Дом над водопадом» Ф.Л. Райт. 1935-1939г. Использование свойств нового материала в необычных условиях и, в результате - уникальность по месту расположения.


Лекция 5

Пожалуй, никто не может оставаться равнодушным, глядя на дом над водопадом, созданный знаменитым американским архитектором Ф.Л.Райтом, который словно был создан самой природой, и всегда существовал над этим водопадом, являясь неотъемлемой частью этого ландшафта. Идею своего проекта Ф.Л.Райт выразил следующими словами: «Если усилия архитектора в «органичной архитектуре» оказываются успешными, вы не сумеете себе представить этот дом где-либо в другом месте, а не как раз там, где он находится. Он становится неотъемлемой частью своего окружения. Он украшает свое окружение, а не обезображивает его». Ф.Л.Райт. Под словом «органическая» он раскрыл понятие места, «он украшает свое окружение, а не обезображивает его», композиция здания раскрывает, усиливает характер места – его рельеф, повороты каскадов водопадов следуют поворотам горной речки, а над ними органически поворачиваются каскады этажей дома. Ф.Л. Райт поддерживает характер естественного ландшафта поворотами каскадов террас, а естественные камни речки перерастают в каменную кладку стен, только гладкие ограждения террас свидетельствуют о том, что это произведение не природного происхождения, а какая-то высшая фантастическая сила сумела, легко поднять, уверенно расставить плиты, чтобы поселиться там человека.

 

Фото 1. «Дом над водопадом» или «Дом Дж. Кауфмана» в Бер-Ране, Пенсильвания, Перспектива с водопадом.

 

План загородного дома на природе всеми ограждающими стенами пытается вписаться или «вжиться» в ландшафт, обойти, не трогая препятствия, а если этого не удается сделать, то большие камни валуны превращаются в часть конструкций стен, фундамента, террасы. Живописные берега горного ручья продиктовали изломы, уступы, повороты плана дома, сохраняя в первозданном виде уникальный пейзаж местности. Благодаря большому выносу нижней плиты террасы и верхнего навеса террасы не видны опоры, ни подпорная стена, ни фундамент здания, создается впечатление, что дом парит над водопадом. Эффект свободно парящих конструкций над водопадом, воспринимаемых человеком в перспективе, снизу и определила уникальный образ архитектуры жилого здания, где водопад неотъемлемая часть композиции и архитектуры здания.

Секрет целостности созданного образа здания создается крестообразным переплетением планов природного ландшафта и архитектуры. На первом плане сам водопад и он «главное действующее лицо», без которого не было бы композиции «дом над водопадом», где вертикальная струящаяся плоскость падающей воды, передает настроение живой природы. На втором плане парит гладкая плита террасы, которая перегораживает воду, как мост. Третий план это плита – навес над террасой, лежащий крестом, перпендикулярно к плоскости плите террасы; четвертый план – плита перекрытия дома.

Пятый план это вертикальная линия трубы камина, которая завершает перспективу. Второй секрет этой многоплановой композиции – выделение или сопоставление фактур материалов – камня и железобетона. Только горизонтальные монолитные плиты оставлены гладкими, а все остальные части жилого дома имеют природную фактуру натурального камня, что зрительно «прячет» их в общей композиции здания и «растворяет» в окружающей среде. Такой подход позволил, во-первых, показать свойства монолитного железобетона, способного «работать» большими консолями, а вид, где вы совсем не видите опор, придает ей очень большую силу выразительности.

 

Фото 2. Перспектива каскадов, уносящихся вверх, поддерживаемые общим характером местности.

 

Именно этот вид дома над водопадом, именно этот перспективный эффект парящих плит террасы и навеса над водопадом в окружении нетронутого живописного пейзажа горного леса, является уникальным, где архитектура и окружающая среда представляют как единое целое. Из всего дома вы видите только три гладких искусственного происхождения частей дома - пересекающиеся огромные плиты над водопадом, а все остальные части дома выполнены в натуральном камне окружения по цвету, фактуре, масштабу.

Когда смотришь на эту перспективу, вам кажется, что основание здания началось у нижнего каскада воды. Использование возможностей нового строительного материала и новой технологии монолитного железобетона, позволили архитектору Ф.Л. Райту, создать художественный образ нового, ранее не существовавшего здания, которое можно назвать уникальным решением новизны нового материала и учет конкретных природно-климатических условий окружающего ландшафта. Мастерское использование свойств натуральных материалов наилучшим образом соединяет здание с окружающей средой, что в восприятии архитектуры они не заметны, это усиливает полет нависших плит над руслом горной речки.

Использование сплошного остекления – новаторство того времени, которые на первом и втором этажах здания полностью зрительно «освободили» горизонтальные плиты террас от влияния стен, это третий секрет, что усилило свободу парящих плит. Простой композиционный прием, а, как известно – все гениальное просто, по использованию особенностей местного ландшафта, новизны строительного материала, новизны сплошного остекления дал уникальный результат.

Продуктом уникального результата является художественно - выразительный прием постановки дома, где горная речка это часть композиции, даже кажется, что она берет начало у его подножья, новаторство в применении принципов современной архитектуры, в использовании свойств искусственных и природных материалов, великолепная концепция органической архитектуры, построенной в гармонии с природой. По поводу дома над водопадом сам Ф.Л.Райт сказал: «“Дом над водопадом” – великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…» Этот дом стал самым известным особняком Америки. Затерянный в лесной лощине Западной Пенсильвании, он стал местом паломничества любителей уникальной архитектуры со всего мира. Трудно это себе представить, что скромное небольшое загородное жилище, построенное в тридцатые годы, до сих пор не теряет своего имиджа, как уникальное здание, хотя в нем не использованы уникальные технические или технологические средства, но он продолжает удерживать лидерство уникального здания за счет простоты и необыкновенной привлекательности художественного образа -непреходящей ценности.

Своим появлением здание обязано Эдгару Кауфманну младшему – будущему хранителю отдела дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке и основателю движения Good Design. Он был учеником Райта. Когда в 1933 году его отец, Эдгар Кауфманн старший, владелец большого магазина в Питсбурге, меценат, любитель антикварной экзотики, решил построить себе дом для уик-эндов на лесном участке в несколько сот гектаров, его сын посоветовал ему обратиться к Ф.Л.Райту. Архитектор приехал осмотреть место, оно вдохновило его на создание, уже знакомой вам, архитектуры здания. Внутренние интерьеры здания подчинены принципу организации внешней гармонии архитектуры здания и сочетают натуральный рваный камень, дерево, гладкие бетонные поверхности, сплошное остекление. На первом этаже расположена гостиная, гостевые комнаты, кухня, на втором спальные помещения. Здесь в свое время перебывали такие знаменитости, как Альберт Эйнштейн, Алвар Аалто, Филипп Джонсон, Вальтер Гропиус и другие. Согласно опросу, провиденному 1991 году среди членов Американского Института архитекторов, лучшим произведением американской архитектуры стал «Дом над водопадом» Ф.Л.Райта.