я хорошо усвоил и помню учебную программу»; «Я люблю заниматься французским языком»; «Я охотно сажусь за вы­полнение домашних заданий по французскому языку».

Исследования показали, что в ходе организованных таким образом занятий достигалось более полное переключение обучаемых с родно­го языка на иностранный. Возрастало сосредоточение обучаемого на объекте изучения, снижалось опосредующее влияние родного языка. Вырабатывалась внутренняя установка ученика на запоминание но­вого материала. В итоге учащиеся могли усвоить до 50-60 новых слов за один сеанс.

Такая методика проведения занятий предполагает как соответству­ющую разработку тематических планов и учебных материалов, так и специальную подготовку преподавателей. Подготовка педагогов к ру­ководству психорегулирующей тренировкой должна включать в себя следующие компоненты:

• изучение специальной литературы;

• наблюдение сеансов релаксации, проводимых специалистами;

• прослушивание магнитофонных записей формул внушения;

• самостоятельные пробы ввода в измененное состояние одного-двух учащихся;

• проведение нескольких сеансов групповой релаксации под руко­водством специалиста.

Свое непосредственное воплощение такая подготовка находит в ходе релаксопедического занятия, построение которого в обобщенно виде может быть представлено следующим образом.

Предварительное знакомство с новой лексикой — 8-10 минут. Ввод обучаемых в состояние релаксации — 7-10 минут. Релаксопедическое усвоение новой лексики — 20-25 минут. Вывод из состояния релаксации и упражнения, актуализирующие при­менение усвоенной лексики, — 5-10 минут.

Особое внимание необходимо обращать на такие психологические компоненты занятия, как музыкальный фон, упражнения на релакса- цию, экспрессивная окраска специально подготовленной лексики. При этом влияние музыкального фона при вводе в состояние релаксации и предъявлении учебного материала оценивается неоднозначно. Мно­гим ученикам музыка помогает в выработке требуемых реакций, а не­которые жалуются на то, что музыка их отвлекает. Поэтому влияние данного фактора нуждается в дополнительных исследованиях.

Одним из возможных вариантов интенсификации учебных возмож­ностей школьников выступает ритмопедия. Для этого на психику уче­ников оказывается ритмостимуляция — воздействие низкочастотными физическими раздражителями, с помощью которых организму навязы­вается определенный ритм интеллектуальной деятельности в процессе усвоения учебной информации. Естественно, в реальном учебном про­цессе эти приемы используются в сочетании с другими методами обу­чения школьников.

Как психолого-педагогические разработки суггестопедия, гипнопе­дия и релаксопедия обладают, по мнению Г. Лозанова, своими опреде­ленными чертами (табл. 7.2) [61, с. 15].

Таблица 7.2